За нынешний год это уже третья подобная авария на подземных выработках в Луганской области
Как уже сообщали «ФАКТЫ», 26 марта в 14. 28 в одном из вентиляционных штреков шахты им. Дзержинского госпредприятия «Ровеньки-антрацит» (город Ровеньки Луганской области) на глубине 1 тысяча 190 метров вспыхнул пожар. Именно в это время шла пересменка. Под землей находились горняки двух смен, а это 634 человека (425 шахтеров первой и 209 — второй смены). Сразу же был введен в действие план по ликвидации аварии. Однако в первую очередь нужно было поднять на поверхность людей. Быстро это сделать не удалось, эвакуация горняков длилась почти шесть часов и была завершена лишь в полдевятого вечера. К счастью, никто не пострадал.
- Выводили всех по счету, — рассказывает молодой горняк Игорь, поднявшийся в одной из последних партий. — Горноспасатели нормально сработали. Все прошло без паники, спокойно. Пусть и не быстро, но зато четко. Было ли страшно? Нет. Боятся те, кто первый раз попал под землю, а когда туда спускаешься каждый день, страх пропадает. Даже дым нас не испугал. К тому же в этой шахте мы добываем антрацит, а значит, газа там нет. Уже на одну опасность меньше — взрыва не будет. Остается возможность обрушения кровли или отравления угарным газом
Говорить о причине пока рано. Рабочая версия такова: на участке, где разгорелся пожар, проводили огневые работы, проще говоря, разрезали старое оборудование. Скорее всего, не была соблюдена техника безопасности. Но это лишь версия.
После того как горняков эвакуировали, под землю спустились шесть бригад горноспасателей.
- Выработки отдалены от стволов (выходы на поверхность, а их на шахте два. — Авт. ), — говорит один из горноспасателей. — Потому до каждой надо было дойти и сказать людям о том, что случилось и что необходимо подниматься на поверхность. А километр под землей — это вам не на поверхности, за десять минут не пройдешь.
- Горит сейчас на глубине больше километра прямо под нами, — постучав ногой по асфальту, поясняет горноспасатель Виктор Иванов. — Поймите, пожар на шахтах — это стихийное бедствие, с которым очень сложно бороться. Он может длиться недели, а то и месяцы. Единственный способ потушить огонь — локализовать очаг. Причем если сейчас горит выработка протяженностью порядка 100 метров, то общая длина заблокированного участка будет составлять около трех километров.
- Под землей установят специальное оборудование, которое будет анализировать состав воздуха в заблокированном участке. Благодаря этим приборам можно будет контролировать динамику происходящих за загородкой процессов и принимать решение о начале работы шахты, — говорит начальник теруправления Госгорпромнадзора по Луганской области Георгий Басакин. — Когда это произойдет, пока сложно сказать. Признаюсь, горняки — очень суеверный народ и вряд ли сообщат что-то конкретное, пока не будет ликвидирована авария.
- Насчет суеверий — это уже точно, — смеется Дмитрий Головин, горняк второй смены, которая в день пожара успела лишь спуститься в шахту. — Уже третий год я не могу из-за своего графика работы попасть к теще на день рождения. А накануне она сказала, что пожалуется Шубину (шахтеры верят, что живет под землей такой волшебный дух вроде домового) и попросит сделать так, чтобы любимый зять пришел к ней на праздник и выпил за нее чарочку. Не знаю, как она с Шубиным пообщалась, в какую вентиляционную шахту кричала, но из-за аварии я оказался дома раньше, чем обычно и, как говорится, с корабля на бал, прямо к столу.
Между тем за нынешний год это уже третий пожар на подземных выработках в Луганской области. К счастью, никто не пострадал. Видимо, спасать людей уже научились, а вот с созданием условий, чтобы чрезвычайные ситуации не возникали, сложновато.
- К сожалению, пожары под землей бывают часто, — говорит Георгий Басакин. — Первое возгорание в этом году произошло на шахте «Самсоновская Западная». Там все сделали по такой же технологии, как и на шахте им. Дзержинского, однако спустя некоторое время стали проникать продукты горения из заблокированного участка. Приняли решение не тушить, а затопить шахтной водой. Пожар продолжается и на «Дуванной», где ситуация более сложная. Уголь там коксующийся, который имеет свойство самовозгораться. Соорудили деревянную рубашку, за которую в аварийную выработку залили глину, сделав своеобразную подушку длиной 60 метров. Затем пробурили 18 скважин, через которые закачивают специальную тушащую жидкость. С пожаром, пусть и медленно, но удается бороться.