Происшествия

«у меня в голове не укладывается, что кому-то удалось прошагать за сутки 145 километров. Ведь по опыту знаю: 100 километров — это предел»

0:00 — 11 ноября 2009 eye 1324

Так путешественник-экстремал Виктор Овчаров оценил эксперимент исследователей скрытых возможностей человека Александра Пресного и Александра Бойко. В будущем году они намерены отправиться на лыжах на Северный полюс

 — В свои 50 лет я собрался идти на лыжах на Северный полюс в компании с моим ровесником, другом и соратником по исследованиям скрытых возможностей человека Александром Бойко, — рассказал «ФАКТАМ» руководитель проекта «Арктида» Александр Пресный.  — Экспедиция приурочена к 100-летию открытия полюса американским полярником Робертом Пири. Цель проекта — на ярком, впечатляющем примере продемонстрировать эффективность нашего метода использования сил организма, которые обычно остаются незадействованными. В конце октября мы провели своего рода «репетицию» полярного похода — при участии ученых Института физиологии Национальной академии наук Украины преодолели пешком 200 километров. Причем вторые сутки шли без сна, отмахав 145 километров.

«За время похода съели лишь по куску рыбы и по полпорции картошки»

- Как человек, служивший в армейском спецназе, знаю, что пройти за сутки такое расстояние под силу отлично подготовленным профессионалам, бойцам специальных подразделений, — говорит Александр Пресный.  — Таких людей лишь несколько тысяч на всей Земле. Причем даже подготовленный спецназовец после 140 километров порядком вымотается, ему нужно дать возможность хорошо отдохнуть, чтобы организм пришел в себя. А мы с напарником нормально себя чувствовали и уже через два часа после окончания похода дали пресс-конференцию в Богуславе Киевской области. На маршруте каждый из нас съел кусок рыбы, полпорции картошки, выпил по два стакана чая и по бутылке колы.

- Этот эксперимент проводился под нашим контролем, — рассказывает «ФАКТАМ» заведующий лабораторией медико-биологических проблем в Антарктике Института физиологии Национальной академии наук Украины доктор медицинских наук Евгений Моисеенко.  — Мы отслеживали, как реагируют на экстремальную нагрузку сердечно-сосудистая, центральная нервная, дыхательная и другие системы организма, происходят ли изменения в крови, собирали материал для генетических исследований. Показатели работы организма во время похода отклонялись от нормы, но после финиша довольно быстро восстановились.

- У меня в голове не укладывается, что кому-то удалось прошагать за сутки 145 километров: ведь по своему опыту знаю: 100 километров — это предел, — удивляется путешественник-экстремал из Днепропетровска 56-летний Виктор Овчаров.  — На моем счету целая серия сверхскоростных походов, в каждом из которых я первый день не спал вовсе, проходя около 100 километров, в последующие выделял на сон по два часа. Укладывался в спортивном костюме под открытым небом на туристическом коврике. Важный нюанс: самый высокий результат достигаешь со свежими силами в первые сутки пути, на второй и последующие дни проходишь существенно меньше.

Следующую репетицию экспедиции к полюсу энтузиасты планируют на февраль: стартуют с острова Шпицберген, попытаются вдвоем пройти на лыжах 400 километров в сверхвысоком темпе.

- Знаменитый путешественник Федор Конюхов обещает помочь в разработке маршрута, говорит, если сумеем преодолевать ежедневно по 50 километров, это будет сенсацией, — говорит Александр Пресный.  — А основная экспедиция начнется в марте-апреле — это наиболее благоприятное время года. Стартуем опять же со Шпицбергена, а финишировать планируем в Гренландии. Протяженность маршрута более двух тысяч километров.

- В какую сумму обойдется ваш проект?

- Деньги понадобятся немалые. Сейчас ведем переговоры с потенциальными спонсорами, в том числе из арабских государств, представители которых заявили, что заинтересованы, дабы флаги их стран были водружены на Северном полюсе.

«На полюс пойдем в одежде, рассчитанной на 70-градусные морозы»

- В конце 1980-х, когда мы познакомились с Сашей Бойко, я был офицером спецназа, — продолжает Александр Пресный.  — Профессия побуждала меня экспериментировать, чтобы во время выполнения сложных задач максимально задействовать ресурсы организма, заложенные в нас природой. Перечитал гору литературы на эту тему, испытывал все на себе, например, купался в проруби, ходил босиком по снегу, бегал зимой в шортах и футболке. Однажды голодал 41 день. Здоровье и сейчас не подводит, у меня даже карточки в поликлинике нет. Моржеванием до сих пор занимаюсь. Я, кстати, мастер спорта по дзюдо.

У нас с Бойко получилась отличная исследовательская команда: Саша — ученый, я — практик. Провели массу экспериментов. Изучали даже, как на организм влияют пирамиды. Вместе мы создали метод нейротактивного программирования. С гипнозом или, скажем, использованием допинговых препаратов он ничего общего не имеет. С его помощью переходишь в особое состояние, при котором повышается работоспособность, и даже мыслишь гораздо быстрее, чем обычно.

В 1991 году мы с Бойко провели первый эксперимент в Арктике. Нас тогда доставили в воинскую часть на острове Грембел, он входит в архипелаг Земли Франца-Иосифа. Шли дни, однако более-менее подходящая погода все не устанавливалась, и военные не давали разрешения на поход. Срок командировки заканчивался. Мы уже и не надеялись, что удастся провести эксперимент. Помнится, всю ночь играли с офицерами в преферанс, выкурили почти по две пачки сигарет. И вот в начале седьмого утра приходит полковник Владимир Чуков и заявляет: «Собирайтесь. В вашем распоряжении 24 часа».

Нужно сказать, что полярной одежды у нас не было и мы не захотели ее брать у военных, чтобы усложнить задачу. На Саше была обычная куртка, которую он носил зимой в Украине, две пары штанов (хлопчатобумажные спортивные, поверх которых надеты брюки), ботиночки, вязаные шапочка и перчатки. Человек в такой экипировке, находясь под открытым небом в тех широтах, погиб бы от холода за несколько часов. Саша, облепленный датчиками, отправился в путь. Его сопровождали опытные военные полярники в арктической одежде. Их разделили на несколько групп, которые меняли друг друга по ходу маршрута. Для этого использовали вездеход. На улице было 25 градусов мороза, светило солнце. Но погода вскоре стала портиться — начался так называемый дувник (пурга), из-за сильного ветра стало гораздо холоднее — как при 52 градусах мороза. Сашу это не остановило. За 12 часов он преодолел 74 километра. Военные решили, что этого достаточно. В Советском Союзе было принято засекречивать все и вся. Та же участь постигла и наш эксперимент.

- На полюс тоже пойдете в обычных куртках и ботиночках?

- Зачем же. Возьмем хорошую полярную одежду, рассчитанную на морозы до минус семидесяти. Хотим задействовать современные технологии, чтобы любой желающий мог следить за походом через Интернет в реальном режиме времени.