— Еще несколько лет назад я, эксперт по антиквариату, и предположить не мог, что первым в Украине займусь разведением пресноводных креветок, — говорит руководитель фирмы «Українська креветка» Алексей Слепнев из Киева. — Первую партию этих ракообразных вырастил на продажу в прошлом году. На сегодняшний день со своей командой уже создал семь креветочных ферм. Выращиваем самых быстрорастущих креветок в мире — Макробрахиум Розенберга.
— Как получилось, что вы занялись разведением пресноводных креветок?
— Когда я лечился в госпитале в Ватикане, познакомился с пожилым предпринимателем из Малайзии господином Донгом. Мы подружились, и он пригласил меня пройти курс обучения на его ферме, где выращивает в промышленных масштабах шесть видов креветок, четыре вида лобстеров, столько же крабов, а также черепах и змей. Его семья занимается этим бизнесом уже больше 200 лет. У него самая крупная такого рода ферма в Малайзии. Я отправился туда. Начал с самого простого: заготавливал травы, мыл червяков, сушил грибы для креветок. Затем промывал бассейны, фильтры, участвовал в подготовке воды… За два с половиной месяца прошел все основные технологические операции. Объясняться с местными мне помогал русскоязычный парень, который там работает.
— Вам не могли помочь украинские врачи, поэтому отправились на лечение в Ватикан?
— Да. В моей жизни был тяжелый период, когда меня ранили в обе ноги. Вдаваться в подробности этой истории не буду, скажу лишь, что украинские врачи заявили: «Вы больше ходить не сможете». Тогда мои итальянские партнеры по антикварному бизнесу устроили меня в госпиталь Ватикана. Там врачи сумели поставить меня на ноги. Если бы мы сейчас устроили соревнование по бегу, думаю, я бы вас обогнал (улыбается). После лечения в Ватикане я смог полноценно физически трудиться на ферме господина Донга. Когда пришло время возвращаться из Малайзии (это было в конце 2018 года), привез в Украину две с половиной тысячи мальков размером с полспички. Их доставили на самолете грузовым рейсом.
У меня на даче под Киевом есть три аквариума, в которых в детстве разводил рыбок. В этих емкостях и начал адаптировать технологию выращивания креветок под украинские условия — наши виды трав, климат. На это ушло полтора года.
Поначалу многие говорили: «Алексей, не занимайся ерундой, у тебя ничего не получится». Но были люди, поверившие в мой проект. Нашел восемь единомышленников, и начали создавать фирму по разведению креветок.
— В чем сейчас выращиваете креветок?
— Практикуем как закрытый (в бассейнах, размещенных в помещениях) тип выращивания, так и открытый — в прудах. В открытые водоемы запускаем мальков 29 мая. В нашем распоряжении сейчас пруды общей площадью три гектара. Хотя родина Макробрахиум Розенберга — реки и озера тропических широт, эти креветки хорошо переносят снижение температуры воды до 15—17 градусов, которое бывает по ночам в летние месяцы. В таких случаях ракообразных выручает то, что они умеют отлично плавать, причем, очень быстро. Им ничего не стоит при необходимости перебраться из прохладных слоев воды в более теплые — возле поверхности.
— Какая температура становится опасной для их жизни?
— Тринадцать градусов. В наших широтах летом она в прудах так сильно не падает. Креветки растут там до 15 сентября, и мы их отлавливаем. К этому времени они достигают веса 25—30 граммов. Этого достаточно — ракообразные довольно крупные, имеют товарный вид, а также вкуснее, чем более взрослые. Кстати, один известный итальянский повар сказал, что молодых креветок Макробрахиум Розенберга по вкусовым качествам можно сравнить только с лобстерами, которые являются деликатесом для гурманов.
Читайте также: «Лягушки хороши под белое вино»: львовяне открыли лягушечью ферму и ресторан (фото)
— На зиму креветки впадают в спячку?
— Нет. В закрытых помещениях выращиваем их круглый год. Строим для них теплицы-термосы. Это позволяет прилично экономить на отоплении. Одна из наших ферм вообще не отапливается. Тем не менее минувшей зимой, когда в феврале столбик термометра опускался до экстремальных 20 градусов мороза, с креветками ничего плохого не случилось.
— До каких размеров они могут вырастать?
— Довольно большого. Если говорить конкретно о Макробрахиум Розенберга, то до килограмма весом. Они достигают его к пяти годам. Кстати, у нас есть креветки, которые весят 300—400 граммов. Используем их для получения мальков.
— Из чего состоит рацион креветок?
— Эти существа всеядные. Кроме восьми видов травы, даем им мотыля, червяков, сорную рыбу, гамариус (мелких рачков), крапиву, тыкву, листья салата и другие овощи. Можно использовать для их кормления практически все, что выращивается на огородах.
Мое предприятие полностью обеспечивает себя кормами. Стопроцентная гарантия, что они экологически чистые. На зиму их замораживаем (они не теряют питательных свойств), сушим, гранулируем, перемешиваем на установке, напоминающей мясорубку. Важно, что химических добавок вообще не применяем. Так что питание наших креветок полностью экологично. Поэтому они имеют здоровый вид без специфического налета на панцире.
Замечу, что замороженные креветки, импортированные в Украину из стран Юго-Восточной Азии, далеко не всегда экологически чистые. Это прежде всего относится к завезенным контрабандным путем. Потребители должны знать, если тушка замороженной креветки не закручена бубликом, а прямая, значит, креветка бесконтрольно сдохла по каким-то причинам. Ее затем уже не живую выловили, приварили и заморозили. Понятно, что это некачественный продукт.
— Макробрахиум Розенберга стойкая к болезням?
— Да. Чем она может заболеть, так это кожными заболеваниями. К счастью, они легко лечатся обыкновенной известью.
Читайте также: «Маленькая дочка так полюбила мясо улиток, что часто от нее слышу: «Хочу равликiв!»
— Кто ваши потребители?
— Скажу откровенно — люди не бедные. Креветки — недешевый продукт. А наши, к тому же, на украинском рынке на сегодняшний день эксклюзивные. Ведь все импортные креветки замороженные или в лучшем случае охлажденные. Мы предлагаем живых. На базарах есть несколько наших фирменных точек реализации. Поставили там чаны, наполненные водой, с надписью «Живi креветки». За год сформировался круг постоянных покупателей из примерно 200 гурманов. Среди них есть организаторы различных торжественных мероприятий, праздников. Наши креветки им нужны, чтобы удивить гостей. Предположим, празднуют день рождения ребенка. Креветки еще живыми помещают в сок — клубничный, ананасовый или любой другой. Через пару минут подают на стол, и собравшиеся за столом дети едят креветки со вкусом сока. Гостям на свадьбе или другом торжестве для взрослых предлагается так называемая пьяная креветка. Это когда Макробрахиум Розенберга перед подачей на стол помещают в алкоголь. Если это виски, то, кроме вкуса алкоголя, вы ощутите легкий запах дубовой бочки, в которой выдерживался этот напиток в процессе приготовления. Сейчас пьяная креветка — коронное блюдо из числа тех, что готовят из Макробрахиум Розенберга.
— Конкурентов в Украине пока у вас нет?
— Появились соратники. Дело в том, что с нашей помощью уже больше чем в 700 небольших фермерских хозяйствах по всей Украине начали разводить креветок. Это гораздо выгоднее, чем, например, выращивать свиней.
Благодаря своим природно-климатическим условиям Украина имеет возможность войти в первую пятерку мировых экспортеров креветки и иметь на этом весьма существенные валютные поступления. Кстати, когда в прошлом году я обратился в одно из министерств, чтобы оформить вывоз за рубеж партии наших креветок, оказалось, что в нормативных документах не было кода на такой товар. Поэтому креветки мы записали как моллюски. И только после трех месяцев хождения по кабинетам добились того, что креветка получила собственный код как продукт украинского экспорта.
Читайте также: «Я доказал, что на разведении улитoк в Украине можно хорошо зарабатывать»
— Сколько денег нужно иметь, чтобы начать креветочный бизнес?
— Как минимум тысячу долларов. Для тех, кто захочет начать этот бизнес, скажу: мы значительно экономим за счет того, что работы по сборке необходимых конструкций, оборудования, сварке, пайке выполняем сами. В Украине сейчас производятся качественные системы биофильтрации воды — на дорогие импортные тратиться не нужно. Из иностранного покупаем только бельгийскую пленку для теплиц-термосов, а также компрессионные системы немецкого или китайского производства.
Замечу, что для участников АТО у нас действует программа поддержки — предоставляем им набор необходимого оборудования, мальков, проводим обучение. Все это совершенно бесплатно. Ветераны таким образом могут открыть свой бизнес и быстрее адаптироваться к мирной жизни. С ними занимается руководитель службы безопасности нашей фирмы, фронтовой разведчик.
— Какое оборудование нужно для содержания креветок?
— Бассейны, которые оснащаем системами биологической фильтрации воды и насыщения ее кислородом. Возможен и более дешевый вариант. Так, моя соседка по даче, пожилая женщина, выращивает креветок в подручных емкостях. Понимаете, Макробрахиум Розенберга все равно в чем расти — в дорогостоящем разборном бассейне или, скажем, в чане, доставшемся вам от прадеда. Главное — качественное, в правильных объемах, вовремя поданное питание, чистая теплая вода, насыщенная кислородом. Однако нужно помнить, что халатность в выращивании креветок недопустима — в этом деле есть много технологических нюансов, которые следует неукоснительно выполнять.
— Будете культивировать каких-либо других ракообразных?
— Да. Уже инкубируем еще один вид креветок и пресноводного краба. В ближайшее время они пополнят наш ассортимент. К тому же намерены создавать свои производства за рубежом. В Польше нам предоставляют государственный грант на создание креветочной фермы. А один из польских университетов начал выращивать креветок по нашей технологии.
Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о киевлянине Андрее Пигулевском, который создал в Тилигульском лимане Черного моря ферму по разведению устриц.