Культура и искусство

«Когда император Франц-Иосиф увидел в Коломые изделия гениального мастера Юрия Шкрибляка, то наградил его медалью»

8:00 — 30 сентября 2012 eye 1384

В столице гуцульского края — Верховине Ивано-Франковской области — завершился юбилейный международный фестиваль

На 20-й фестиваль гуцулов в Верховину съехались известные музыканты, фольклорные коллективы, мастера декоративно-прикладного искусства. Гости из Украины и зарубежья открыли необычный памятный знак. Он сделан из камней, символизирующих горы, а в центре — выкованная из металла карта, на которой обозначена Верховина, столица Гуцульщины. Уникальный этнос, живущий в Карпатах, стал героем легенд, песен, художественных произведений, кинофильмов. Достаточно вспомнить повесть Михаила Коцюбинского «Тiнi забутих предкiв» и созданный по ее мотивам киношедевр Сергея Параджанова...

До начала Второй мировой войны женщины-гуцулки ходили с тонкими тросточками, а мужчины носили топорики

Сегодня во многих селах Карпатского региона устраивают свадьбы по давним гуцульским обычаям, жених и невеста надевают старинные народные костюмы. Причем люди, хранящие дома уникальные вещи своих предков, не соглашаются продавать их ни за какие деньги. Примечательный факт: гуцульская одежда покорила и взыскательное жюри конкурса, ежегодно проводимого в США. Цель конкурса — сохранение и воспроизведение на американской земле собственных национальных традиций. Уехавшие из Верховины в Америку Евдокия Сороханюк с мужем воспроизвели в деталях гуцульские костюмы — мужской и женский. Премию победителям вручила Хиллари Клинтон. Об этом не без гордости рассказывают мне в Национальном музее народного искусства Гуцульщины и Покутья, находящемся в Коломые Ивано-Франковской области.

Сам город можно обойти за несколько часов. А вот в музее «застрянешь» надолго. Музейные фонды насчитывают свыше 50 тысяч(!) экспонатов, и в 18 залах выставлена только треть имеющихся предметов. Как правило, больше всего привлекает внимание посетителей гуцульская одежда.

— Меня часто спрашивают, трудно ли отличить настоящий гуцульский костюм от подделки, и я отвечаю: для этого не надо быть специалистом, — рассказывает этнограф, заслуженный деятель искусств Украины Николай Шкрибляк. Он родился на Гуцульщине и принадлежит к самой известной в Украине династии народных гуцульских мастеров. — Эта одежда отличается вкусом во всем — в покрое, орнаментальных мотивах, цветовой гамме, технике исполнения. При этом она удобна и практична, каждая ее деталь таит в себе символ-оберег. К примеру, когда жениха с невестой провожали на венчание в церковь, им повязывали на руки вышитый платок или красную нить с маленьким кружочком коровьего сыра (будза) — что символизировало благополучие семейной жизни.

Гуцулы вышивали сорочки, сардаки (верхняя одежда), безрукавки и даже онучи-обмотки на ноги. Ткали узорчатые женские пояса, полотно для летних мужских штанов (их называли портяницами). Свадебная верхняя одежда для невесты (гугля) шилась из белого сукна, а для жениха (манта) — из серого. Только у гуцулов встречается такой элемент одежды, как перемитка. Это белое тонкое полотно с орнаментом по краям. После венчания, когда священник клал перемитку на плечи новобрачной, края полотна скрещивались — в знак соединения двух семей.

В одежде гуцулов — и художественно обработанная кожа: безрукавки, кожухи, постолы, сапоги, мужские ремни. Праздничный мужской ремень украшался орнаментом из маленьких деталей, которые гуцулы отливали из специального металла. А рабочим поясом был черес, имевший до семи пряжек. Он поддерживал поясницу мужчины во время тяжелых работ в лесу.

Топорики, трости, трубки для курения и даже пуговицы на кожухах — все это украшалось резьбой, инкрустацией. До начала Второй мировой войны женщины-гуцулки ходили с тонкими тросточками, а мужчины носили топорики.

В советские времена праздничный ремень можно было приобрести за 120-150 рублей

— В гуцульских нарядах видим и аппликацию, и керамику, и бусы из венецианского стекла, — продолжает Николай Шкрибляк. — На шерсть дикого кабана нанизывали бисер и делали уникальное украшение — трясунку, ее мужчины носили на шляпах, называемых кресанями. На одном плече у гуцула была тобивка — кожаная сумка, тисненная и инкрустированная металлом, на другом — пороховница (рог с выжженным узором).

В советские времена праздничный гуцульский мужской ремень можно было приобрести за 120-150 рублей, что равнялось средней зарплате. В старину же цены устанавливали сами гуцулы. Например, в начале прошлого века покупка ремня обошлась бы мужчине в четыре дня работы в поле или в лесу, а женщине — в восемь дней. Сейчас эти уникальные вещи, представленные в музее, бесценны.

— Ежегодно к нам приезжают тысячи иностранных гостей, — говорит директор Национального музея народного искусства Гуцульщины и Покутья Ярослава Ткачук. — Бывают и послы государств. Их поражает, что в Украине сумели сохранить аутентичную культуру.

— Еще в 1880 году в Коломые состоялась этнографическая выставка, — рассказывает научный сотрудник музея Ирена Гулай-Назарова. — Ее посетил австро-венгерский император Франц-Иосиф. Он увидел работы двух замечательных гуцульских мастеров — резчика по дереву Юрия Шкрибляка и гончара Олексы Бахматюка. Их изделия так понравились императору, что он наградил мастеров медалями и заказал для себя несколько работ Шкрибляка. А на средства, полученные от проведения этой выставки, был приобретен участок под постройку народного дома, в котором впоследствии и разместился музей. Его основатель, железнодорожник Владимир Кобринский, ездил по селам и собирал экспонаты, обращался к людям с просьбой приносить вещи. И 1 января 1935 года музей открылся. Это был первый в Западной Украине музей украинского искусства.

В этом году в нашей стране отмечают 190-летие со дня рождения Юрия Шкрибляка. Немало его работ хранятся сейчас в Вене. Родоначальник знаменитой династии гуцульских мастеров не умел ни читать, ни писать, но это не мешало ему создавать шедевры...

Фото Юрия Билака, специально для «ФАКТОВ»