«Укрзалiзниця» настаивает на выделении из бюджета страны 2,7 миллиарда гривен, без которых пассажирские перевозки могут сократиться на треть
У железнодорожных касс традиционный предновогодний ажиотаж. Всего за несколько часов после начала предварительной продажи билеты на субботу, 29 декабря, расхватали, словно горячие пирожки. Оле и Сергею, супружеской паре из Киева, на этот раз повезло.
— Мы традиционно встречаем Новый год в Карпатах, — рассказывает Сергей. — Ехать на машине зимой не хотим — поездом и намного дешевле, и безопаснее. Конечно, поезда у нас далеко не европейские. Честно говоря, мы готовы заплатить и дороже, но чтобы вагоны были более современными и комфортными. А главное, чтобы не было проблем с билетами, ведь нам нужно после Рождества возвращаться в Киев!
Впрочем, даже те, кто пока не успел купить билеты, еще имеют шансы встретить Новый год и Рождество на горнолыжных курортах Западной Украины. «Укрзалiзниця» назначила 129 дополнительных рейсов к новогодним и рождественским праздникам, 98 из них — в западном направлении. Также «Укрзалiзниця» обещает и далее рассматривать вопрос назначения дополнительных поездов и увеличения до допустимых норм количества вагонов в поездах, уже курсирующих по наиболее популярным направлениям.
Но если в этом году украинцы все-таки дождались дополнительных поездов, то в следующем их может не быть.
Пресс-центр «Укрзалiзницi» сообщает, что в связи с хроническим недофинансированием со стороны государства закупок нового пассажирского подвижного состава объемы перевозок в ближайшие пять лет рискуют сократиться более чем на треть (с 60,5 миллиона пассажиров в год до 40 миллионов). Основная причина — естественная убыль старого парка. На сегодняшний день из 6887 пассажирских вагонов лишь 2985 (43 процента) не превысили срока эксплуатации. Остальное — фактически отживший свое металлолом.
В ведомстве отмечают, что из-за изношенности подвижного состава «Укрзалiзниця» уже в следующем году не сможет полностью удовлетворить потребности граждан в перевозках. Дефицит пассажирских вагонов составит в 2013 году 360 вагонов, а к 2017 году — 2364 вагона.
При этом, по прогнозам, убытки от организации пассажирских перевозок к концу 2012 года достигнут восьми миллиардов гривен (ежегодно 3944 пассажирских вагона требуют проведения плановых ремонтов, что обходится железной дороге в 1,5 миллиарда гривен). Покрывать их железнодорожники должны самостоятельно из доходов, которые дают грузовые перевозки. Такое перекрестное субсидирование происходит из года в год и фактически съедает финансовый потенциал предприятия для осуществления капитальных вложений.
— Статья 10 Закона Украины «О железнодорожном транспорте» гласит, что пассажирский подвижной состав должен закупаться за счет государственного бюджета, — отмечают в ведомстве. — Однако за 20 лет независимости Украины денег в госбюджете не нашлось даже на один вагон. И «Укрзалiзниця» вынуждена ремонтировать и продлевать срок службы устаревших вагонов, жертвуя качеством перевозок.
Для нормализации ситуации «Укрзалiзниця» настаивает на выделении из бюджета страны 2,7 миллиарда гривен на обновление парка пассажирских вагонов — иначе речь о назначении дополнительных поездов в скором времени идти не будет.
Бюджетные средства «Укрзалiзниця» планирует направить на закупку 200 новых пассажирских вагонов, 41 вагона, оборудованного для перевозки инвалидов, семи специальных служебно-технических вагонов.
Всего же, согласно расчетам экспертов консалтинговой компании АT Кеarney, на обновление пассажирского вагонного парка железной дороги до 2015 года необходимо 8,2 миллиарда гривен инвестиций, до
— «Укрзалiзницю» сделали заложником ситуации, когда средства из бюджета на модернизацию не выделяются, а тарифы на 95 процентов всех поездов остаются ниже экономически обоснованного уровня, — считает транспортный эксперт Александр Арбузов. — Но, в конечном счете, государству придется разорвать этот замкнутый круг, иначе пострадают пассажиры.