Происшествия

«В день вылета турагент заявила, что бронь исчезла»: жертвами аферы стали дети

9:04 — 2 мая 2019 eye 4128

В Киеве жертвами туристической аферы стали дети. Юные спортсменки, члены спортивного клуба художественной гимнастики, собирались в лагерь в Афинах. Их родители заплатили за авиабилеты, но в результате никто никуда не улетел, а деньги семьям спортсменок не вернули. О том, что долгожданная поездка не состоится, стало известно в ночь перед вылетом, когда уже были собраны чемоданы.

— Мы сначала подумали, что авиакомпания отменила или перенесла рейс, как это часто случается, — рассказал «ФАКТАМ» отец одной из юных гимнасток Сергей. — Но потом выяснилось, что самолет летит, только без нас. Директор турагентства, которой мы передали деньги за билеты, не купила их и даже не забронировала. Несколько месяцев она водила нас за нос, обещая со дня на день выслать билеты или хотя бы номер брони. А сама в это время, видимо, тратила наши деньги.

«ФАКТЫ» выясняли, как и почему 22 семьи стали жертвами мошенницы и смогут ли они вернуть свои деньги. В общей сложности их обманули на 105 тысяч гривен.

Ранее мы рассказывали о схожем случае: в Киеве мать и дочь «кинули» туристов на 2 миллиона гривен.

«Я не стала ничего проверять, а поверила рекомендациям родителей своей воспитанницы»

Пострадавшие девочки — члены спортивного клуба «Гранд Ритмик». На счету у юных спортсменок много призовых мест и побед во всеукраинских и в международных соревнованиях. В летний лагерь за границу дети ездили уже не раз. По словам их тренера Ольги Макаровой, чаще всего поездки организовывали с помощью турагентств. Так произошло и в этот раз.

— Если речь идет о групповой поездке с детьми, гораздо проще и удобнее организовать поездку с помощью турагентства, — рассказывает «ФАКТАМ» Ольга Макарова. — Это связано еще и с тем, что один взрослый не может купить много детских билетов, у авиакомпаний есть ограничения. Поэтому проще и быстрее делать это через турагентства. Я работаю в этом спортивном клубе уже шесть лет, и мы с детьми каждый год куда-то ездим. В 2018-м нас ждали в летнем лагере в Афинах. Оставалось только купить билеты в обе стороны. Я хотела обратиться к турагенту, с которым сотрудничала раньше, но мама одного ребенка посоветовала мне другой вариант. Сказала, что знает директора турагентства, где билеты обойдутся дешевле. «Мы сами купили у нее тур на лето, — сообщила она. — И получилось дешевле, чем у других».

Турагентство называлось «Домино Тур-7». Я никогда раньше о нем не слышала, но родители ребенка заверили, что это надежный вариант. И дешевле аналогичных предложений. Цена и стала основным аргументом.

В офис турагентства я не приходила. Родители нашей воспитанницы дали мне телефон директора агентства, и мы с ней договорились о встрече в фитнес-центре на станции метро «Минская». Мы встретились на ресепшен в присутствии одного из родителей, который как раз привез деньги. Накануне вместе с директором агентства уже обсудили по телефону все детали, поэтому я привезла ей за билеты всю сумму — 105 тысяч гривен. Директор производила хорошее впечатление: милая, ухоженная, вежливая женщина. Она сразу дала мне квитанцию об оплате. Квитанция была с печатью турагентства, она приготовила ее заранее.

— Вы не читали в Интернете отзывы об этой турфирме?

— Нет. Честно говоря, я вообще ничего не проверяла. Поверила рекомендациям родителей своей воспитанницы (даже сейчас сложно найти негативные отзывы об этой компании в Интернете. Фирма малоизвестная, о ней практически ничего не пишут. Есть несколько положительных отзывов, но еще за 2011—2013 годы. — Авт.).

Отдав мне квитанцию, директор турагентства сказала, что купит билеты и в течение месяца сможет нам их прислать. Я отдала ей деньги 20 марта 2018 года. Лететь мы должны были 28 июля. Времени было более чем достаточно. Дети готовились к поездке.

В обещанные сроки директор турагентства билеты так и не прислала. Она сказала, что, оказывается, авиакомпания делает выписку групповых билетов только за месяц до вылета. «Но вы не волнуйтесь, все билеты забронированы, — заверила она. — Просто нужно немножко подождать». Я просила прислать мне номер брони, чтобы мы могли отслеживать на сайте авиакомпании статус рейса. Она обещала прислать, но так этого и не сделала.

«Билеты будут. Занимаюсь вашим вопросом, не волнуйтесь», — каждый раз уверяла она"

И даже в июне, за месяц до поездки, нам никто ничего не прислал, — продолжает Ольга Макарова. — Я опять начала звонить турагенту. Она заверила, что все в порядке. Сказала, что сейчас прислать ничего не может, потому что она вроде как ушла из этой турфирмы. Но пообещала, что на нас это никак не отразится: мол, нашим заказом все равно занимается только она и доведет дело до конца.

Настал июль, но ничего не изменилось. У меня по-прежнему не было ни билетов, ни даже номера брони. Я названивала этой женщине каждый день. Она рассказывала какие-то невероятные истории: то была на отдыхе, то заболела, то в семье кто-то родился или умер… В Афинах начались лесные пожары, и родители забеспокоились, стоит ли отпускать туда детей. Турагент заверила, что сама все выяснит. Через некоторое время перезвонила: «Все в порядке, нет никакой опасности. И рейс не отменяется, вы летите 28 июля». «Так, а билеты где?» — спросила я в очередной раз. — «Билеты будут. Я занимаюсь вашим вопросом, не волнуйтесь». Она каждый раз так отвечала. А я уже не знала, что мне говорить родителям. До последнего не хотелось сеять панику.

Ситуация прояснилась вечером 27 июля. Уже утром следующего дня мы с детьми должны были ехать в аэропорт. Турагент прислала мне sms: «Мы можем перенести дату поездки?» Я была в шоке: конечно же, нет! В лагере нас ждут на определенные даты, доверенности от родителей взяты именно на эти числа. Да и что значит «перенести» в последний вечер перед вылетом?! «Ладно, я попытаюсь что-то сделать», — ответила турагент.

Я начала ей звонить, но она не брала трубку. Взяла только после десятой или одиннадцатой sms-ки. Сказала, что авиакомпания якобы что-то напутала с бронью и нас не могут взять на этот рейс. «Бронь просто исчезла! — заявила она. — Но я пробую что-то сделать». Я потребовала показать подтверждение того, что она бронировала билеты. Ведь должны быть номер брони, квитанция. «Сейчас вышлю», — сказала она и опять ничего не прислала. После этого перестала брать трубку.

Читайте также: Лицензия и страховой полис: что нужно проверять туристам при заключении договора

— В конце концов мы сами начали звонить этому турагенту, — сообщил «ФАКТАМ» отец одной из юных гимнасток Сергей. — Это поездка действительно была далеко не первой. Дочке сейчас 12, она занимается гимнастикой уже девять лет. Вместе с другими девочками из спортивного клуба объездила пол-Украины, была в Польше, Испании и Греции. Эту поездку, как и предыдущие, организовывала тренер. Мы передали Ольге деньги и готовились к лагерю. Билеты планировали получить на руки уже в аэропорту. О том, что что-то не так, узнали вечером 27 июля, когда дочка уже собрала вещи и спокойно спала перед предстоящей поездкой. В родительской группе в «Вайбере» написали, что в аэропорту вроде как не подтвердили нашу бронь. Тренер сама была в растерянности и не могла ничего объяснить. Я позвонил в аэропорт, но там никакой информации не предоставили. А когда написал на официальную страницу авиаперевозчика в «Фейсбуке», там ответили, что рейс до Афин никто не отменял, но только на нас никакой брони нет. В тот момент я уже понял, что тур­агент нас «кинула». Ольга еще пыталась ей дозвониться.

— Она долго не брала трубку, но потом все же ответила, — продолжает Ольга Макарова. — Когда я сказала ей, что никакой брони нет, она запротестовала: «Вас обманывают! Все там есть, я бронировала!» А потом заявила: «Вы… хотите меня убить! Я сейчас умру от этих нервов и ваших бесконечных звонков. И виноваты в этом будете вы!» Стало понятно, что никто никуда не летит. Мы имели дело с мошенницей.

— Вы разговаривали с людьми, которые вам ее рекомендовали?

— Конечно, ведь это родители моих воспитанников. Они очень удивились. Потом проверили свою бронь, и оказалось, что на отдых они уже не летят — им аферистка тоже билетов не купила. Я понимаю, что они тоже пострадали, но мне и еще 22 семьям от этого не легче.

«По бумагам фирма продолжает существовать»

— Когда утром дети проснулись, их ждал пренеприятнейший сюрприз, — продолжает Сергей. — Никакого аэропорта, никакой Греции. Дочка плакала, мы с трудом смогли ее успокоить. Летний отдых был испорчен. На другие зарубежные поездки у нас денег уже не оставалось. Потом девочек все-таки повезли на море в Затоку, но это было совсем не то, чего они ждали. Мы тем временем выяснили об этом турагенте много нового. Оказалось, что ее агентство уже давно не работает и никому не оказывает реальных услуг. Но по бумагам предприятие продолжает существовать. Есть и страничка в «Фейсбуке», с помощью которой мошенница до недавних пор продолжала привлекать новых клиентов — потенциальные жертвы. А в полиции нам неофициально сказали, что на нее уже неоднократно подавали заявления люди, которых она точно так же обманула с турами. Но почему-то уголовные производства в отношении нее до нашего случая не открывали.


* Каждый год спортсменки вместе с тренером Ольгой Макаровой (крайняя слева) ездили на соревнования или совместный отдых — и все складывалось благополучно. Никто не ожидал, что в этот раз они станут жертвами мошенницы

— Даже после того, как мы все написали заявления в полицию, турагент продолжала нагло врать, — говорит Ольга Макарова. — В том, что произошло, обвинила… нас. Я, оказывается, мешала ей своими бесконечными звонками и просьбами. Потом сказала, что деньги отдаст. Но позже. «Поймите, у меня нет этих денег, — говорила она. — Они проходили через фирму, и за пару часов я вам их не нарисую. Отдам потом». Спрашиваю у нее конкретно: когда? Турагент сказала, что через неделю. Еще через неделю говорила, что через два-три дня. И каждый раз одно и то же: «Если бы у меня были деньги, я бы их вернула. Но сейчас их нет». Последний раз мы с ней переписывались в марте 2019 года. Ничего не изменилось, все те же отговорки. На вопросы о том, как давно на самом деле не работает ее турагентство, не отвечает. Говорит, что «это не наше дело».

По словам Ольги Макаровой, обращения потерпевших в полицию сначала не дали результата. Расследовать это дело не спешили, пока не вмешалась прокуратура.

— По нашим заявлениям открыли уголовное производство, но на этом все и закончилось, — вздыхает Ольга Макарова. — Никто никого не опрашивал, подозрение аферистке не предъявляли. Все это произошло только после того, как делом заинтересовалась прокуратура. Мы все надеемся, что в скором времени оно дойдет до суда и мошенница получит приговор. Но сможем ли мы вернуть свои деньги?

Читайте также: Тысячи пострадавших туристов: в чем причина массовой отмены авиарейсов в Украине

Этот вопрос «ФАКТЫ» задали в прокуратуре.

— Конечно же, шанс вернуть деньги у потерпевших есть, — объяснил «ФАКТАМ» первый заместитель руководителя Киевской местной прокуратуры № 5 Антон Ефимов. — На имущество подозреваемой наложен арест, суд удовлетворил соответствующее ходатайство прокуратуры. Если ее вина будет доказана в суде, ей в любом случае придется возмещать ущерб. К тому же, если она добровольно не захочет это сделать, ей судом может быть назначена максимальная мера наказания, а по статье «Мошенничество» это три года лишения свободы.

— У подозреваемой были сообщники?

Нет, сообщников у нее не было. Она была владелицей туристической фирмы, которая в последнее время существовала только на бумаге. На самом деле предприятие давно не было активным, и, предлагая потерпевшим авиабилеты, подозреваемая изначально не собиралась выполнять обещанное. Досудебное расследование по данному уголовному производству долгое время проводилось неэффективно. Только после того, как непосредственно прокурором был проведен целый комплекс следственных действий, удалось собрать достаточно доказательств для сообщения лицу о подозрении в совершении преступления. В данное время подозреваемая скрывается от следствия и объявлена в розыск. В суд подано ходатайство об избрании ей меры пресечения в виде содержания под стражей. Одновременно суд дал разрешение на ее задержание.

Информация о том, фигурировала ли турагент в подобных аферах до случая с гимнастками, по словам Антона Ефимова, сейчас проверяется.

«ФАКТЫ» звонили в офис «Домино Тур-7», но там после скандала с гимнастками не отвечают на звонки. Мобильный телефон подозреваемой также отключен. Надо сказать, что такие туристические аферы в Украине не редкость. Но в этот раз впервые пострадали дети. В октябре 2018 года «ФАКТЫ» рассказывали о масштабной туристической афере с известным туроператором TUI Украина. Десятки туристов, заказавших туры в Турцию и Египет в турагентстве, работавшем под вывеской TUI Украина, полностью оплатили перелет и пребывание в отелях, но так никуда и не уехали. Люди потеряли по несколько тысяч долларов. Позже в TUI Украина заявили, что предпринимательница, с которой люди заключали договоры, разорвала договор с туроператором задолго до этих событий и работать под вывеской TUI не имела права. Сейчас это дело слушается в суде.

Как не стать жертвой подобных туристических афер? Эксперты советуют в первую очередь тщательно проверять турагентство, с которым имеете дело. Постараться найти о нем отзывы в Интернете и выяснить, действительно ли оно сотрудничает с надежными туроператорами.

— Вывеска в офисе турагентства еще ни о чем не говорит, — прокомментировал «ФАКТАМ» ситуацию директор Центра развития туризма в Украине Владимир Царук. — Перед тем как заключать договор с турагентством, постарайтесь проверить, насколько оно надежно. Если работает всего несколько месяцев, это большой риск. Также важно зайти на официальный сайт туроператора и лично убедиться в том, что там есть сведения об офисе, в который вы обратились. Лучше даже перезвонить туроператору и уточнить, действителен ли их договор с тем или иным турагентством. Если вы убедились в том, что турагентство в самом деле сотрудничает с туроператором, но с вашей поездкой что-то пошло не так, имеет смысл сразу обращаться в центральный офис туроператора.

— А если выясняется, что договор с туроператором давно расторгнут, но вы уже заплатили деньги за несостоявшийся перелет?

— В таком случае нужно предъявлять претензии непосредственно турагентству, которое вас обмануло, обращаться в полицию, ведь тут есть явные признаки мошенничества. И подавать иск в суд в гражданском порядке.

Как сообщали ранее «ФАКТЫ», против туристической компании Join Up, клиенты которой неоднократно жаловались на проблемы с задержками вылетов и прилетов, открыли уголовное производство. Тем временем житель Львова сумел отсудить у туроператора компенсацию за обман.