«Мама, я боюсь ездить на маршрутках. Они носятся на бешеной скорости»
- В среду 24 января в больнице был операционный день, но как только мы узнали о ДТП в Скибине — а первый вызов поступил к нам в 12. 20, то сразу же отменили все плановые операции и стали готовиться к приему пострадавших, — рассказывает и. о. главврача Броварской райбольницы Николай Кирилюк. — На место выехали четыре бригады скорой помощи. До их приезда там уже была наша «скорая», которая оказалась в Скибине проездом, по другому вызову в соседнее село. На протяжении часа с места ДТП к нам привезли 15 человек. Одна женщина была в крайне тяжелом состоянии и умерла в реанимации. Еще двух человек госпитализировали в реанимацию, четверых — в хирургическое отделение и девять — в травматологию. Два человека на сегодняшний день уже выписались на амбулаторное лечение. Почти все пострадавшие из Чернигова, трое — из России, в том числе и двухлетний мальчик. Сейчас в реанимации остался один парень со сложными переломами бедра, плеча и с очень тяжелым стрессом, он практически все время находится на успокоительных препаратах. Но хоть состояние пострадавшего стабильно-тяжелое, угрозы его жизни нет. У остальных в основном комбинированные травмы: переломы ключицы, голени, черепно-мозговые травмы. Одну женщину из реанимации уже перевели в травматологию. У нас в районе каждый день происходят, как минимум, по два-три ДТП, и в больницу привозят травмированных, но таких массовых уже давно не было. Наш начмед по хирургии Валентин Багнюк сейчас лежит в родной больнице с травмой позвоночника — тоже попал в ДТП.
- Я каждый день езжу из Дымера на работу и наблюдаю, как гоняют эти черниговские маршрутки, — сокрушается Валентин Багнюк. — Просто кошмар! Они даже не обращают внимания на населенные пункты, мчатся со скоростью 100−120 километров в час. Это же международная трасса!
- Самое горькое, что в этих катастрофах гибнут люди, — подключается к разговору и. о. начальника Броварского управления МЧС в Киевской области Олег Огородник. — Когда мы приехали на место аварии, увидели раскуроченную маршрутку, тела трех погибших женщин на трассе и врачей, которые вытягивали людей из разбитых машин. Водитель КамАЗа был зажат в кабине, и, чтобы извлечь его наружу, спасателям пришлось ее разрезать. Погибли те, кто сидел на задних сиденьях и вылетел из машины через распахнувшуюся заднюю дверь. Из маршрутки повылетало практически все, остались два-три передних сиденья. Из Чернигова некоторые ехали в Киев за покупками, поэтому деньги валялись в пачках на дороге, а также вещи из сумок и одежда, слетевшая с пассажиров. Удар был очень сильный, маршрутку прямо раздуло, несмотря на то, что «Мерседес Спринтер» — надежная машина. А водитель КамАЗа вообще не виноват — маршрутку занесло на трассе и швырнуло прямо в «лоб» грузовику, ехавшему по встречной полосе. После ДТП на дороге сразу же образовался затор — это же трасса международного значения. Правда, машин скопилось не так уж и много — метров на 200 в обе стороны. Пока работали следователи, трупы нельзя было убирать с проезжей части. Поэтому сотрудники ГАИ вручную регулировали движение, пустили машины в объезд. Проезд по Черниговской трассе был затруднен несколько часов.
- Мы сидели почти в конце маршрутки — третье сиденье от задней двери, — вспоминает пострадавшая 25-летняя Юля. — Мой сын Данилка, ему два года и два месяца, был на руках у мужа. Как только мы сели в маршрутку, он сразу заснул. Так спящим и вылетел из маршрутки. Помню, что машину развернуло, посыпались со звоном стекла, и я вылетела на обочину через окно. Смотрю, а зада у машины… вообще нет! Заметила, что два задних сиденья полностью снесло. Как я летела, не ощутила и боли не почувствовала. Сразу подумала о ребенке.
- И что случилось с малышом?
- Не знаю. Вокруг валялись битые стекла. Подбежал какой-то мужчина, взял в свою машину меня, мужа и ребенка с моей двоюродной сестрой и сразу же повез в больницу. Теперь мы здесь… А вообще-то мы приехали в Чернигов из Ростовской области навестить мою тетушку. Данилку решили показать, он уже так вырос. В четверг должны были ехать домой на поезде, но уехал только муж — ему на работу, а к нам теперь из России приедет бабушка, моя мама.
- Ребенок пока побудет в одной палате с мамой, — уточняет начмед по хирургии Броварской райбольницы Валентин Багнюк. — У мальчика сотрясение мозга, царапины и ушибы щеки, глаза, но это все заживет. У его мамы ситуация посложнее — переломы правой ключицы и правой голени, рваная рана ушной раковины. К счастью, можно обойтись без операции. В день ДТП к нам в больницу приезжала бригада врачей из областной больницы, осмотрела всех пострадавших, в том числе и двухлетнего малыша. Решили, что никого перевозить в Киев не надо, пусть лечатся у нас.
В этот момент к нам подошла тетя Юли Надежда Сивун и сокрушенно сообщила, что российское консульство отказалось помочь транспортировать Юлю, которая практически вся в гипсе и не может вставать, домой. Начмед успокоил женщину, сказав, что броварские медики укрепят гипс и выделят транспорт, чтобы довезти больную на Киевский железнодорожный вокзал. Впрочем, пока об этом говорить рано — ребенку и его маме необходимы покой и лечение. «Моя дочка лежит здесь же с травмой глаза, — говорит Надежда Павловна. — Кате 17 лет, она студентка первого курса Киевского университета пищевых технологий. Она практически не ездила этими междугородными маршрутками, говорила: „Мама, я боюсь, они носятся на бешеной скорости“. Электричкой ехать гораздо дольше, но это и дешевле, и безопаснее. А тут решили не мучить ребенка дальней дорогой и ехать в маршрутке. Дочка рассказала мне, что водитель всю дорогу так гнал, что даже все иномарки обгонял, дергался, кричал. Ну как можно было мчаться по такой скользкой дороге?»
С этим вопросом я и зашла в палату к водителю разбившейся маршрутки — 31-летнему черниговчанину Сергею Крутько:
- Некоторые пассажиры говорят, что вы превысили скорость.
- Это вранье.
- Скорость была в пределах нормы?
- Конечно. Вы же видели, какая была дорога. Машину занесло на встречную, а там шел КамАЗ.
- А в салоне все люди ехали сидя?
- Все сидели. Не переживайте.
- У вас серьезная травма?
- Поломана нога, сотрясение мозга, перелом носа. Месяца три придется лежать в больнице.
- Вы помните, как произошла авария?
- Что вы меня расспрашиваете?! Оставьте меня в покое!
К 47-летнему водителю КамАЗа Николаю Губскому врачи разрешили зайти на минуточку, поскольку мужчину уже подготовили к операции — у него перебито сухожилие на колене.
- Я ехал в Чернигов, машина была не груженая. Только успел выехать из Броваров, вдруг навстречу «газельку» закинуло прямо в лоб (все произошло так молниеносно, что Николай не успел разобрать марку микроавтобуса. — Авт.). Удар был настолько сильный, что даже рулевую колонку перебило. Меня так зажало панелью управления, что я не мог выйти из кабины. Помню только момент удара. Микроавтобус развернуло и откинуло. И КамАЗ развернуло. Даже не успел испугаться. Бах — и все! Я за рулем с 1982 года. И на легковых, и на грузовых машинах ездил, но в такую переделку попал впервые.
Проехав по Скибину сначала тем же маршрутом, что КамАЗ, а затем, развернувшись, повторив путь передвижения черниговского микроавтобуса, мы с редакционным водителем обнаружили, что, несмотря на шумовые полосы на въезде и выезде из села, предупреждающие знаки об аварийно-опасном участке, а также множество пешеходных переходов (дорожные знаки установлены на ярко-желтом фоне, а потому их невозможно не заметить), по этому населенному пункту с положенной скоростью 60 километров в час ехала… только наша машина. Остальные мчались через село по отличной, широкой, многополосной трассе со скоростью не менее 100−120. Невзирая на дорожные знаки с обеих сторон дороги, предупреждающие о том, что рекомендованная в снежную погоду скорость… 50(!) километров в час.
- Да у нас тут каждые два-три месяца аварии случаются, — говорит житель Скибина Сергей. — Если бы это ДТП случилось ночью, то в темноте машины помчались бы прямо по выпавшим из маршрутки трупам и пострадавшим, и тогда погибших было бы еще больше! Со скоростью меньше сотни километров ни одна черниговская маршрутка не ездит.
Захожу в один из домов, расположенных напротив места трагедии. В нем живет семья Шмытов, у которых соседи, родственники и односельчане как раз собрались на… поминки. Хозяйка дома рассказала, что за год семья похоронила трех человек, а три месяца назад ее отчима сбила в темноте проносившаяся мимо «Волга» — прямо возле родного двора. После этого он попытался встать, но сзади налетела другая машина, а следом за ней по лежавшему человеку проехался еще и «Икарус». «Мы хоронили его в закрытом гробу, — сокрушаются односельчане. — И это не первая и не последняя авария в Скибине. На выезде из села установлен памятный камень — на этом месте разбился журналист, друг Мыколы Вересня (речь идет об Александре Кривенко, трагически погибшем в ДТП в 2003 году. — Авт.). А за несколько дней до аварии с маршруткой на этом же переходе грузовик въехал в легковушку, и если бы в ней сзади сидели люди, без жертв не обошлось бы. Дорогу перейти невозможно даже на пешеходном переходе. „Дальнобой“ (грузовики-фуры. — Авт.) еще останавливается на пешеходном переходе, а машины с киевскими номерами — никогда. У нас уже и европейские переходы сделали, но никто не реагирует».
- Мы готовились к поминкам, когда услышали удар и звук посыпавшегося стекла, — рассказывает хозяйка дома. — На часах было 12. 15, сын из школы еще не вернулся. Мы с мужем выскочили за ворота. Я говорю ему: «Вася, смотри, там в луже, кажется, женщина лежит». Вернулась в дом, вызвала «скорую», эту женщину занесли к соседке в дом, положили на покрывало. Она была в ужасном состоянии, но в сознании, все время повторяла, что у нее маленький ребенок остался, и спрашивала, что с мамой. Когда я услышала, что кричит ребенок, убежала в дом, не могла слышать его крик, но заметила, как остановилась красная иномарка, в нее погрузили ребенка, его маму и увезли.
Прямо на переходе лежали раненые люди, трупы. Мы не сразу поняли, кто из них еще жив. Было жуткое оцепенение. Кто-то из травмированных вдруг начинал шевелиться… одну женщину мы приняли за погибшую, но врачи «скорой» сказали, что она жива… Один мужчина вылетел на асфальт прямо в кресле и так и остался сидеть — в шоке, весь окровавленный. Он не мог даже пошевелиться. Потом он сказал нам, что в момент удара спал. Большинство людей дремало перед аварией…
Какой-то паренек был в шоке, все звонил своему начальнику и говорил, что попал в аварию, но уцелел и пытается найти свой чемоданчик. Трое постра-давших зашли к соседке через дорогу, она медик, оказала им первую помощь, пока «скорые» развозили самых тяжелых. Когда растащили с дороги пострадавших, обнаружили, что водителя КамАЗа зажало в кабине. Он тоже был ранен и все твердил: «Я не виноват».
Что стало причиной ДТП, устанавливает следствие. Как сообщил начальник пресс-службы ГУ МВД Украины в Киевской области Николай Жукович, версий много: машину могло занести из-за снега на дороге, водитель мог уснуть за рулем. Не исключена и техническая неисправность в микроавтобусе. Автотехническая экспертиза установит причину. Даже если оба водителя соблюдали правила дорожного движения и ехали со скоростью 60 километров в час, совместимый удар получился в 120! Пока следствие ведется по статье Уголовного кодекса Украины «Нарушение Правил безопасности дорожного движения, повлекшее за собой гибель нескольких человек». Она предусматривает наказание от 7 до 12 лет лишения свободы. Плохая погода сыграла свою роль, считает Н. Жукович. Ведь в тот же день только в Киевской области в различных ДТП погибли шесть человек.