Залещицкий районный суд Тернопольской области начал рассмотрение уголовного дела супружеской пары, обобравшей своих клиентов на четыре миллиона гривен
Предприятие «Сидней плюс» появилось в Залещиках в 2002 году. Вопреки своему названию, кредитный союз никоим образом не связан с крупным австралийским городом. Компания делала ставку на сельскохозяйственную технику. Руководители «Сидней плюс» закупили четыре новейших комбайна и, заключая договоры с сельскохозяйственными предприятиями и фермами, зарабатывали около двух миллионов гривен чистой прибыли за сезон. Бизнес у супругов Лисицких на первых порах шел превосходно.
- У «Сидней плюс» были невероятные для вкладчиков условия, — рассказывает «ФАКТАМ» Людмила Беседова, одна из потерпевших от рук аферистов. — Кредитный союз принимал депозиты под три процента ежемесячно и от 36 до 45 процентов годовых в гривнях, очень выгодные кредиты. Конечно, мы попались на эту удочку! Но сперва, еще сомневаясь в порядочности и честности этой новой компании, мы положили относительно небольшую сумму денег — пять тысяч гривен. И договор я заключила на три месяца. В то время я как раз ушла с работы, дочь училась в училище, сын заканчивал школу. С деньгами было туго, и эти ежемесячные проценты — 150-160 гривен — были очень кстати.
Первые три года руководители кредитного союза платили исправно и в срок. Вот только одна деталь: договоры со своими членами они продлевали, но никогда не прерывали. Хотя в договоре черным по белому написано, что если человек хочет досрочно забрать весь вклад, то кредитный союз обязуется в течение пяти дней выдать ему требуемое. Однако на деле мошенники ограничивались вежливым отказом.
- Так было и со мной, — продолжает разговор Людмила. — Они объяснили, что сейчас в кассе нет необходимой суммы, просили подождать, говорили, что деньги в обороте. И тут же убеждали продлить договор. Мол, они же исправно платят, разве нам плохо получать такие большие проценты? Словом, убедили. В общей сложности, с процентами, мы потеряли около 65 тысяч гривен!
В 2006 году Лисицкие стали задерживать выплаты процентов своим вкладчикам. О том, чтобы прервать договор и забрать все свои деньги, речь уже вообще не шла. Руководители кредитного союза сначала смиренно извинялись, просили подождать и через несколько месяцев все же понемногу выплачивали возмущенным людям деньги. Позже прекратилось и это.
- Одной из вкладчиц, которая пригрозила ей судом, Анна Лисицкая сказала, что у нее — крутая «крыша» и она никого не боится, — с возмущением говорит Людмила Беседова. — Ну а с агрессивными, требовательными вкладчиками она себя, конечно, вела по-другому. Говорила, что ее муж продает комбайны, чтобы рассчитаться, что со дня на день они получат прибыль от какой-то сделки. Потом вообще начала городить чушь: мол, ей из села одна учительница привезет деньги, которые она одалживала, и Лисицкая с нами рассчитается
Тогда-то у нас и открылись глаза — нас попросту водят за нос! Я и еще четверо вкладчиков в апреле 2007 года пошли в прокуратуру. Но прокурор вел себя, мягко говоря, странно. Он сказал, что давно знает о недобропорядочности руководителей этого кредитного союза, однако без наличия заявлений от потерпевших ничего против них предпринять не может. Мы написали заявление и были уверены, что Лисицких арестуют. Между тем муж и жена продолжали спокойно ходить на работу. «Она болеет, у нее слабое сердце, — заявил нам прокурор. — И вообще, я вас не посылал туда нести свои деньги. Сами виноваты!» Это уже было выше наших сил. Мы поехали в Киев, обратились в СБУ и МВД, и только тогда местная прокуратура стала пошевеливаться.
Возбудив против супругов-мошенников уголовное дело, прокуратура выбрала для них мягкую меру пресечения: подписку о невыезде. Однако оба злоумышленника ухитрились нарушить данные правоохранителям обязательства. Лисицкая, которая к тому времени сбежала к родственникам в деревню, вынуждена была вернуться на рабочее место и разобраться со своими долгами. При этом возмущенных вкладчиков посадили при ней «надзирателями»: когда Лисицкой приносили кредитные выплаты, она была обязана тут же отдавать эти деньги в счет погашения задолженности. Таким образом, с частью членов союза она, хоть и нехотя, все-таки рассчиталась. Однако большинство вкладчиков остались в числе пострадавших. Среди них — ревизоры, адвокаты, сотрудники СБУ и бизнесмены
- Не раз, — горько усмехается Людмила Беседова, — и за косы ее таскали, и толкали, и цепочку золотую как-то на шее порвали. Примечательно, что ни муж, ни сыновья, которые сидели в соседней комнате, за нее не заступались! Ну, вот так «потолкуют» с ней, она присмиреет и выплатит часть денег самым агрессивным. А с теми, кто поскромнее, вела себя нагло — дальше некуда! Одна из ее вкладчиц — 80-летняя бабушка — попросила ее вернуть хотя бы половину. «Я, — говорит, — у тебя больше не прошу, хоть на похороны мне оставь. Ведь все до копейки к тебе положила!» А та ей: «Нет у меня, бабушка, денег. Потом приходи». С бизнесменами и серьезными людьми у мошенников был другой разговор. Лисицкие вместе с ними шли в часовенку (которую они же и выстроили), зажигали свечи, становились на колени и именем Иисуса Христа клялись, что отдадут все деньги. Вкладчики, посовещавшись между собой, решили, что клясться Богом и обманывать руководители кредитного союза не посмеют. Верили им на слово, соглашались ждать и не доводить дело до суда. Однако, когда они поняли, что аферисты не боятся ни людей, ни Бога, предприниматели стали бить тревогу. Но к тому времени деньги вместе с их новыми хозяевами были уже далеко.
- На протяжении трех последних лет руководители «Сидней плюс» неоднократно нарушали законодательство, регулирующее финансовые услуги, — сообщил «ФАКТАМ» начальник Государственной службы по борьбе с экономической преступностью Залещицкого райотдела Иван Харук. — В частности, Лисицкая не раз снабжала мужа деньгами вкладчиков под видом выдачи ему кредита. В 2004 году она дала ему 318 тысяч гривен, в следующем году — 310 тысяч, еще через год — 289 тысяч, а в 2007-м — 214 тысяч гривен. Хотя по закону она могла использовать для подобных целей только пятую часть капитала кредитного союза. Все это злоумышленники творили без ведома и согласия членов правления союза, без погашения задолженности перед кредиторами. Кроме того, как выяснилось впоследствии, Лисицкий при перерегистрации кредитного союза подделал пятьдесят подписей членов правления. Таким образом он присвоил себе значительную сумму денег предприятия, а оно само оказалось фиктивным.
Конечно, такая «бурная» деятельность не могла не закончиться крахом. От финансовой пирамиды «Сидней плюс» пострадали 106 человек. Общая сумма потерянных ими денег — около четырех миллионов гривен. Четверо вкладчиков, так и не дождавшись своих денег, умерли.
- Это правда, — вздыхает Людмила Беседова. — Мы уже похоронили четырех человек, чьи деньги пропали у Лисицких. Инфаркты Один старичок продал хорошую хату в селе, прибавил к ним свои сбережения и все до копейки — 90 тысяч гривен — вложил в этот так называемый кредитный союз. Сам переехал жить к дочери. Из газет узнал о том, что «Сидней плюс» — очередная афера — и все, похоронили дедушку Не знаю, каким приговором для мошенников можно будет искупить столько искалеченных жизней, разбитых надежд и человеческих смертей! Может быть, конфискация у них имущества хоть частично вернет нам наши кровные деньги.
Надежда Людмилы Ивановны пока остается только надеждой. Оперативники службы по борьбе с экономической преступностью спустя много месяцев задержали объявленных в розыск Лисицких. Их дом, взятый в кредит в банке «Аваль», исполнительная служба банка забрала в связи с некредитоспособностью Лисицких. По решению суда два оставшихся комбайна были проданы за триста тысяч гривен. Таким образом была частично погашена финансовая задолженность перед членами кредитного союза, которые вложили в него самые крупные суммы денег. Больше конфисковать у аферистов оказалось нечего. Куда делись четыре миллиона гривен, пока неизвестно.
Сейчас Лисицкие находятся в следственном изоляторе. Теперь они встречаются с бывшими клиентами уже в другой ипостаси — не как руководители кредитного союза со своими вкладчиками, а как подсудимые с пострадавшими. На первом же судебном заседании в Залещицком районном суде они во всеуслышание заявили: «Мы не виноваты! И вообще, вместо того чтобы держать нас в тюрьме, лучше дайте нам спокойно работать и отдавать вкладчикам деньги!» Против каждого из обвиняемых возбуждено уголовное дело сразу по четырем статьям Уголовного кодекса. Среди них — мошенничество в особо крупных размерах, присвоение и растрата чужого имущества, нарушение порядка предоставления финансовых услуг, злоупотребление служебным положением и подделывание документов. За весь этот «букет» преступлений каждый из обвиняемых может оказаться за решеткой на ближайшие 12-15 лет.
Имена и фамилии потерпевшей и обвиняемых изменены в интересах следствия.
P. S. За помощь в подготовке материала автор благодарит ЦОС УМВД в Тернопольской области.