Украина

Народные традиции Страстной недели: как приготовиться к празднику в трехдневный предпасхальный период

18:21 — 28 апреля 2021 eye 1189

Ежегодно число, на которое выпадает христианская Пасха, меняется и зависит от лунно-солнечного календаря. В этом году для православных и грекокатоликов Светлое Христово Воскресение приходится на 2 мая. Торжество изначально связывали с весенним возрождением и надеждами на урожай, а со временем праздник стал частью культуры наших предков, сложились определенные традиции, появилась пасхальная атрибутика.

Последняя предпасхальная неделя в народе называлась Страстной, и в это время шла усиленная предпразничная подготовка. Как она проходила в старину, каким народным традициям следовали в разных регионах Украины, что запрещалось, а что разрешалось в течение предпраздничной недели и на Пасху, в какие приметы верили и какие обряды соблюдали украинцы, рассказала «ФАКТАМ» Елена Громовая, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).

Чистый четверг — что нужно сделать

— В Украине Страстная неделя как только ни называется: живной, белой или чистой, ведь в это время в основном занимались уборкой, — говорит Елена Громовая. — Страстные четверг, пятница, суббота были очень важными (особенно в центральных регионах). До четверга нужно было вычистить хату, постройки, выстирать, выгрести мусор с огорода.

В четверг на литургии вспоминается Тайная Вечеря, на которой Спаситель установил таинство Евхаристии. А вечером всей семьей ходили в церковь на Страсти — богослужение и чтение 12 отрывков из Евангелия, описывающих последние земные часы жизни Христа.

В Чистый четверг, который еще называли великим, светлым, страстным и днем весеннего очищения, завершали приводить в порядок жилище (чтобы оно сияло), вымывать столы, лавки. Если в центре Украины в основном белили хаты, то на Полтавщине деревянные стены в домах натирали яичным белком до блеска (отсюда «мита хата»). Хозяйственные работы нужно было закончить, бурьяны с огорода убрать. В этот день еще на рассвете детей купали, взрослые сами мылись, также можно было подстригать волосы (как считалось, тогда они быстрее отрастали, не выпадали и голова не болела). Бытовало поверье, что если раненько больной человек помоется и выльет воду на перекрестке, то болезнь отступит. И обычно таких мест здоровые люди в четверг сторонились, чтобы не вступить в лужу (если попадешь в нее, то болезнь подхватишь). Но если случилось такое, надо было проговорить «Господи, перехресна дорога, дай, Боже, здоров’я в ручки, в ніжки і живіт трішки».

В четверг из тонких ниток скручивали нитку, которая, как верили, исцеляла от некоторых хворей (при необходимости перевязывали ниткой больные места на руках и ногах). А после стирки оставшуюся золу (ее добавляли вместо мыла) прятали и могли в дальнейшем применить как средство от лишая (у человека или животного).

Хозяйки готовили и четверговую соль для пасхального стола: соль заворачивали в тряпицу, которая обгорала в печи. А соль собирали и сохраняли за образами, чтобы использовать на праздник. Эту пищевую добавку также давали и человеку, и скотине в случае желудочных беспокойств.

Обычно Страстная неделя была холодной. На Гуцульщине соблюдали обряд «гріти діда». Именно в четверг сжигали растительные остатки на огороде, а дым якобы прогревал не только землю, а и души умерших. А детки шли в гости к бабушкам и дедушкам, соседям за гостинцами (хлебцы кукуцы), которыми и поминали усопших.

В четверг делали из воска и страстную свечку («громница»). Ее святили в церкви, затем зажигали и старались так донести домой. Свечка эта применялась в разных ситуациях (при родах, болезнях, на похоронах). Наши предки верили в магическую силу страстной свечки, которая в трудное время обязательно поможет. Ее зажигали перед образами во время грозы, когда в душе поселялся страх, вкладывали в руки покойнику, провожая в последний путь. Селяне могли использовать свечу несколько лет подряд. На Харьковщине считалось, что такая свеча, горевшая три года подряд на страстной четверг, уже обладала волшебной силой и оберегла жилище от бед.

В четверг выпекали праздничную сдобу. В паски, которыми потом разговлялись, иногда добавляли до 100 желтков! Когда выпечка готовилась, люди старались не шуметь, громко не разговаривать дома и на улице, тем более, что в церкви читались отрывки из Евангелия о последних часах земной жизни Христа. Перед выпеканием пасок обязательно хозяйки читали молитву, чтобы сдоба получилась желтая, как Солнце, и вкусная, чтобы паска не треснула (иначе случится беда). Ведь как удастся паска, таким и год задастся.

На Полтавщине говаривали, что мастерство хозяйки — важная составляющая в этом процессе. Ведь умелая кулинарка даже способна из ржаной муки (темной) испечь шедевр. На Подолье, Галичине пекли «бабы». Паски обычно украшали сердечками, характерными крестиками («свастя» с закрученными рожками) из пресного теста. А в старину выпечку делали без глазури, смазывая сдобу взбитыми яйцами, и потом ставили в печь. На Подолье же для смазывания использовали свячену воду с медом. Первую паску (главную) всегда ставили в печи на южную сторону, а потом остальные.

Читайте также: Старинная казацкая паска: беспроигрышный рецепт праздничного кулича

На Западной Украине в ХХ веке появилась традиция выпекать «баранчики» в металлических формах. И если в церковь несли такую выпечку, то это считалось признаком великого мастерства хозяйки. Баранчики были в среднем 30−40 см, встречались и очень большие. У фигурок глазки делали из семечек и надевали ленточку-ошейник (считалось особым шиком).

В Чистый четверг еще могли расписывать писанки, хотя их заготавливали заранее на свежих яйцах. И, кстати, такие изделия не портились месяцами и годами. Орнаменты выбирали растительные, геометрические, зоологические, бытовые. Рисовали мастера с помощью воска, делая обводки, точки, опоясывания. Сначала яйцо опускали в светлую краску, высушивали, и постепенно с каждым разом процесс повторялся с использованием все более темного тона краски. Писанки с готовыми рисунками в глиняной миске выдерживали в печке до тех пор, пока воск не растопится и не стечет. Писанкарство сохранилось в основном в западных регионах страны.

Среди жителей сел находились такие набожные, что в последние дни перед Пасхой (с вечера четверга до конца субботы) совсем отказывались от еды и даже не пили. А некоторые, исцелившись ранее от какого-то недуга, давали обет Богу и строго его придерживались.

Страстная пятница — чему посвятить день

— В церквах проходит важная служба, — продолжает Елена Громовая. — В день великой скорби соблюдался самый строгий пост. Верующие в этот день ничего не едят, пока не вынесут в середину храма Плащаницу с алтаря — полотно с изображением тела Спасителя во гробе. На Виннитчине Плащаницу обносили трижды вокруг церкви.

Нельзя было играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать, ругаться, повышать голос, развлечения запрещались. Считалось грехом также выполнять тяжелую работу, не полагалось стирать, резать, тесать, шить, колоть дрова. Пятница была днем скорби и молитвы. Замолкали повсеместно колокола, а на Западной Украине вместо колокола использовали грубые доски (било), в которые стучали деревянными молотками возле церкви или во дворе (в знак того, что Иисуса распинали на кресте).

И служба длилась обычно до обеда. Люди расходились по домам, трапезничали продуктами с огорода — картошкой, капустой, квашеными огурцами. Единственное, чем могли заняться хозяйки, так это посадить на огороде капусту (считалось, что день для этого самый благоприятный и сулил лучший урожай овоща). Также женщины ставили в печь паски, но в основном это были простые поминальные (на гробки).

А еще сортировали заранее приготовленные писанки на подарки: если, скажем, попадалась с дубовым листочком, то годилась для парубков, а если с изображением сердечка или рыбки — для девчат. Для писанок существовало немало изображений (геометрические, растительные, космические, зоологические орнаменты и т. д.) со смыслом и пожеланиями: ромб — символ земли, зерно — урожая, сосна, олень — на здоровье, колокольчик — намек на прибавление в семье.

Великая суббота — чем наполнить пасхальную корзину

— Великая суббота называется Тихой, — объясняет Елена Громовая. — В этот день Господь пребывал во гробе и сошел душой в ад, чтобы освободить ветхозаветных праведников.

Последний день перед Пасхой для хозяек самый хлопотный. Можно еще заниматься праздничной выпечкой, кто не успел в четверг. В старинных рецептах (конец ХIХ — начало ХХ века) указывалось, что паски (или куличи) пеклись с применением сладостей, душистых кореньев, трав, самых лучших ингредиентов, готовили опару на молоке (на закваске, которую хранили от выпечки к выпечке), тесто замешивали на белой пшеничной муке и яйцах, добавляли белый и желтый имбирь, настойки на шафране. Тесто выкладывали в высокие формы (смазывали их растительным маслом или смальцем), сверху делали крестики, шишки, листочки. Хозяйки выгоняли мужчин из хаты, где замешивалось тесто, детям запрещалось бегать и шуметь. Не допускались негативные эмоции, и процесс приготовления проходил в тишине. Пекли в этот день и пирожки, хлеб делали заранее. Готовили ритуальные блюда: ветчину, колбасу, запекали мясо, поросенка, птицу, варили холодец, делали сыр, терли хрен, Гуцульщина прославилась «сирними кониками».

Читайте также: Творожная паска без выпекания со вкусом сникерса: вкусно и необычно

Ведь надо приготовить все к праздничному столу. Кроме того, именно в субботу полагается покрасить яйца. Для цвета в старину использовали шелуху лука, семена тыквы, бузины, сок свеклы, орех. Полагалось каждый год обновлять к празднику емкость для продуктов. В некоторых же семьях сохранялись и ценились раритетные корзины. К Пасхе старались приобрести новую одежду.

Пасхальная корзина состояла обычно из паски, крашенок (в основном они были красными — это символ вечной жизни), колбасы, масла (его выкладывали в форме ягненка, украшая листками барвинка), мяса, сала, ветчины, хрена, соли, пирожков (с сухофруктами). А писанки сохраняли и дарили как символ Пасхи. Могли посвятить мак, творог и прочее. В корзину категорически не клали алкоголь, деньги, украшения, фрукты, кровянку. Хоть и не приветствовали священники, но люди умудрялись положить в пасхальную корзину и освятить ножи, иголки, медные кресты, ладан, зерно и т. д. К пасхе клали и освященную ветку вербы, принесенную в Вербное воскресенье из церкви.

По традиции вечером семья собиралась на всенощную. Одевались в лучшие наряды и складывали в выстланные рушниками корзины пасхальную снедь… Причем каждый член семьи должен был поучаствовать, «аби наступного Великодня дочекатися». На неделе хлопцы заготавливали вблизи церкви дрова, а на всенощную зажигали на улице костер, и он горел до утра (люди могли погреться), как символ очищения. В семье меняли простые рушники на праздничные, готовили воз, чтобы ехать в церковь. В субботу еще запрещалось веселиться, даже громко говорить, но во многих селах ставили уже качели, чтобы молодежь развлекалась и радовалась на праздники.

Как празднуют Светлое Христово Воскресение

— Как только колокола звонили к утренней службе, в селах и городах со всех сторон собирались люди — шли пешком, ехали на возах, брали с собой деток, — говорит Елена Громовая. — В церкви порой не хватало всем места, и людям приходилось стоять рядом с храмом, слушая молитвы на расстоянии. Во время пасхальной службы торжественно звучат слова: «Христос воскрес!» А верующие единодушно отвечают: «Воистину воскрес!» Согласно поверью, если перед этими словами тихонько произнести вслух свое желание, оно обязательно сбудется. Как правило, люди после церкви раздавали милостыню бедным. Потом шли похристосоваться к родственникам на погост.

Во многих областях Украины было правило: после церкви хозяйка хлопотала на кухне, а хозяин обходил дом, животных, приветствовал их, касаясь голов корзиной с паской. Затем шел на пасеку к пчелам — ставил пасхальную корзину на ульи. В западных регионах хозяин нес крашенку в сарай, крестообразными движениями проводил яйцом вдоль хребта животных, чтобы так обеспечить им здоровье. А измельченное яйцо добавляли в корм скотине.

В хате хозяин христосовался с домочадцами, удерживая корзину над головами присевших детей (а младенцев могли положить в корзину, чтобы быстрее росли). Все умывались перед застольем по очереди из миски, куда клали три крашенки (могли кинуть серебряную монету и коралловые бусы), и каждому наливали свежую воду: сначала девчатам, потом хлопцам, и в конце матери и отцу.

Все садились за стол, накрытый белой скатертью и заставленный едой, где главными были паски, яйца и мясо. Момент разговения был важным для семьи. Родители сперва венчали в доме девушку, которая была на выданье: ей на голову клали паску со словами: «Абись у людей така велична, як паска пшенична». С молитвой приступали к трапезе. Обряд разговенья в разных местностях справлялся по-разному. В центральной и восточной Украине разговлялись с паски, а на западной — с яйца. Самой древней формой была следующая: хозяин трижды обходил вокруг стола с освященной едой в миске, становился лицом к образам, разрезал несколько яиц, кончиком ножа или ложкой подносил кусочек еды ко рту каждого члена семьи, желал здоровья, чтобы все дождались следующего праздника Воскресения Христового. До сих пор такой обряд задержался на Волыни, Подолье, Западной Галичине.

Звон на Пасху давал здоровье, поэтому все старались поучаствовать в перезвонах. Часто говорили, что в этот день солнце играет — Солнцу поклонялись, как божеству.

По традиции подготавливали очень много крашенок для гостинцев, ведь праздновали не меньше трех дней, ходили в гости с пирогами, пасками, яйцами и обменивались ими. Все время не работали. В западных регионах водили «гаївки», на Херсонщине, Слобожанщине, Левобережье, Киевщине, в Таврии для молодежи в течение трехдневного праздничного периода с утра до вечера заранее установленные качели служили развлекательным аттракционом, но это была не единственная забава. Также играли в «навбитки» крашенками — такой обычай родился в 20-е годы прошлого века: испытывали на крашенках, какой из ее концов крепче (так делают и сейчас в праздник), надбивая их на выигрыш. Еще играли в «котка»: одну за другой с наклонной поверхности катили крашенки с целью попасть в крашенку партнера. Кто чаще попадал, тот и победил.

В Украине праздновали Пасху с размахом, как свидетельствуют исследователи этой темы. В начале ХХ века в зажиточных семьях накрывали столы, которые ломились от разносолов и пасхальных закусок, и такая трапеза длилась на протяжении недели. Паски, крашенки, фаршированный поросенок на «овощной подушке», телятина, жареные гуси, индюки, куры, колбасы, ветчина, сало, сыр, сметана, сладкие пирожки, водка, настойки и наливки. На разговинах нельзя было напиваться, чтоб Бог не покарал, ведь тогда человек ходил бы весь год, словно во сне. В бедных семьях обходились более скромным перечнем продуктов: паской, крашенками, салом, мясом, колбасой, пирожками, сметаной.

Все, что оставалось после Пасхи, шло в дело. Разговляясь, старались не обронить крошек на пол, а со стола их сметали и бросали в огонь, чтобы мыши не ели. Скорлупа от крашенок попадала в речку, в озеро, а на Черниговщине ее сохраняли, чтобы подсыпать в лунки при посадке огурцов, чеснока, лука. Крошки паски могли попасть и к скотине (но только не к собаке и свинье). На Слобожанщине, например, хозяин сначала передавал отломанную от освященной паски шишку хозяйке, и та несла ее отелившейся корове или сохраняла до момента отела скотины. Такой кусочек освященной паски служил оберегом от ведьм, чтобы они не испортили корову-кормилицу. Солью из пасхальной корзины обсыпали хату, оберегая ее от нечистой силы, мышей и насекомых. Также поступали и с освященным маком.

Пасхальный рушник брали в поле, когда прокладывали первую борозду (в нее сыпали яичную скорлупу от крашенок). На Ровенщине в корм курам, животным, пчелам подмешивали скорлупу, а на Житомирщине закапывали ее под воротами, калитками в надежде, что не забежит бешеный пес. А пасхальным рушником на Полесье стреноживали бодливую корову.

Люди издавна верили, что дождливый или пасмурный день на Пасху предвещал урожай. В народе свято верили, что в день Воскресения Господнего небесные врата открыты: если кто в этот день умрет, то сразу ему обеспечен рай. А вот ребенку, рожденному на Пасху, счастья не предрекали. В этот день грехом было даже незнакомца не поприветствовать и не поклониться ему.

На праздник селяне старались взобраться на колокольню, чтобы лично дернуть за веревку колокола, ведь по народным приметам, его голос посылал счастье в дом, а на хозяйскую ниву — хороший урожай гречки.

Поливальный понедельник, вторник и проводы праздника

— После воскресенья еще долго христосовались, — продолжает Елена Громовая. — Понедельник называли «волочильным», в основном в этот день ходили подростки с гостинцами по родственникам, крестным и знакомым, которые одаривали их в ответ калачами, крашенками, копейками, орехами и семечками.

По обычаям западных регионов и Подолья Украины после Пасхи наступал черед «поливального» понедельника. Парубки набирали из колодцев воду и обливали ею девчат — проводилось такое весеннее очищение (на Крещение — зимнее, на Ивана Купала — летнее). В западных регионах еще сохранился этот обычай (а на Гуцульщине его не практиковали в начале ХХ века из-за боязни испортить яркую одежду). Хлопцы ходили от хаты к хате (в основном тех девчат, которые нравились), а бывало, что родителей смущало и пугало отсутствие парубков возле дома их повзрослевшей дочери.

В понедельник молодежь со смехом и шутками гонялась за девчатами, чтобы окатить их холодной водой. Так что барышни были вынуждены бежать домой, чтобы переодеться в сухое. В некоторых регионах девушек не просто «умывали», а случалось, брызгали парфумами. На Львовщине применяли специальное устройство, которое позволяло выпустить струю на расстояние пяти метров. Кстати, такой обычай обливания водой есть у балканских народов. А в Пирогово уже в течение последних 20-ти лет демонстрируют это действо во всех деталях.

В южных и восточных регионах с ХVII века появился обычай: во вторник девушки мстили парням, причем поступали коварнее хлопцев. Их сначала высматривала девочка-подросток и сообщала группе «заговорщиков». Девчата выбегали гурьбой, хватали хлопца: одни держали за руки, а другие заливали за шиворот кувшин воды…

На третий день Пасхи обычно провожали праздник — собирались в корчме, где звучала музыка, молодежь выбирала среди своего окружения атамана и атаманшу, продолжали играть и веселиться. По дворам ходили «контролеры», которые насильно отрывали от работы «трудоголиков», чтобы те не нарушали общую стройную систему пасхального отдыха.

Через неделю после Пасхи наступали поминальные дни. В поминальную неделю люди приходили на кладбище и на могилках родичей «качали крашенки»: трижды выкладывали их крестом и оставляли кусочек освященной паски.

Фото Сергея ТУШИНСКОГО, «ФАКТЫ»