Культура и искусство

Андрей жолдак: «маша миронова сопротивлялась ровно месяц. Потом решила: будь что будет и… Отдалась мне»

0:00 — 13 февраля 2008 eye 930

Спектакль скандально известного режиссера «Кармен» номинирован на российскую премию «Золотая Маска»

Андрей Жолдак по-прежнему считается в Европе и России украинским режиссером. Хотя давно (вот уже семь лет) не ставил ничего на родине. Весной 2007 года он сделал в Румынии спектакль «Жизнь с идиотом», который теперь буквально «разрывают» все театральные фестивали мира. А нынешней весной готовится получить театральный «Оскар» — европейскую премию «Новая театральная реальность».

Жолдака обожают московские актеры и побаиваются европейцы. К жестким методам работы Андрея привыкают долго, но потом не могут без них жить. Премьера «Кармен» — последняя работа мастера — состоялась в московском Театре Наций под руководством Евгения Миронова. В главных ролях — Маша Миронова и Елена Коренева. Среди гостей — весь цвет российского бомонда. Говорят, Рената Литвинова ходила на спектакль несколько раз. А Ксения Собчак решила, что непременно должна сыграть у украинского режиссера. Кстати, Ксения прервала и наш разговор, позвонив по телефону Андрею, чтобы поделиться впечатлением от прочитанной пьесы.

«На первых показах люди уходили из зала со скандалом»

- Мы ведем переговоры о большом проекте вместе с Литвиновой, — рассказывает Андрей Жолдак.  — Рената хочет быть продюсером и играть.

- Не боишься ее… самобытности?

- Совершенно! Рената действительно не похожа ни на кого. Особенная женщина. Мы познакомились на премьере «Кармен» в Москве. Тогда пришло много известных людей: Костя Райкин, Ксения Собчак. Мне только и шептали: «Вон миллионер сидит, а там еще. Вон «русское золото» пошло, «алмазы». Надеюсь, скоро привезем этот спектакль в Киев.

- После премьеры тебя сравнивали с компьютерным гением, предложившим совершенно новую программу.

- Просто я опять сделал неожиданный ход, и московский зритель, словно старая компьютерная программа, завис. У них произошло несмыкание в голове, дым пошел…

- Кто-то уходил со спектакля?

- На первых показах удалялись со скандалом. Даже хлопали дверью. Теперь этого нет, пришел «мой» зритель. К тому же первые постановки, состоявшиеся в полуторатысячном зале Театра Моссовета, были закрытыми. Это ОЧЕНЬ большое помещение. Думали, что «Кармен» — классика, поэтому дамы пришли с бантами, шарфиками, чопорные такие. А спектакль ведь провокационный. Есть один эпизод, который все обсуждают. 20 минут на сцене стоит большая коробка, где сидят актеры, играющие бандитов, режутся в карты и курят марихуану.

- Настоящую?!

- Да нет. Это все игра. Зрители видят лишь огромную коробку, а все, что происходит внутри, показывают на экране. Двадцать минут ни одного живого актера на сцене! Конечно, это многих раздражало. Мол, заплатили деньги за спектакль, а приходится смотреть кино.

- Теперь понятно, почему некоторые уходили.

- Эта сцена в середине пьесы. Зато как прекрасно сыграла Елена Коренева, та самая — из фильмов Андрона Кончаловского, картины «Тот самый Мюнхгаузен». Потрясающая актриса. Я в нее просто влюблен! В первом акте она играет дочь Кармен.

- Коренева, которой под пятьдесят?!

- Говорю же, это не классический спектакль. Дело происходит в московской квартире, в многоэтажном доме. Коренева — дочь Кармен. А Кармен празднует свой день рождения, ей исполняется 90 лет. Бабушка в окружении внуков. Маша Миронова играет молодую Кармен и в летах. Причем в старости она очень убедительна — специальный костюм, грим, руки дрожат…

«Сейчас веду переговоры о совместной работе с Мариной Нееловой»

- Миронова снова претендует на «Золотую Маску»?

- Может быть. «Кармен», как и мой спектакль «Федра», номинирован на премию «Золотая Маска». Кстати, сейчас Маша договаривается со мной о художественном фильме. Она хотела бы сыграть мадам Бовари. Все твердят, что «Кармен» получился очень «эфирным». Ведь половину спектакля, состоящего из трех действий, зрители видят на экране. Это настоящее кино. Я работал с гениальным российским оператором Алексеем Федоровым. Съемки проходили в публичном доме, на вокзалах, в поездах. Снимали бомжей, ночную Москву. Первый акт вообще сюрреалистический, второй — с сюжетом. Есть сцена, в которой Кармен-Миронова смотрит знаменитый фильм Жана Люка Годара «Кармен». Маша сидит в коробке с мальчиком, они целуются, потом занимаются любовью. Это снимают камеры, а по маленькому телевизору идет фильм Годара. Понимаешь?

- Честно говоря, с трудом…

- Есть диалог с ранними картинами Антониони, в которых снимался молодой Ален Делон. Люди, понимающие это, получают настоящее удовольствие от спектакля.

- Ты Машу раздел?

- Обнаженной ее на сцене нет. Просто есть довольно эротические моменты. Маша лежит в коробке, а «клиент» через Интернет общается с ней. Говорит: «Повернись налево, сними бретельку… » Потом к ней в коробку залезают клиенты по три-четыре человека: араб, турок, русский. И каждый имеет ее за деньги. Все это показывается на двух экранах. Представь, лежит Маша, а на ней — клиент, прыгающий в бешеном ритме.

- Сильно…

- Клиент в черных очках. Некоторые кусают коробку от страсти.

- Миронова не была против столь… ярких сцен?

- Она сопротивлялась ровно месяц. Просто тотально. А потом как-то в один день решила: будь что будет и… отдалась мне. Вот так мы и репетировали.

- Сколько времени ушло на работу?

- Два с половиной месяца. Репетиции продолжались по десять часов в день. Я страшно устал! Только-только восстановился. «Кармен» один из моих самых масштабных проектов.

- В России тебя считают своим или все же украинским режиссером?

- Пишут, что я украинский режиссер. Тем не менее уже второй год подряд я попадаю в тысячу влиятельных лиц в России. В списке моя фамилия недалеко от Галины Волчек и Олега Табакова.

- Волчек была на твоей новой постановке?

- Думаю, ей не надо это смотреть. Галина Борисовна видела «Федру» и ей понравилось. Сейчас я веду переговоры с актрисой ее театра Мариной Нееловой. Это должна быть постановка специально для Марины. Сейчас Неелова читает три пьесы, которые я ей предложил. Жду…

- Говорят, на премьеру твоей постановки «Жизнь с идиотом» в Румынию прилетел даже автор пьесы Виктор Ерофеев.

- Ерофеев признался, что из всех спектаклей, которые он видел в Амстердаме, Лондоне и Новосибирске, мой «Идиот» лучший. Он назвал его неожиданным и сумасшедшим. После этого я предложил Марку Захарову поставить «Русскую красавицу» по книге Ерофеева. Сейчас мы в стадии переговоров.

«Райкин еще не созрел, чтобы позвать меня в «Сатирикон»

- В Украине у тебя давно не было проектов?

- Семь лет. Но я по-прежнему заявляю, что готов поставить здесь настоящий большой спектакль с лучшими украинскими актерами. Я открыт для переговоров. Почему в России ждут мои спектакли? Почему Маша Миронова, Рената Литвинова, Марина Неелова хотят со мной работать? А украинцы не реагируют никак?

- Может, ты слишком дорогой режиссер для Украины?

- Это вопрос второй. Можно где-то заработать больше, изменить гонорар. Главное, чтобы были желание и цель -войти в конкуренцию.

- С кем?!

- С другими странами. Со своими «футболистами»-актерами. Ведь у нас, несмотря ни на что, много хороших артистов. Но без режиссеров они не оплодотворяются. Их никто не может сексуально удовлетворить. Вот беда! Я готов взять ответственность за культурный прорыв в Украине. Прямо с завтрашнего дня.

- Но ведь ты продолжаешь жить в Берлине.

- У меня контракт с немецким театром до середины августа нынешнего года. Сейчас решается вопрос, буду ли я ставить «Сексус» Генри Миллера. Вика (супруга Андрея Жолдака — актриса Виктория Спесивцева.  — Авт. ) сейчас больше занимается сыновьями. Говорит: «Я уступаю тебе место в творчестве на два года». Если появится действительно стоящее предложение, мы вернемся домой. Поднимать художественное восстание.

- Подожди с революцией. Говорят, тебе вот-вот должен сделать предложение Константин Райкин.

- Я нахожусь с Костей в состоянии длительных переговоров. Райкин видел все мои спектакли, он мне нравится как артист, я его чувствую. Но Райкин… еще не созрел, чтобы позвать меня в «Сатирикон». К тому же у него сейчас теплые, кровные связи с режиссером Юрием Бутусовым. Когда кто-то пять лет ставит в твоем доме спектакль, это, знаете, как жена. Пустить меня к себе — значит изменить. Поэтому мы с Костей один раз в месяц созваниваемся по телефону. Мы даже читаем одни и те же книги, сейчас — Федора Достоевского. Если будем работать, то именно по произведениям этого автора.

- В общем, у вас с Райкиным сейчас «конфетно-цветочный» период.

- Наверное, больше за ним ухаживаю я. А вот с Мариной Нееловой у нас серьезно. Это потрясающая актриса! Я общался с ней в гримерной. Она готовилась к спектаклю «Вишневый сад», где играет Раневскую. Мы проговорили часа полтора, мимо Валентин Гафт проходил, махал нам ручкой. От Марины ТАКОЕ поле шло! Гипнотическое и сексуальное одновременно. Хотя она уже и не принцесса, но талантливый человек вне возраста. Ой, думаю, как жаль, вот опять закрутятся московские проекты, потом крупные международные. И на год-два я буду оторван от Украины.

- Не печалься, тебе еще далеко до среднего возраста украинских режиссеров — 60-ти лет.

- Но я уже отметил 45-летие! 15 лет назад мне не разрешали раздевать актеров на сцене. Сейчас не намного лучше. Мало что изменилось…