Один из крупнейших игроков на рынке «автогражданки» перестал выплачивать пострадавшим возмещение, а его офис исчез
Проблемы с выплатами возникли у «Лафорта» еще в прошлом году. Агенты компании продавали ее полисы «автогражданки» с большими скидками, благодаря чему страховая вошла в десятку крупнейших игроков на этом рынке. Вот только деньги «Лафорт» платил с большой неохотой. Пострадавшие в ДТП неделями звонили в офис, пытаясь узнать, когда же ждать перечислений.
— Я попал в ДТП 22 октября прошлого года, — рассказал «ФАКТАМ» житель Днепропетровска Сергей Логинов. — Остановился перед пешеходным переходом, и тут в меня сзади на полном ходу въехала маршрутка.
В начале декабря Сергей получил решение суда, в котором значилось, что материальный ущерб в сумме 11атысяч 200 гривен ему обязана возместить страховая компания виновника ДТП — «Лафорт». Но дальше обещаний дело не пошло.
— На выплату суммы возмещения при страховом случае дается девяносто дней, — продолжает Сергей. — Этот срок истек как раз сейчас, в марте. Все это время моя машина стоит поломанная, а поскольку я таксист, то три месяца сижу без работы.
В Моторно-транспортном страховом бюро Украины (МТСБУ) заявляют, что подозрения в недобросовестности компании возникли еще несколько месяцев назад. МТСБУ завалили жалобами на ненадлежащее исполнение страховщиком своих обязательств. В декабре бюро намеревалось провести аудит компании, чтобы проверить ее платежеспособность, но аудиторов туда даже не пустили. Не смогли попасть в «Лафорт» и представители Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг. Проверяющие просто не обнаружили офис страховщиков по месту регистрации. Компания будто испарилась!
Обманутые водители обратились в Генеральную прокуратуру с коллективным заявлением о возможном мошенничестве. Но, как оказалось, уголовное производство в отношении этой компании правоохранители начали еще в конце прошлого года. Почему в таком случае компания продолжала продавать полисы, остается загадкой.
Сейчас связаться по указанным городским телефонам с «Лафортом» невозможно — там не отвечают. А на дверях офиса красуется объявление, что пострадавшие могут подавать документы на получение страхового возмещения в фирму «Финанс-Лайн». Правда, по указанным в объявлении телефонам автоответчик лишь предлагает оставить контактные данные.
— Я звоню им каждый день, но там срабатывает автоответчик, — говорит Сергей Логинов. — На днях мне перезвонили с какого-то скрытого номера, сказали, что я должен ждать звонка от потребительского отдела «Финанс-Лайн», и отсоединились.
МТСБУ уже направило в Нацкомфинуслуг письмо с требованием приостановить действие лицензии «Лафорта». Бюро также просит автомобилистов воздержаться от приобретения полисов у компании, а сам «Лафорт» — вернуть бланки полисов (в моторно-транспортном бюро предупредили автовладельцев, что права на оформление «автогражданки» нет у ряда проблемных компаний: «НФСК «Добробут», «СК «Iнвестсервiс», «АСК «IнтерТрансПолiс», «Мiська СК», «СК «Райп» и «УЕСК»).
Парадокс, но проблемы «Лафорта» никак не скажутся на его клиентах, которым компания продала полисы «автогражданки». Так как пострадавшие в ДТП не имеют возможности заявить виновнику: «Если не платит твоя страховая, тогда плати сам».
— Есть разъяснение Высшего специализированного суда, в котором говорится, что если виновник ДТП имеет полис ОСАГО, то за возмещение убытка отвечает страховая компания, — рассказывает партнер юридической компании «Страховой юрист» Денис Конюшко. — «Лафорт» не ликвидирован и не банкрот. Следовательно, суд обязан отказать потерпевшему в его иске к виновнику ДТП.
Сергею Логинову и другим пострадавшим остается лишь ждать, когда «Лафорт» объявят банкротом, а его обязательства перейдут к МТСБУ. Увы, проблемы с выплатами могут возникнуть у тех, кто отправил «Лафорту» оригиналы своих документов. Теперь их просто могут не найти.
— По нашим оценкам, по стране ездит примерно четверть миллиона автомобилистов с полисами «Лафорта», — говорит руководитель сайта «Страхнадзор» Тимур Шакиров. — Но самое страшное, что полисы «Лафорта» по-прежнему действующие, огромное количество их остается у агентов, которые продолжают их продавать хоть за сто гривен, а деньги прикарманивают.