Клуб потребителей

Требования инспектора показать ему медсправку или сертификат на тонировку стекол не имеют под собой законных оснований

9:00 — 2 июня 2013 eye 5156

Около месяца назад «ФАКТЫ» сообщали о проблеме так называемых «беспричинных» остановок автомобилей сотрудниками ГАИ. Не секрет, что такие проверки документов нередко провоцируют конфликты между инспекторами и водителями, иногда доходящие до рукоприкладства. По словам автомобилистов, в законодательстве есть четкий перечень ситуаций, когда сотрудник ГАИ имеет право остановить автомобиль. И проверка документов в него не входит! Подробно об этом нам рассказал руководитель общественного движения «Дорожный контроль» Ростислав Шапошников.

Свои комментарии, правда, зна­чительно позднее, уже после газетной публикации, предоставило и Управление ГАИ в городе Киеве. В них подтверждается многое из сказанного правозащитником: как следует из от­вета на запрос, сотрудник ГАИ обязан назвать причину остановки. Кроме то­го, водитель имеет полное право по­требовать у инспектора его служебное удостоверение с тем, чтобы переписать личные данные для дальнейшего составления жалобы или иска. Также в письме подчеркивается, что документы водитель обязан не передать, а лишь предъявить для проверки.

Увы, в главном вопросе правоохранители стоят на своем: в письме говорится, что «милиции дано право проводить целевые мероприятия (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством». Как видим, ГАИ и правозащитники по-разному интерпретируют законодательство. Со своей стороны мы лишь можем посоветовать не становиться заложником этого «противостояния»: если уж инспектору надо, пусть увидит ваши документы. Но учтите, бывает, проверив техпаспорт и права, сотрудник ГАИ «попутно» пытается в чем-то уличить водителя. На опытного автомобилиста такие уловки не действуют, но не особо разбирающийся в тонкостях водитель вполне может запаниковать и постараться «решить проблему» при помощи 50–100 гривен. Мы собрали список уловок, к которым нередко прибегают гаишники.

«Почему летом у вас на автомобиле зимняя резина? Не читали новых правил?»

Пункт о сезонной смене покрышек носит лишь рекомендательный характер — новые правила советуют ездить на резине, «отвечающей состоянию дороги». Так что вопрос инспектора никаких последствий иметь не может. Даже для замера состояния остаточной высоты протектора необходимо специальное оборудование, которого у гаишника, вероятнее всего, нет.

«Где медсправка?»

В этом году Минздрав издал приказ, обязывающий водителей с определенной регулярностью проходить медосмотр. Зная это, инспекторы просят водителей предъявить медсправку, да еще и непросроченную, то есть полученную в течение последних двух лет. Но что бы там ни придумали чиновники, в Правилах дорожного движения однозначно сказано, какие именно документы обязан иметь при себе водитель. Медсправки среди них нет.

«Где сертификат на тонировку, экологический талон, талон токсичности, справка о ДТП?»

Вопрос о наличии этих документов нередко задают туристам, едущим на своем автомобиле вместе с семьей на юг. Но ни в Законе «О дорожном движении», ни в правилах не сказано, что водитель обязан предъявлять инспектору что-либо еще, кроме техпаспорта на автомобиль и водительского удостоверения. Не должна пугать автовладельца и угроза проверить степень тонировки стекол его машины или уровень выхлопа. Проведение «техосмотра на дороге», по словам адвоката Вадима Володарского, противоречит Закону Украины «О дорожном движении», а потому граждане не обязаны предоставлять свое транспортное средство для проверки. Недавно МВД подготовило проект изменений в законодательстве, призванный сделать такие проверки легитимными. Но это пока лишь проект.

Бывает, заметив на кузове вашей машины царапины или вмятину, инспектор также может поинтересоваться справкой о ДТП. Вдруг вы кого-то стукнули и скрылись с места преступления? Может, пока, как говорится, до выяснения, поставить вашу машину на штрафплощадку? Не беспокойтесь — угроза не имеет под собой оснований: ваш случай не подпадает ни под одну из перечисленных в законодательстве причин задержания автомобиля. А потому смело отвечайте, что все документы у вас в порядке, но справка осталась дома, так как возить ее с собой и показывать вы не обязаны.

«Почему нет детского кресла?»

Заглянув в салон и увидев, что в машине вместе с вами едут дети, гаишник может спросить, почему нет детского кресла. Действительно, в правилах указано, что дети ростом меньше 145 сантиметров или младше 12 лет должны ехать в детском кресле. Однако это касается только переднего сиденья. На заднем дети могут ехать и без специального кресла (кроме того, не у всех автомобилей на заднем диване предусмотрены ремни безопасности, без которых кресло не закрепить). А самое главное — штрафных санкций за отсутствие детского кресла в Админкодексе не предусмотрено. Максимум, что вправе сделать инспектор, это устно вас предупредить.

«Почему не включены фары?»

Ближний свет фар днем водители обязаны включать только за пределами населенных пунктов и только с 1 октября по 1 мая.

«Похоже, вы вчера выпили?»

«Что-то вид у вас уставший. Вчера, похоже, употребляли? И запашок чувствуется. Поедем к врачу на освидетельствование?» — после этой фразы инспектора даже совершенно трезвый водитель начинает заметно нервничать. А вдруг у гаишников план по поимке пьяных водителей и врач с ними в сговоре? Ведь потом ничего никому не докажешь! Чтобы и в самом деле не стать невинной жертвой, рекомендуется заявить инспектору, что согласно статье 266 Админкодекса проверка на алкоголь должна проводиться на месте при помощи стерильного алкотестера, и только в случае отказа водителя проходить такой осмотр или несогласия с его результатами инспектор может предложить пройти проверку в больнице. Поэтому пусть сотрудник ГАИ готовится показать документы о сертификации своего алкотестера и свидетельство о его поверке, а также приглашает двух свидетелей. Эксперты уверены, что после этого (если вы действительно трезвы) вам пожелают счастливого пути.