Культура и искусство

Олег Спигин: «Я единственный в мире делаю стойку на зубах на раскачивающейся под куполом трапеции»

21:00 — 11 февраля 2014 eye 5349

Этот уникальный трюк участник новой программы Национального цирка Украины воздушный гимнаст исполняет без страховки

«Профессия обязывает следить за тем, чтобы зубы и даже ступни ног выглядели идеально»

— Словами не передать, до чего сильно и долго болели зубы, челюсти и шея, когда я учился делать мой коронный трюк — стойку на зубах на раскачивающейся трапеции, — говорит воздушный гимнаст 37-летний Олег Спигин, впервые выступающий в Киеве в новой программе Национального цирка Украины. — Тяжелее всего пришлось в первые два месяца репетиций — боли были жуткими. Из-за этого я не мог грызть яблоки и есть другую грубую пищу. Постепенно зубы привыкали к большим нагрузкам, и боль становилась все слабее. Она прошла примерно за полгода.

Начинал осваивать уникальный трюк на высоте сантиметров 50 над ареной. Когда поначалу зажимал зубами так называемый загубник (он сделан из металла и обшит кожей), приходилось бороться с накатывавшей тошнотой. Со временем такие позывы становились все слабее, а затем исчезли.

Чем выше ассистент поднимал трапецию, тем сложнее мне было удерживать баланс. Одно дело выполнять опасный трюк у земли, другое — в трех, пяти, десяти метрах над манежем. К тому же с увеличением высоты трапеция раскачивается все сильнее, поэтому держать баланс еще сложнее. На освоение уникального трюка понадобился целый год.

*Теперь Олег Спигин еще более усложнил фирменный трюк — исполняет его вращаясь (фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»)

— Падали?

— Конечно. Но люди нашей профессии обучены падать так, чтобы не получать травмы. Если я сваливался, успевал развернуться в воздухе и ухватиться руками за трапецию.

Несколько лет я просто делал на высоте стойку на зубах, затем усилил трюк — стал исполнять его вращаясь.

— При столь больших нагрузках зубы требуют особого ухода?

— Моя тетя, врач-стоматолог, заверяет, что вреда зубам я не причиняю. Наоборот, такие упражнения укрепляют десны. Я с ней полностью согласен.

Улыбка — один из «рабочих инструментов» артиста. Поэтому стараюсь, чтобы зубы выглядели безупречно. Кстати, профессия обязывает следить и за внешним видом стоп — делать педикюр. Ведь я выступаю босиком.

— Особенно впечатляет, что вы работаете на высоте без страховки.

— Я получаю от этого ни с чем не сравнимое удовольствие. Работаю так последние несколько лет. К отказу от лонжи (страховочного троса) приходишь благодаря большому опыту. Если начинающий артист станет выступать без страховки, то, скорее всего, это приведет к трагедии.

— А вы получали травмы?

— Да, несколько лет назад в Кривом Роге. Московский цирк Никулина на Цветном бульваре (я являюсь его штатным артистом) гастролировал тогда в этом городе. Во время одного из представлений я сорвался. Успел ухватиться руками за трапецию. При этом получил серьезную травму — пропорол ладонь крюком. Хирург, делавший операцию, сказал, что мне еще очень повезло — острие прошло рядом с сухожилием. Если бы оно пострадало, лечение было бы куда более долгим и сложным.

Следует сказать, что моя безопасность в значительной мере зависит от мастерства ассистента Дмитрия Мищерекова, который управляет движением трапеции. Он безукоризненно выполняет свою работу, и я ему за это очень благодарен.

«Дешевле, чем за тысячу долларов, хороший сценический костюм не пошьешь»

— Перед выступлениями чем-либо обрабатываете ладони?

— Чтобы руки не скользили, практически все мои коллеги пользуются растертой в порошок канифолью (она из сосновой смолы) или магнезией. Так многие годы поступал и я. Но однажды перед выступлением забыл обработать руки. Ладони скользили, номер я исполнил плохо. После этого случая твердо решил не зависеть от каких-либо средств. Самовнушение сработало — с тех пор во время представлений мои ладони либо не потеют, либо выделяется липкий пот. Кстати, с детства отец обучал меня приемам аутотренинга. Он перенял их от своего родного брата, который профессионально занимался гипнозом. Соответствующие навыки мне очень пригодились, когда в юности у меня в желудке обнаружили язву. Через неделю нужно было ехать на гастроли, и я с помощью самовнушения добился того, что язва к дню отъезда зарубцевалась. Лечащий врач был поражен этим фактом. Кстати о семье: моя 15-летняя дочь Елизавета уже выступает на арене с дрессированными собачками.

— Вам приходится контролировать свой вес?

— Конечно. Поддерживаю его на уровне 65 килограммов. Если набираю 68, мне становится тяжело выступать. А рост у меня 175 сантиметров.

Я исключил из рациона жирное мясо. Налегаю на фрукты, овощи, молочные продукты. Перед завтраком выпиваю ложку кунжутного масла.

— Дорого обходятся сценические костюмы?

— Дешевле, чем за тысячу долларов, хороший костюм не пошьешь. Дорого стоят камни Swarovski, которые используются для отделки. Важно, чтобы сценическая одежда служила долго. Для этого нужно стирать ее с помощью шампуня — этому меня научили артисты старшего поколения. Кстати, свой номер «Гладиатор» и костюм к нему я создал сам.