Интервью

Энвер Измайлов: «Если Крым войдет в состав России, то у татар есть серьезные опасения, что может повториться 1944 год»

9:00 — 15 марта 2014 eye 19884

Известный татарский гитарист написал композицию «Майдан», посвященную событиям в Украине

Виртуозного гитариста, крымского татарина Энвера Измайлова называют гражданином мира. Его неповторимый «почерк» игры, получивший название тэппинг, завоевал поклонников далеко за пределами Украины. Уже 25 лет Энвер Измайлов живет в Крыму. Его семья вернулась на родину спустя 45 лет после массовой депортации крымских татар, осуществленной по распоряжению Сталина. Энвер вырос в Фергане, там же написал первое произведение. Оказавшись в Крыму, стал собирать музыкальный фольклор своих предков, облекая его в джазовые гитарные композиции. Последнее время музыкант не перестает творить. Событиям в Украине он посвятил композицию «Майдан», сыграл на гитаре в своем неповторимом стиле Гимн Украины. После начала оккупации российскими войсками Крыма Энвер одним из первых обратился к украинцам и россиянам: «Вам есть куда идти. А нам некуда. Мы хотим мира…»

«Наша семья была депортирована и вернулась в Крым в 1989 году»

— Добрий день! — на чистом украинском языке начал разговор Энвер Измайлов. — Можно, я перейду на русский? Я, конечно, понимаю украинский, могу на нем говорить, но русский язык все-таки мне ближе.

— Никаких проблем.

— Я сейчас нахожусь в Киеве и когда смотрю по телевизору, что происходит в некоторых городах Крыма, а особенно возле воинских частей, мне даже не верится. Я приехал из Симферополя, в центре города обстановка спокойная. В Севастополь, признаюсь, не ездил. А в Симферополе так тихо, что это даже, честно говоря, напрягает. Подозрительно тихо. Даже не знаю, что будет там во время референдума. Дай Бог, чтобы все обошлось.

— Будете голосовать?

— У меня как раз запланированы выступления в Киеве, поэтому в Крым я не попаду и голосовать не буду. Да и зачем? Ведь этот референдум, мне кажется, все равно не признают.

— Вы спокойно покинули Крым?

— Мы уехали поездом, на вокзале не возникло никаких проблем. А накануне прилетел в Симферополь самолетом. Ажиотажа в аэропорту не было, но именно там я видел так называемых зеленых человечков. Рядом с ними стояли казаки и дружинники с георгиевскими лентами. Но документы у меня не проверяли.

— Сколько лет вы уже живете в Крыму?

— Наша семья была депортирована и вернулась в Крым в 1989 году. Мои родители пережили те страшные времена, когда им пришлось покинуть свою родину. Нам, детям, даже старались не рассказывать о том, как это происходило. Слишком тяжелы были воспоминания. Семья пережила лишения, голод. До того, как их депортировали, родители жили в Судаке. Потом их увезли на Урал, в Нижний Новгород, а в 1951 году переправили в Узбекистан. Там родились я и моя жена, дети. А вот внуки уже появились на свет здесь, в Крыму, на родине своих предков. Слава Богу, родители дожили до того момента, когда смогли вернуться в Крым. Здесь я их и похоронил.

Помню рассказы моей семьи о периоде жизни в Крыму, еще до депортации. Отец с матерью любили свою родину и все годы разлуки мечтали вновь оказаться на земле предков. Знаете, самое горькое было понимать, что нас в Крыму никто не ждал. В 1987 году три тысячи крымских татар вышли на Красную площадь в Москве и трое суток провели там, отстаивая свое право вернуться на родину. Это массовое движение возглавлял Мустафа Джемилев. Тогда к народу обратился Председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко, пообещав, что вопрос будет решен. Татары поверили, а на следующий день нас объявили предателями, фашистами, работавшими на стороне немцев.

Знаете, какой у меня сейчас любимый анекдот? Татары пишут в министерство культуры просьбу, мол, измените поговорку: незваный гость — хуже татарина. На следующий день объявляют, что поговорка изменена: незваный гость — лучше татарина. Вот вам и решение ситуации.

«Не надо уходить на тот свет по локоть в крови, потому что эта кровь будет на ваших детях и внуках»

— Семья вернулась в родительский дом в Судаке?

— Переезд был очень тяжелым для всех. Мы не могли сразу сорваться с мест, поэтому пришлось переезжать по нескольку человек. Сначала я поселился в Джанкойском районе в селе с «замечательным» названием Завет Ленина. У меня даже есть композиция «Утро в совхозе «Завет Ленина». В 1995 году семья переехала в Симферополь. Начали строить дом. Это рассказывать так просто, на самом деле возвращение татар в Крым было пропитано слезами и потом. Но мы двигались, поскольку знали, что вернулись на родину, здесь жить нашим детям и внукам.

— А сейчас?

— В моей душе и душах моих братьев поселилась тревога. Потому что, по большому счету, в Крыму разыгрывается наша карта. У нас есть серьезные опасения, что если мы войдем в состав России, то может повториться 1944 год. Я знаю, Путин разговаривал с Мустафой Джемилевым, нашему народу вроде бы обещаны должности в крымском парламенте. Не знаю, можно ли политикам верить. Я человек, который старается держаться от них подальше. Мне должностей никаких не надо. Моя профессия музыкант, а музыка нужна всем — богатым и бедным. Хотя в такое тревожное время сложно оказаться вне политики. Волей-неволей становишься участником событий. Конечно, я тоже принимаю участие в акциях, организованных татарами, чтобы утихомирить горячие головы. Стараюсь донести до людей понимание того, что жизнь одна и не надо уходить на тот свет по локоть в крови. Потому что эта кровь будет потом на ваших детях и внуках.

— Вы написали композицию, посвященную Майдану.

Видео на композицию «Майдан» смотрите здесь

— Она родилась у меня моментально. Когда в Киеве проходил один из первых митингов и события не были еще столь горячими, я давал сольный концерт в Национальной консерватории. Помню, как пробирался вместе с музыкантами через кордоны Майдана, чтобы попасть в здание. Признаюсь, было немного жутковато. Дело не в том, что я боялся чего-то. Просто чувствовалось, как напряжение буквально витает в воздухе. Конечно, тогда я и в мыслях допустить не мог, что все это может закончиться такими жертвами и огромной трагедией. Не укладывается в голове то, что произошло с нашей страной за эти несколько месяцев. Просто смешными кажутся доводы, звучащие из новостей российских каналов о том, что Крыму угрожают бандеровцы.

Я был во Львове много раз, никто не ущемлял меня в моих правах говорить на русском языке. Я никогда не ощущал на себе даже каких-то косых взглядов. Откуда взялась эта враждебность? Где нашли бандеровцев? Вся эта пропаганда, страшилки сочиняются не украинской стороной. Но люди все равно боятся, они напуганы. Мне это напоминает ситуацию с возвращением татарского народа в Крым. Когда мы начали приезжать к себе на родину, нами пугали местное население Крыма. Говорили, что мы одноглазые, однорукие, едим детей, пьем кровь. Рекомендовали не водить детей в школу, где есть татары. Это были все те же страшилки!

Пришлось пережить немало, чтобы в конце концов люди поняли, что мы абсолютно нормальные. Сейчас мы сдружились с другими народами, у нас много смешанных браков. В Крыму живет многонациональное население. И когда кто-то кричит о защите русскоязычных, то под этим подразумевают и татар тоже, потому что мы говорим и на этом языке. Но нас не от кого защищать! Мы знаем, если, не дай Бог, в Крыму начнется что-то необратимое, в первую очередь пострадаем мы — самый малочисленный народ.

«Больше всего на свете татары сейчас боятся войны»

— Какое настроение у интеллигенции в Крыму?

— Подавленное. И не только у татарской интеллигенции, но и у всех местных жителей. Многие считают, что придет Путин и жизнь их изменится к лучшему. Я в это особо не верю. Просто по природе своей каждый человек надеется на то, что все будет хорошо. Угадать здесь сложно. Я считаю, что вся земля принадлежит Богу, а нам с вами, как и всем остальным, нужно лишь два квадратных метра. Вот и думайте сами. И даже тех, кто хочет завладеть нашей землей или предать ее огню, тоже ждут все те же два метра. Только для них в аду. Сейчас самое главное — не довести людей до того состояния, когда адреналин невозможно будет остановить. Недавно я услышал замечательное высказывание: «Лучше быть дезертиром, чем стрелять в свой народ». Армия — это оружие подавления. Она создана для того, чтобы народ не бузил. Но для этого надо сделать его хоть немного социально защищенным. Люди не должны бояться, что завтра кто-то придет, ограбит их, выселит из дома, который человек, может быть, строил 50 лет. Вопрос сейчас именно в этом. И никакую атомную бомбу нельзя променять на человеческую жизнь.

— По вашему мнению, есть какой-то смысл в том, что сейчас происходит?

— По-моему, в настоящем мире уже нет никакой логики: всем правят лишь деньги. Знаете, каким я вижу идеальный для нас Крым? Чтобы правительство делало то, что обещало, а вокруг было много достойных, порядочных людей.

— Имеете в виду украинское правительство?

— Именно. Но, знаете, начиная с 1989 года, когда мы сюда вернулись, я не припомню никаких действий с его стороны. Ни я, ни мои близкие не получили от правительства никакой помощи! Ведь не секрет, что по сей день в Крыму татары продолжают самозахват земли. А почему? Потому что к этому вынуждала неповоротливая бюрократическая машина. Когда на родину вернулись наши отцы, им было уже за 60 лет. Им оставалось недолго жить, они умирали, так и не построив своего дома. У нас не было выбора, мы понимали, что завтра может прийти какой-нибудь «карман» и купить пять гектаров земли, на которых могли бы жить 400 татарских семей. Вот вам и ответ. Да, украинское государство практически ничего для нас не делало, но и плохого мы мало от него видели. У меня нет иллюзий по поводу российских властей. Меняется правительство, но рассчитывать приходится лишь на самих себя. И так думает каждый татарин. Нынешнее противостояние между Украиной и Россией может привести лишь к глобальному расширению конфликта, крови и разрушениям. Я не верю никаким гарантам. Больше всего на свете татары сейчас боятся войны.

Фото Сергея Даценко, «ФАКТЫ»

Видео — YouTube