Происшествия

Народный депутат украины леонид грач: «сразу после получения звания народного артиста ссср юрий богатиков спустился в гардероб верховного совета усср и обнаружил, что у него… Увели новую пыжиковую шапку»

0:00 — 1 марта 2007 eye 554

29 февраля известному артисту, визитной карточкой которого cтала песня «Вышел в степь донецкую», исполнилось бы 75 лет В начале 70-х в Украине было модно… воровать футболистов. В Ворошиловградской области, при первом секретаре обкома Владимире Шевченко, за ночь игрока могли перевезти из одной команды в другую, а утром уже начинались околоспортивные баталии. В этой борьбе Ворошиловград проморгал свою эстрадную звезду — Юрия Богатикова. Специально обученные крымские товарищи ночью подогнали к его дому грузовик, погрузили в него мебель и вещи, а заслуженного артиста УССР посадили в «Волгу» и перевезли в Ялту… С того памятного дня Юрий Богатиков прожил в Крыму почти 30 лет. С переезда Юрия Богатикова в Крым началась наша беседа с экс-спикером Верховного Совета Крыма, народным депутатом Украины Леонидом Грачом.

«Не было такого зала, который бы Богатиков не взял за горло»

- Вы были очень дружны с Юрием Богатиковым. Признавайтесь, его ночное похищение из Ворошиловграда — ваша работа?

- Нет. Хотя я уже дружил с Юрой, но в 1974 году мне такое дело еще было не по плечу, — улыбается Леонид Грач, в 1991-1992 годах первый секретарь Крымского обкома партии.  — Тогда я работал председателем профкома объединения «Керч-рыбпром». А инициатором переезда Юрия Богатикова в Крым стал первый секретарь обкома партии Николай Кириченко. При нем Крым буквально расцвел во всех отраслях, в том числе и в сфере культуры.

- Николай Кириченко и Софию Ротару в Крым переманил?

- Действительно, первой он забрал Софию Михайловну, а потом уже Юрия Иосифовича. Тогда нужно было иметь мужество, чтобы дать указание выделить в Ялте квартиру вне очереди.

Затем у нас работала народная артистка СССР Лидия Чернышова, которая после знаменитого московского ансамбля «Березка» возглавила наш вокально-хореографический коллектив «Таврия». Кроме этого, у нас был замечательный ансамбль песни и пляски Черноморского флота, с которым очень любил выступать Богатиков. Так что на торжественных концертах в Симферополе мы шиковали.

- А как распределяли, кто из звезд будет закрывать программу?

- Еще в мою бытность секретарем обкома по идеологии (1989 год.  — Авт. ) мы изобрели ноу-хау: в концерте было два финала! Я уговаривал своего друга Юру, чтобы в конце концерта сначала он выходил на сцену и делал первый финал, а потом Софья Михайловна как женщина пела последней. Вы же знаете, в концертном деле каждый хочет быть последним.

- Как дети, ей-богу!

- Юра любил говорить: «Артисты, как дети. Единственное, они спят по-взрослому». Правда, Юра употреблял здесь другое слово, непечатное.

«Каких два финала? — кипятился Юра.  — Финал бывает только один! Что за новации в режиссуре!» «Вот ты как мужчина и сделай широкий жест!» — предлагал я. После этой фразы Богатиков сдавался.

«Первый» финал Юрия Богатикова оказывался фантастическим — не было такого зала, который бы Юра не взял, как говорится, за горло. Уже за кулисами он спросил: «Ну как я их вздрючил?»

- После такой кульминации в концерте даже Софии Ротару нелегко было выступать.

- Конечно, зрители аплодировали Богатикову стоя. Софии Михайловне нужно было их успокоить, усадить в кресла, заставить слушать еще один финал.

Вот так в обкоме мы и лавировали между двумя звездами. Не успеют поступить на базу новые костюмы, как Юра просит: «Дайте моему вокально-инструментальному ансамблю» (ВИА «Крым».  — Авт. ). Только их одели, Сонечка звонит: «Мне нужна аппаратура». Просьбам Богатикова и Ротару всегда уделяли особое внимание. А как же иначе! Хотели славы? Слава — штука дорогая.

«Как был Юрка парнем в тельняшке, так в тот мир и ушел»

- На обкомовских базах Юрий Иосифович частенько обслуживался?

- Юра никогда ни о чем не просил. Чем его надо было поддерживать, так это время от времени вывозить на базы и одевать. Достанешь какую-то одежду — он деньги заплатит и тут же кому-то подарит или шапку на голову наденет. Как был Юрка парнем в тельняшке, так в тот мир и ушел.

- Вы с другом отметили присвоение ему звания народного артиста СССР?

- Перед поездкой в Киев, на вручение Богатикову диплома и нагрудного знака народного артиста СССР в Верховном Совете УССР, мы съездили с Юрой на симферопольскую базу. Как сейчас помню, в 1984 году были в моде дубленки и пыжиковые шапки. И вечная проблема — Богатиков носил 65-й(!) размер шапки. Но, к счастью, в тот раз удалось его полностью экипировать.

Приехали в Киев, поселились в гостинице «Украина» (сегодня «Премьер Палас».  — Авт. ). Мы оба любили останавливаться в трехкомнатных люксах на втором этаже — это были огромнейшие номера, в которых друг друга не найдешь. Правда, с высокими потолками, холодные, по-казенному обставленные.

Юра, широкой души человек, заказал официантам накрыть в каждой из комнат по столу. Пришла первая партия гостей, он их за одним столом принимает. Следующие гости приглашаются в другую комнату, где стоят еще не тронутые закуски и выпивка. А гостей было много — Богатикова все любили и уважали. Если кто-то из коллег и недолюбливал, так это фанерщики. Потому что Юра всегда им в глаза говорил: «Под фанеру не пою — это не искусство!»

Диплом и нагрудный знак народного артиста СССР Юрию Богатикову вручала председатель Президиума Верховного Совета УССР Валентина Шевченко. Тогда же депутаты заседали раз в три месяца, в кулуарах Верховного Совета стояла тишина, работал только аппарат во главе с Валентиной Семеновной. И охрана на каждом шагу не стояла. Лишь пару милиционеров дежурили у центрального входа в здание. Мы оставили вещи в гардеробе для посетителей и отправились на вручение. Возвращаемся, а Юриной новой пыжиковой шапки нет. Увели! Вот так он отметил получение звания.

- Кто из вас первым узнал о присвоении звания Юрию Богатикову?

- Тогда я работал заведующим отделом пропаганды Крымского обкома и, естественно, первым узнал о решении Политбюро ЦК КПСС и последовавшем за ним Указе Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Юрию Иосифовичу Богатикову звания народного артиста СССР. Между прочим, это звание до него из певцов-эстрадников имели только Леонид Утесов и Клавдия Шульженко. Вскоре после Богатикова народной стала София Ротару, а затем и Иосиф Кобзон! А уже при Михаиле Горбачеве — Алла Пугачева.

Юра это звание заработал трудом. Он постоянно выступал с концертами перед шахтерами, колхозниками, моряками, на правительственных приемах и самых престижных сценах страны. И в тот момент Богатиков гастролировал по Союзу. Я разыскал его по телефону, чтобы сообщить новость. Выслушав меня, Юра ответил: «Заканчивай подкалывать!» (в мужской компании Юра выражался более смачно). «Не веришь, тогда смотри программу «Время», — посоветовал я.

«Дай Киркорову звание заслуженного деятеля искусств», — попросил меня Юра»

- Однажды в Кисловодске я пришел на концерт Богатикова и стал свидетелем такого случая, — продолжает Леонид Грач.  — После очередной песни женщина вручила Богатикову цветы и записку. Юра развернул ее и в микрофон сразу же прочитал в зал: «Правда, что вы живете в Крыму?» — «Да, правда. И если вам повезет побывать в Крыму и вы будете в Ялте, найдете улицу Кирова, подойдете к дому 22… (я с ужасом думаю, зачем он дает всем свой домашний адрес, — осталось только квартиру назвать!) я всех прошу: проходите мимо!»

Кроме того, Юра был большой анекдотчик. На этой почве он подружился с еще одним великим рассказчиком анекдотов Юрием Никулиным.

Любимый анекдот Юрия Богатикова

Муж, который работает гробокопателем на кладбище, приходит домой, переступает порог и сразу же говорит супруге: «Сегодня я тебе по дому ничем не помогу, уроки у детей тоже проверять не буду, о сексе забудь… Я очень устал». Жена сочувственно: «Конечно, отдыхай!» Но женское любопытство одолевает ее: «Что, сегодня было так много покойников?» — «Да нет, один».  — «Почему же ты так устал?»  — «Хоронили народного артиста СССР. 20 раз — на бис! — выкапывали… »

- Читатели меня не поймут, если мы с вами не вспомним визитную карточку Юрия Богатикова — песню «Вышел в степь донецкую».

- Не хочу никого обидеть, но я не знаю советских исполнителей, которые бы так доносили песню, как это делал Юра. Песня «Вышел в степь донецкую» в его исполнении стала гимном шахтерского края. Ее Юра исполнил, наверное, тысячу раз!

И вот однажды с ним случился казус. Раньше День шахтера был всесоюзным праздником. Ведущая Первого всесоюзного канала Светлана Моргунова, молодая, цветущая, ведет праздничный концерт в Колонном зале Дома Союзов вместе с немолодым уже Игорем Кирилловым. Двойной конферанс только-только входил в моду.

В зале сидят шахтеры, все в орденах (Юра сам был полным кавалером ордена «Шахтерская слава»), члены Политбюро, присутствует министр культуры СССР Петр Демичев. Концертную программу сопровождает эстрадно-симфонический оркестр под управлением Юрия Силантьева.

Моргунова не должна была объявлять Богатикова, а она взяла и объявила. Юра прослушал проигрыш и запел: «Спят курганы темные… » Когда же спел «Вышел в степь донецкую парень молодой», затих — не мог вспомнить слова! Оркестр вторично играет проигрыш — Юра опять спел «Вышел в степь донецкую» — и замолк. И так три раза. После третьего проигрыша Силантьев говорит (как было, так и говорю): «Ну все, Юра, п… ц! Приехали!»

Юра ушел со сцены и увидел, как за шторкой (в Колонном зале нет занавеси, а только небольшие шторочки у двери) хихикает Света Моргунова. Он решил: или пан, или пропал! Вернулся к рампе и сказал окончательно обалдевшему Силантьеву: «Давай!» И так спел — просто родил песню заново! — как еще никогда не пел. Зрители были в восторге, поклонницы несли цветы. Но самое интересное, что после концерта министр культуры подошел к участникам концерта, поблагодарил и сказал: «Особенно хочу отметить Юрия Иосифовича и режиссера концерта. Вот этот ваш ход  — такая нахо-о-одка!»

- Крым и фестиваль «Крымские зори» неразделимы. Кажется, Юрий Богатиков был членом жюри фестиваля.

- Юрий Иосифович был даже председателем жюри «Крымских зорь» в 1990 году. Спустя 10 лет, в 2000-м, он позвонил мне, тогда председателю Верховного Совета Крыма: «Лень, хочу снять камень со своей души. Понимаешь, я в 1990 году «зарезал» Киркорова. И был не прав. Дай Филиппу звание заслуженного деятеля искусств Автономной Республики Крым (Конституция АРК такое право предусматривает.  — Авт. ).

- Под нажимом Богатикова я провел это решение, — продолжает Леонид Грач.  — На одном из выступлений Филиппа Киркорова в Концертном зале «Юбилейный» в Ялте мы вместе с Юрием Иосифовичем вручили московскому артисту диплом о присвоении звания. В виде ответного слова Филипп запел «Рчдна мати моя». Конечно, зал взорвался аплодисментами. Киркоров заканчивает первый куплет и… дает микрофон мне. Клянусь, если бы сейчас меня расстреливали, я бы не восстановил слова второго куплета. А тогда подсознание сработало, и я (Юра потом сказал: «Ты даже петуха не пустил!») попал в тональность. Третий куплет мы спели с Киркоровым дуэтом. Зал бисировал!

- У вас есть музыкальное образование?

- Завидую белой завистью людям, которые играют на музыкальных инструментах и профессионально поют. Мой отец играл в духовом оркестре, сестричка пела. А я стал политиком. Чуть не сказал: болтуном.

Через неделю после концерта Киркорова читаю в какой-то киевской газете: «Грач, который по должности должен заниматься усилением экономики и улучшением жизни крымчан, по нашим сведениям, неделю репетировал с Киркоровым»…

- Почему после развала Советского Союза Юрий Богатиков внезапно исчез из концертных программ и телепередач?

- За гражданскую позицию. Юрий Иосифович до последнего вздоха состоял в Компартии, и его партийный билет сегодня хранится в краеведческом музее Крыма в Симферополе.

Мы с ним поклялись, что никогда не воспримем никаких оправданий относительно развала Советского Союза. Когда Юра был уже тяжело болен, он попросил меня: «Понимаешь, я артист. Если что, обещай, что у меня будет самый красивый гроб. И пусть на могиле напишут слова из песни Пахмутовой и Добронравова «Остаюсь с обманутым народом».

- Юрий Иосифович знал, что у него рак?

- Знал. Он же лежал и оперировался в онкологическом центре Симферополя. Я однажды приехал к Юре после операции, слышу, какой-то шум в палате. Оказалось, наш величайший хирург профессор Владимир Михайлович Ефетов, оперировавший Богатикова, спорит с ним… об арии Ленского. А Юра для убедительности поет.

Юра оперу очень любил! В последние годы тяготел к классике, легко пел арии. И даже за год-полтора до его кончины в Крым приехал знаменитый ленинградский оперный певец Борис Штоколов (который, кстати, 38 раз переболел воспалением легких, а позже умер… от аппендицита). Мы планировали создать в Крыму вокальную школу Штоколова-Богатикова. В один из вечеров Борис Штоколов давал концерт и просил, чтобы с ним выступил и Юрий Богатиков. Но Юра отказался: «Не могу себе позволить с таким Маэстро выступать на одной сцене». Дескать, еще до оперы не дорос.

Между прочим, Юрию Богатикову исполнилось 70 лет, когда он находился в онкоцентре. По случаю юбилея президент Леонид Кучма наградил известного артиста третьим орденом «За заслуги», а президент России Владимир Путин — орденом Дружбы народов. Посол России в Украине Виктор Черномырдин специально прилетал в Крым, чтобы от имени президента вручить эту награду.

- Вы исполнили последнюю просьбу известного артиста?

- Конечно, мы еще и увековечили своего Богатикова — в центре Симферополя стоит… бронзовый Юра возле гранитного черного рояля в натуральную величину. От молодежи я уже слышал: «У Юры собираемся!»

Гранитную глыбу изготовил и доставил предприниматель из Житомира Юрий Воробьев. Я его пригласил через несколько месяцев после смерти Юры, агитировал сделать памятник. Пришлось бросить клич о помощи и по залу Верховной Рады. Почти все депутаты сдали деньги. Леонид Макарович Кравчук первым подошел и протянул полторы тысячи гривен: «Это для Богатикова»… Кроме одной дамы, которая сегодня больше всех мелькает и пиарится.

Уезжая в Житомир, Юрий Воробьев сказал мне: «Буду думать, изучать». Как раз со мной был диск песен Богатикова, который я дал предпринимателю: «Пока будете ехать в машине, послушаете». Через несколько часов он мне позвонил: «Я все сделаю!»…