Украина

Поездка на автомобиле по улице с полосой для общественного транспорта: на 10 минут дольше и на 17 гривен дороже, чем на автобусе

8:45 — 26 ноября 2015 eye 2632

В последнее время на улицах Киева появляются специально выделенные полосы для общественного транспорта. Это новшество вызвало неоднозначную реакцию у участников дорожного движения — одни его поддерживают, другие, наоборот, критикуют. По информации местных властей, сейчас проводится уже второй этап по их внедрению, который охватит большую часть так называемого Малого кольца столицы. «ФАКТЫ» решили проехать по одному из маршрутов сначала в качестве пассажира автобуса, а затем — водителя автомобиля, чтобы понять: полосы для движения общественного транспорта — добро или зло?

Напомним, что первые полосы для движения общественного транспорта появились в столице три года назад. При подготовке к проведению Евро-2012 местные власти решили показать иностранным гостям, что Киев — современная европейская столица с соответствующей дорожной инфраструктурой. Тогда на двух улицах города — Саксаганского и Жилянской — выделили отдельные полосы для движения автобусов и троллейбусов. Впрочем, сколько ни старались сотрудники ГАИ и спецподразделения «Кобра», так и не смогли отучить водителей парковаться на маршрутных полосах и ездить по ним.

Тем не менее киевские власти постепенно продвигают эту практику в жизнь. В начале нынешнего года полосу для общественного транспорта нарисовали на проспектах Московском и Генерала Ватутина. Здесь ее применение зарекомендовало себя с положительной стороны — даже в часы пик добираться с правого на левый берег столицы стало намного быстрее, а благодарные пассажиры стали хвалить удачное нововведение.

Воодушевленные позитивными результатами столичные власти решили расширить эту практику на улицы Киева, которые относятся к так называемому Малому кольцу города. В частности, как сообщили нам в пресс-службе «Киевавтодора», на сегодня маршрутные полосы выделены на следующих участках улиц и проспектов: бульвар Перова, улица Строителей, проспект Мира, проспект Воссоединения, мост Патона, бульвар Дружбы Народов, проспект Краснозвездный, Чоколовский бульвар, улица Елены Телиги. Общая протяженность маршрутной полосы движения по Малой кольцевой дороге — около 40 километров. По ней курсируют 24 автобуса, время рейса каждого составляет 120 минут, а интервал движения — 10 минут. Для информирования участников движения о введенных новшествах столичные дорожники поставили около тысячи дорожных знаков, а на проезжей части — нанесли желтую разметку.

«Выделенная полоса для общественного транспорта организуется с целью повышения эффективности его работы за счет увеличения эксплуатационной скорости и перевозной способности, — заявил руководитель Департамента транспортной инфраструктуры Киева Александр Козловский. — Кроме того, увеличивается безопасность, комфорт и минимизируется время сообщения между основными транспортными узлами города для пассажиров общественного транспорта».

«Обкатать» нововведение мы решили на маршрутном автобусе № 239 (17), который возит пассажиров от станции метро «Шулявская» до «Лыбедской» общей протяженностью около 11 километров. Заплатив на конечной остановке водителю маршрутки 3,5 гривни, мы удобно устроились на сиденье справа от него, чтобы расспросить, каково теперь ездить, и хорошо видеть все происходящее впереди автобуса. В целом впечатления от этой поездки остались позитивные. Немалую часть маршрута мы проехали без особых проблем, тогда как соседние автомобильные полосы были сильно перегружены машинами и фактически тянулись в многокилометровом заторе.

Впрочем, изредка эту идиллию нарушали запаркованные на маршрутной полосе автомобили, из-за чего приходилось мешать и без того едва ползущему потоку автополосы. По пути нам нередко попадались и хитрые водители-торопыги, которые умудрялись, невзирая на знаки и разметку, ехать по маршрутной полосе, обгоняя законопослушных коллег. Недаром говорят, наглость — второе счастье. Хотя, как показывает жизнь — не во всех случаях… Но об этом чуть позже. По нашим замерам, поездка на автобусе с регулярными остановками для посадки и высадки пассажиров составила около 30 минут.

Следующим этапом нашего эксперимента стала поездка по этому же маршруту на личной машине, цель — максимально быстро преодолеть путь, проделанный до того на общественном транспорте. Стартовали с той же конечной остановки, что и 239-й автобус.

Справиться с задачей оказалось не так легко — ведь мы ехали строго по правилам. Скорость автомобильного потока была намного меньше, чем периодически обгоняющих нас по своей полосе маршруток и даже троллейбусов. Усугубили ситуацию и несколько имеющихся по дороге поворотов налево, при которых движущиеся прямо автомобили вынуждены были перестраиваться в средний ряд, создавая дополнительные сложности. Довольно часто нам щекотали нервы невоспитанные водители, лихо обгоняющие «автополосников» по практически пустой маршрутной полосе. Но справедливость восторжествовала — патрульная полицейская машина догнала одного из таких торопыг и остановила для оформления нарушения. Так что наглость — не всегда счастье! Когда мы приближались к конечной точке маршрута, отставание от времени, проделанного на автобусе, составляло 5 минут.

Признаюсь, что соблазн, нарушив Правила движения, вырваться на маршрутную полосу и наверстать время, упущенное в почти непрерывной «тянучке», был очень велик. Но чистота эксперимента — превыше всего. Да и не хотелось попадать на заметку бдительным полицейским. В итоге поездка на машине оказалась на 10 минут дольше, чем на маршрутке. И главное, — дороже! Ведь в фактически заторовом режиме расход топлива составляет около 10 литров на «сотню», и преодолев почти 11 километров, мы потратили около литра бензина марки А95, цена которого сегодня в среднем 20 гривен. Напомним, что за ту же поездку на маршрутке мы заплатили всего 3,50 гривни. Выгода по финансам и времени — налицо!

В результате нашего эксперимента мы пришли к выводу: введение в Киеве полос для движения общественного транспорта — дело нужное, которое однозначно положительно скажется на многотысячной армии столичных пассажиров, уже получивших возможность без серьезных проблем и с планированием времени добираться из точки «А» в точку «В». В свою очередь при должном восприятии и соответствующем отношении к этому новшеству выгоду смогут получить и водители. С некоторыми из них мы побеседовали.

Алексей, имеющий водительский стаж 10 лет, говорит:

— Нововведение с полосами для движения общественного транспорта одобряю, хотя сам являюсь автомобилистом. Подобная практика уже давно используется во многих западных странах и доказала свою эффективность. Отдавая «приоритет» в движении автобусам, власть постепенно подталкивает владельцев частных машин к тому, чтобы пересесть с автомобилей на более дешевый и оперативный общественный транспорт. Действительно, какой смысл стоять в пробках и без пользы тратить дорогостоящее топливо, если можно без заторов и быстрее добраться к месту назначения, потратив при этом меньше средств. Считаю, что чем больше появится таких полос — тем лучше будет как для пеших участников движения, так и для водителей.

Николай, водительский стаж которого составляет 7 лет, другого мнения:

— Считаю, что такое масштабное введение полос для маршруток усугубило и без того непростую ситуацию с заторами в Киеве. Машины, у которых забрали полосу, теперь постоянно стоят в пробках. Более того, из-за припаркованных на маршрутной полосе автомобилей автобусы выезжают на «нашу» территорию, что опять-таки затрудняет движение остальных участников потока. А если на «автомобильных» полосах случается ДТП, то на такой дороге вообще возникает коллапс! Считаю, что маршрутные полосы можно вводить только на широких скоростных магистралях, например, на проспектах Победы, Генерала Ватутина… А на обычных улицах этого делать не стоит. Надеюсь, что власти со временем пересмотрят список улиц с полосами для маршруток и ликвидируют их на определенных участках.

Пешеход и пассажир общественного транспорта Наталья считает, что «за счет специально выделенных полос маршрутки стали ездить быстрее и благодаря этому к пункту назначения можно добраться раньше. Необходимо только, чтобы новая полиция разобралась с нарушителями, бросающими свои машины где попало!»

Водитель маршрутки № 239 Владимир тоже не нарадуется нововведению:

— По новой полосе, выделенной для движения общественного транспорта, езжу уже две недели. Главное — это заметное сокращение времени маршрута — в среднем на 10 минут. За смену такая экономия позволяет совершить дополнительное количество рейсов и получить больший доход. Надеюсь, что нарушения, когда водители бросают свои машины на маршрутной полосе или едут по ней, скоро прекратятся — вижу, что патрульные регулярно штрафуют наглецов. Помогут снизить количество подобных нарушений и камеры автофиксации, которые можно поставить на маршрутных полосах.