Декабрьские счета за центральное отопление заставили киевлян задуматься, а за что они, собственно, платят
Неразбериха с платежками за тепло в очередной раз возмутила жителей столицы. Сначала киевлян поставили перед фактом, что «Укрпочта» не будет принимать коммунальные платежи. По крайней мере, в январе. Затем в «Киевэнерго» попросили клиентов не оплачивать отопление за декабрь в платежках от Главного информационно-вычислительного центра (ГИОТЦ), потому что они пришли не заполненные.
Дождавшись платежек от самого поставщика тепла, киевляне оцепенели от ужаса. Несмотря на то что морозы в декабре держались недолго, счета за отопление выросли в два-три раза. Соцсети взорвались сообщениями о том, что жителям хрущевок площадью 33—55 квадратных метров за тепло в декабре придется выложить 1800—3500 гривен.
Страница «Киевэнерго» в «Фейсбуке» пестрит такими сообщениями: «Оксана Гончарук. Прошу разобраться с платежами за декабрь по адресу улица Софиевская, 8. Счет за декабрь за квартиру площадью 63 квадратных метра — 3800 гривен. У соседей квартира площадью 43 квадратных метра, а счет почти 2600 гривен. Получается по 65 гривен за один квадратный метр». Дарья Королева просит провести энергоаудит по улице Шамо, 14: «У нас по счетчику надо заплатить больше 35 гривен за квадратный метр! Зачем тогда нам внутридомовой счетчик? Объясните людям, как вы проводите расчеты и откуда берете цифры. Жильцы дома требуют, чтобы в их присутствии происходило снятие показаний счетчика, но вы эти заявки игнорируете».
На пресс-конференции представители компании «Киевэнерго» рассказали журналистам, почему подсчитали плату за тепло не за месяц, а за 35 и больше дней, а также объяснили ситуацию с так называемыми аномальными платежками, где суммы оплаты за тепло достигали… 14 тысяч гривен.
Первым делом «Киевэнерго» решило по-своему успокоить киевлян, получивших непомерно высокие платежки за тепло: мол, никаких штрафных санкций для тех, кто не может сразу оплатить астрономические счета, не будет.
— Сейчас действует мораторий на пеню, — пояснил коммерческий директор «Киевэнерго» Евгений Бушма. — С момента повышения тарифов долги киевлян по коммунальным платежам выросли. Многие рассчитываются постепенно на протяжении всего отопительного сезона и еще два-три месяца по его окончании. «Киевэнерго» всегда идет навстречу клиентам, которые намерены погасить долг. Сначала мы напоминаем о задолженности, всегда предлагаем рассрочку. И только на самых злостных неплательщиков подаем в суд.
Может быть несколько причин того, что декабрьские счета значительно выше ноябрьских. Как пояснил Евгений Бушма, большие суммы в платежках могли получить киевляне, у которых установлены домовые счетчики. Это связано с тем, что начиная с декабря 2016 года снятие показаний домовых счетчиков происходит в два последних дня месяца, а не с 19-го по двадцать шестое число, как было раньше. Поэтому в платежках за декабрь жители домов со счетчиками могут увидеть дату снятия показаний тепломера за декабрь и пять — десять дней ноября.
— Таким образом выравнивается расчетный период за тепло и календарный месяц, чтобы было легче насчитывать субсидии, которые начисляются с первого по последний день месяца, — рассказал Евгений Бушма. — На сегодняшний день около 30 процентов клиентов «Киевэнерго» получает государственную помощь на оплату коммунальных услуг.
Для тех, у кого в доме нет счетчика тепла (прибор еще не установлен либо его украли), стоимость отопления в декабре составила 31,27 гривен за кубический метр. Евгений Бушма пояснил, как высчитывается этот показатель: общее количество гигакалорий (Гкал), зафиксированных домовыми счетчиками в столице, делится на площадь оборудованных тепломерами домов. Он напомнил, что по распоряжению Кабмина до конца 2017 года для домов без счетчиков берется усредненный показатель потребления домов со счетчиками.
Еще одним фактором удорожания тепла в декабре коммерческий директор «Киевэнерго» считает… похолодание. Если раньше зимы были теплыми, то в этом отопительном сезоне, по словам Евгения Бушмы, в декабре было достаточно морозно. И это отразилось на платежках.
Но, оказывается, есть вещи и пострашнее морозов. Громкий случай с домом на Подоле, на улице Кирилловской, 15, где всего семь квартир и люди получили счета за отопление почти по восемь тысяч гривен за декабрь, показал проблему, с которой могут столкнуться и другие киевляне.
*Киевлянке Ольге Ульяновой за два месяца отопления пришла платежка почти на 15 тысяч гривен. Когда стали разбираться, оказалось, что начисления были сделаны неправильно
О дивном доме с «золотым» отоплением в «Фейсбуке» рассказала его жительница Ольга Ульянова, написав, что за квартиру площадью 88 квадратных метров ей выставили счет за тепло в декабре 7 900 гривен. За день накопились тысячи комментариев возмущенных киевлян, жалующихся на завышенные платежи. Женщина вмиг стала знаменитой, и «Киевэнерго» вынуждено было реагировать.
— В прошлом году в доме установили счетчик, и у жильцов резко возросли суммы по оплате за отопление, — сообщил Евгений Бушма. — Наши специалисты обследовали дом и выяснили, что на первом этаже расположена стоматологическая клиника, женщина, которая жаловалась, живет на втором этаже, а на третьем есть квартиры с надстроенными мансардами. Оказалось, что клиника, занимающая около 200 квадратных метров, оборудовала отапливаемый подвал примерно такой же площадью. Причем подвал по техническим документам не проходит.
То же самое касается мансарды над третьим этажом дома. Пока владельцы этих квартир не допустили туда наших специалистов. Но мы подозреваем, что площадь мансарды также составляет около 200 квадратных метров. А счетчик всего лишь показал, сколько этот дом в действительности потребляет тепла.
Если к концу месяца мы не сможем уточнить реальную отапливаемую площадь дома, то счета выставлять не будем. Но показания домового счетчика продолжим снимать и впоследствии распределим потребленное тепло по справедливости.
При этом Евгений Бушма признал, что в доме на Кирилловской были неправильно подсчитаны расходы на тепло между жилой и нежилой площадью, а также согласился с тем, что доступ жильцов к домовому счетчику был затруднен и они не могли присутствовать при съеме показаний с тепломера.
— Мне не нужна была такая огласка, но «Киевэнерго» просто вынудил меня написать в «Фейсбук», — рассказала Ольга Ульянова. — Когда на наш дом устанавливали счетчик, то жильцов об этом не уведомили. Неужели они не видели, какой у нас дом? И наши балконы?.. Мы начали обращаться в «Киевэнерго» еще 1 марта 2016 года. Отдельно хочу сказать об «открытости» компании: когда я обращалась в офис «Киевэнерго» на улице Братской, со мной говорили через окошко, даже в двери не пустили.
Не понимаю, то ли нас хотят сделать нищими, то ли загнать в субсидии или добиться того, чтобы мы сходили с ума от долгов и не спали по ночам. Лично я хочу жить спокойно, без долгов, готова даже платить по максимальной цене без счетчика. Надеюсь, что благодаря моему счету чиновники увидят за фантасмагоричными ценами реальных потребителей.
А сколько еще таких домов в Киеве и других городах? Не исключено, что жильцы многоэтажек (где есть незаконные надстройки, мансарды, магазины, кафе или офисы, втихомолку оборудовавшие отапливаемые подвалы), сами того не зная, оплачивают чужую площадь. Как объяснила «ФАКТАМ» директор правового обеспечения «Киевэнерго» Ольга Иевлева, заставить владельца роскошной мансарды платить за отопление честно, практически невозможно:
— Соседи таких жильцов могут обращаться в Киевскую горгосадминистрацию (в других городах — в местную горадминистрацию. — Авт.), которой переданы функции надзора за незаконными перепланировками. Управляющая компания дома — ОСББ, жэк, кооператив — может убедить владельцев квартир заново сделать замеры отапливаемой площади и предоставить в «Киевэнерго» соответствующий акт. Но пока не изменится законодательство, вряд ли эту проблему можно будет так просто решить.
Сейчас штраф за незаконную перепланировку составляет 51 гривню. Юридически нельзя заставить жильца впустить в квартиру представителей «Киевэнерго», жэка и других структур. Разве что соседи сами уговорят владельца мансарды или балкона узаконить свою пристройку и самостоятельно платить за всю жилую площадь.
В любом случае, мы рекомендуем владельцам квартир в домах со встроенными коммерческими помещениями (чаще всего они находятся на первых этажах): тщательно контролируйте объемы потребления тепла вашим домом и при возникновении малейших подозрений в мошенничестве со стороны жэка, владельцев или арендаторов коммерческих помещений информировать нас через контакт-центр 1588, письмами или через страницу в «Фейсбуке».
В то же время мы инициируем проверку домов с аномально высокими объемами потребления тепла по сравнению с задекларированной отапливаемой площадью, чтобы выявить источники несанкционированного отбора теплоносителя.
Получается, что домовой счетчик тепла не является панацеей, а в некоторых случаях лишь усложняет жизнь. Может быть, выход в установке квартирных счетчиков? Оказывается, и тут есть нюансы.
Киевлянин Юрий Забияка, живущий в доме на улице Княжий Затон, получил платежку почти на 9700 гривен за отопление квартиры площадью 123 квадратных метра. В ноябре надо было оплатить около 4300 гривен. Как уверяет Юрий, долгов по оплате не было. Чем объяснить увеличение оплаты более чем в два раза?
— Мне важно понимать логику начислений по оплате коммуналки, — говорит Юрий Забияка. — Это даст возможность прогнозировать собственные расходы. Я понимал, что в декабре отопление будет дороже, чем в ноябре, процентов на 20—40, но не в два раза. Плачу еще за одну квартиру в доме рядом с моим — там мои прогнозы о подорожании подтвердились. Пока у меня два объяснения случившемуся: либо ошибка в расчетах, либо сломанный счетчик. Так или иначе, а вопросов к «Киевэнерго» больше, чем вариантов ответов.
Как пояснил Евгений Бушма, в доме на Княжем Затоне изначально большие начисления, потому что квартиры там дорогие, с высокими потолками, есть двухуровневые. Поэтому, если бы показания домового счетчика разбросали на всех жильцов, то получилась бы вполне адекватная оплата. Но из 84 квартир 67 оборудованы квартирными счетчиками. Получилось так, что 17 квартир не передали показания своих индивидуальных тепломеров. И их потребление разбросали на квартиры без счетчиков, а также на отопление подъезда и нежилых помещений. Поэтому жильцы 18 квартир без квартирного счетчика получили огромные счета, а владельцы квартирных счетчиков заплатили больше за отопление подъезда.
— Эта проблема возникает из-за неурегулированного законодательства, — считает Евгений Бушма. — В домах с горизонтальной системой разводки люди начали устанавливать индивидуальные счетчики. Домовой счетчик фиксирует все потребленное зданием тепло. Затем эти данные разбрасываются на всех жильцов, исходя из площади квартиры и нежилой площади (отапливаемые подъезды, шахты лифтов, лестничные клетки). Если владелец индивидуального счетчика не передает нам вовремя показания, то оплата за тепло в его квартире раскидывается на жильцов без счетчика и на нежилую площадь.
По дому на улице Княжий Затон скажу, что когда будут собраны показания всех счетчиков, мы произведем автоматическую корректировку оплаты.
По словам Ольги Иевлевой, по закону наказать жильца, который не передал показания счетчика, невозможно.
— Он не несет никакой ответственности ни перед нами, ни перед соседями, — сказала Ольга Иевлева. — Поэтому мы уже два года добиваемся изменения в законодательстве, чтобы энергопоставляющим компаниям разрешили переводить таких нерадивых жильцов на общую норму потребления. Но Антимонопольный комитет и Минрегионразвития против.
При этом в «Киевэнерго» затруднились ответить, почему жильцы, установившие квартирный счетчик, не могут получить добро на его использование от компании, пока не погасят предыдущие долги. А зачастую процедура введения такого тепломера в эксплуатацию затягивается на два—шесть месяцев.
— Сейчас в Киеве установлено 50 тысяч квартирных счетчиков и еще около тысячи заявок находятся в работе, — сообщил Евгений Бушма. — Но даже если счетчик установлен, однако не взят на учет в «Киевэнерго», перерасчета по его показаниям не будет.
Несмотря на то что в «Киевэнерго» объяснили несколько причин, по которым декабрьские платежки могут быть такими большими, для большинства киевлян, которые живут в обычных домах, без мансард и квартирных счетчиков тепла, все-таки непонятно, как счета за отопление могли подскочить в два-три раза. Самые резонансные случаи в энергокомпании прокомментировали и обещали провести перерасчет. А всем остальным жителям столицы, видимо, придется лично идти в контакт-центры «Киевэнерго», выстаивать изнурительные очереди и писать множество жалоб и запросов.