«О прогнившей и текущей трубе (наш дом на Печерске) между этажами мы сообщили в районную диспетчерскую, но неделю не могли дождаться помощи. В нижней квартире никого не было (арендаторы съехали, а телефоны хозяев не отвечали). Можно ли рассматривать тогда услугу как неоказанную? Как поступать в случаях, когда требуется отремонтировать трубу по стояку между двумя квартирами, а в жилье соседей снизу нет свободного доступа?»
Ирина, Киев
Как сообщили в Печерской райгосадминистрации, ремонтные работы по замене стояков водообеспечения в квартирах выполняются на основании письменных обращений их собственников в обслуживающие организации. Для обследования труб и определения степени их аварийности и объема ремонтных работ необходим свободный доступ к объекту. Замена стояков в межэтажных перекрытиях двух и более квартир выполняется по согласию владельцев этих жилых помещений.
Если услуги не оказаны или выполнены не полностью по вине жэка, то потребитель имеет право сослаться на условия договора и, составив акт-претензию, подписать его у представителя исполнителя услуг (в случае, когда тот отказывается, достаточно, чтобы в акте фигурировали подписи двух соседей). Согласно претензии исполнитель услуг в течение трех дней обязан разрешить вопрос с перерасчетом (или дать аргументированный отказ по этому поводу). В крайнем случае споры могут решаться в судебном порядке.
В департаменте жилищно-коммунальной инфраструктуры столичной горгосадминистрации проинформировали, что, согласно приказу госкомитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства «Об утверждении правил содержания жилых домов и придомовых территорий» от 17 мая 2005 года № 76, заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день поступления (если потребуется больше времени, заявителя должны письменно об этом известить). Не устраненные вовремя неисправности рассматриваются как невыполненная работа. Заявки, связанные с обеспечением безопасности проживания в доме, должны ремонтировать в срочном порядке. Заявлять о перерасчете услуги возможно при отсутствии водомеров в квартире и когда авария произошла по вине обслуживающей организации. Если при установленных счетчиках воду в квартире перекрыли и не пользовались ею во время аварийных работ, то надеяться на перерасчет не приходится.
Постановлением Кабмина Украины от 11 декабря 2013 года № 970 утвержден Порядок проведения перерасчета размера оплаты за услуги по содержанию домов и зданий и придомовых территорий в случае неоказания услуг или оказания их в неполном объеме. Действие этого Порядка распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности, оказывающих услуги, на физических и юридических лиц, которым оказываются услуги.
В соответствии со статьей 17 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» потребитель обязан обеспечить круглосуточный доступ представителям исполнителя услуг (при наличии и предъявлении удостоверений) к сетям, арматуре, средствам учета, распределительным системам. В неотложных случаях, когда потребитель отсутствует, с ним нет связи, чтобы информировать о ЧП и попросить незамедлительно прибыть домой, либо он отказывается впустить в жилище ремонтников (а при этом есть уверенность, что авария или неполадки случились именно в этой квартире и требуется немедленное вмешательство техников), доступ в помещение осуществляется без согласия его жильцов (несанкционированный доступ в присутствии представителей жэка, правоохранителей, аварийной бригады и соседей). После устранения аварии составляется соответствующий акт о доступе в квартиру и восстановленные окна и двери должны опечатываться представителем исполнителя.
Подготовила Наталина СИДОРЕНКО, «ФАКТЫ»
Задайте свой вопрос: vopros@fakty.ua