Украина

Водителей обяжут менять шины в соответствии с сезоном?

7:45 — 6 октября 2016 eye 1791

В Верховную Раду подан законопроект, направленный на снижение аварийности на дорогах

В конце сентября в Верховной Раде появился законопроект № 5184 «О дорожном движении и его безопасности», который некоторые СМИ уже успели окрестить «дорожной Конституцией». Этот масштабный документ предполагает в корне реформировать наше законодательство, регулирующее сферу безопасности дорожного движения. Самыми значительными для украинских автомобилистов нововведениями станут: изменившаяся структура государственного управления в сфере безопасности дорожного движения, модернизированные Правила дорожного движения (ПДД), а также создание нового государственного органа, который будет системно координировать работу всех государственных ведомств, задействованных в сфере безопасности движения. Наверняка многих заинтересует, зачем все это нужно. Об этом, а также о самых любопытных новшествах законопроекта рассказал один из его соавторов — известный правозащитник и автор нашумевшей книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев.

— Есть ли смысл так существенно менять законодательство в сфере дорожного движения? Ведь на протяжении последних лет в него и так регулярно вносятся изменения и дополнения. Разве этого недостаточно?

— Переступая порог своего дома, мы сразу же становимся участниками дорожного движения. Однажды я услышал, что только пастух в горах не интересуется Правилами дорожного движения. На что заметил: в горах тоже есть дороги и особенности движения по ним описаны в правилах практически всех стран.

Отвечу вам: временных новшеств недостаточно! Локальными, фрагментарными изменениями законодательства ситуацию на дорогах уже не исправить. В Украине давно назрела необходимость в качественных, ключевых переменах, и подготовленный нами законопроект как раз на это и направлен. Основной закон, регулирующий данную сферу, — «О дорожном движении» — был принят в начале 90-х годов. Структура же Правил дорожного движения создана более 40 лет назад. Они устарели и не отвечают современным условиям, несмотря на все внесенные изменения, что, к сожалению, не позволяет добиться главного — должной безопасности. Только в течение прошлой недели в Украине был установлен трагический рекорд нынешнего года по числу смертельных аварий: погибли 90 человек. Еще 748 получили травмы. И с каждым годом эта негативная тенденция усугубляется. Поэтому системная и комплексная реформа давно назрела.

— В чем причина такой тенденции? Вроде с патрульной полицией уже не удается договориться, как раньше с гаишниками, полюбовно. Выросли и штрафы за самые частые нарушения ПДД…

— Главная причина неудовлетворительного состояния безопасности дорожного движения в Украине — отсутствие законодательного решения существующих проблем трех уровней, определенных для любой страны Европейской конференцией министров транспорта от 26 апреля 2002 года.

Проблемы первого уровня очевидны при поверхностном анализе ДТП: они связаны с нарушением водителями или другими участниками дорожного движения правил (превышение скорости, вождение в нетрезвом состоянии, игнорирование требований дорожных знаков). Кроме того, это несоответствие дорог или технических средств регулирования дорожного движения техническим нормам, правилам и стандартам, а также недостаточная развитость служб спасения и медицинской помощи пострадавшим при ДТП.

Проблемы второго уровня проявляются при более глубоком анализе проблем первого уровня. Это неясность, нелогичность и противоречивость законодательства; отсутствие системного контроля над участниками дорожного движения, физическим и психологическим состоянием водителей; слабый контроль за состоянием дорог и транспортных средств с точки зрения их безопасности; неудовлетворительный уровень обучения водителей и отсутствие современных механизмов их тестирования. Проблемы этого уровня уменьшают эффективность мер, направленных на решение проблем первого уровня.

А вот проблемы третьего уровня почти полностью скрыты. Среди них недостаточное понимание проблем безопасности дорожного движения должностными лицами, принимающими решения на государственном уровне; неудовлетворительность, примитивность и неточности существующих целевых программ и мероприятий по повышению безопасности дорожного движения; неясность взаимоотношений между органами власти в сфере безопасности дорожного движения и отсутствие координации между ними; неэффективность распределения полномочий, ресурсов и ответственности между органами власти. Без устранения проблем этого уровня невозможно решить проблемы первого и второго уровней.

— То есть исправлять ситуацию с высокой аварийностью в нашей стране нужно с разрешения проблем понимания ситуации чиновниками и их взаимодействия?

— Именно так. На постсоветском пространстве исторически существовала склонность к работе с проблемами первого уровня и лишь иногда — второго. Сегодня очевидно, что нам не хватает системного подхода, координации действий между государственными органами, задействованными в сфере безопасности движения. Так, ею пытаются заниматься МВД, Нацполиция, Минздрав, Министерство инфраструктуры, областные и районные администрации и так далее. Однако они ведут свою деятельность разрозненно, в целом за конечный результат никто не отвечает.

За рубежом эффективно действует такая модель управления, при которой в государстве развитием сферы дорожного движения и его безопасности управляет единый координационный орган.

Международные эксперты порекомендовали и в Украине создать подобный госорган, наделенный ключевыми полномочиями в сфере безопасности движения и отвечающий за координацию деятельности соответствующих структур.

В подготовленном законопроекте как раз и реализована эта рекомендация: мы вводим центральный орган, который будет управлять дорожной безопасностью в Украине — Национальное бюро безопасности дорожного движения.

— Что еще нужно предпринять, кроме создания нового госоргана? Как, в частности, решать проблемы третьего уровня?

— Нашим законопроектом мы, например, меняем принципы и подходы к обучению будущих водителей и проверке их готовности к безопасному управлению транспортными средствами. Ключевым является требование к изучению азов дорожной грамоты с детского возраста. Ведь детишек сегодня учат тому, что на пешеходном переходе у них есть полное преимущество. Мало кто рассказывает, что у автомобиля могут отказать тормоза, его может занести, водитель может потерять сознание и так далее. Вот дети и гибнут прямо на пешеходных переходах. Именно закладка основополагающих принципов безопасного поведения позволит воспитать более дисциплинированных участников дорожного движения с новым законопослушным менталитетом.

Кстати, во избежание трагических ситуаций, связанных с отказом тормозов или потерей сознания водителем, законопроект предлагает воспользоваться европейской практикой контроля за здоровьем человека и состоянием его транспортного средства. Кроме того, при систематических и грубых нарушениях водителю придется проходить дополнительное тестирование у медиков с целью подтверждения умственной способности к безопасному управлению транспортными средствами. Ну не может психически здоровый человек постоянно проезжать на запрещающий сигнал светофора!

— Наряду с этим хотим узнать о наиболее сенсационных нововведениях вашего законопроекта — новой редакции Правил дорожного движения.

— Подготовленные нами правила не абсолютно новые, а радикально усовершенствованные, учитывающие реальные дорожные условия и опыт зарубежных стран с наиболее низкими показателями аварийности. Они приведены в соответствие с требованиями нормы Конституции (ст. 92), декларирующей, что права и обязанности граждан (как участников дорожного движения. — Авт.) определяются исключительно законами. ПДД мы прописали отдельным разделом нашего законопроекта «О дорожном движении и его безопасности».

Мы предлагаем переформатировать привычную структуру правил, благодаря чему они станут более простыми, понятными для восприятия и меньшими по объему (21 статья с пятью дополнениями) по сравнению с действующей редакцией (34 пункта). Исчезнет двойственность трактовок в определенных ситуациях, к примеру, во время проезда перекрестков или при выполнении маневров. Так, мы вводим европейскую практику проезда перекрестков с круговым движением, когда преимущество имеет транспорт, движущийся по кругу (если иной проезд не оговорен знаками приоритета).

Появятся новые термины, способствующие разъяснению ситуаций: «агрессивное управление», «грубое нарушение ПДД», «перекресток с ограниченной обзорностью», «потенциально опасное транспортное средство» и другие. Будут введены новые правила, способствующие преодолению дорожных заторов и пропуску автомобилей оперативных служб и скорой помощи. У водителей, пассажиров, велосипедистов и пешеходов также появятся обновленные права и обязанности, максимально направленные на обеспечение их комфорта и безопасности. Например, сегодня большой проблемой является проезд автомобилей скорой или другой экстренной помощи к месту назначения, от чего иногда зависит жизнь человека. В условиях дорожного затора проблесковые маячки и сирены не помогают. Новые правила предпишут, что такие автомобили должны двигаться не в крайней левой полосе, а по центральной. В этом случае водители других машин смогут освобождать полосу, перемещаясь на соседние левее или правее (движение «елочкой»). На таких полосах водители иных транспортных средств обязаны будут предоставить такую возможность путем увеличения дистанции между ними. Данная практика применяется в Европе. Мы также вводим для водителей требование обязательной замены шин в соответствии с сезоном.