Еще в апреле многие эксперты предупреждали о возможном дефиците дизтоплива и сжиженного газа на отечественных заправках. Но уже в начале мая эту проблему удалось решить. Однако теперь возникла новая угроза — дефицита бензина. Дело в том, что Беларусь, которая обеспечивает до 50% поставок бензина А-95, неожиданно прекратила его отгрузку для украинских нефтетрейдеров. Давайте разберемся, что происходит и как это отразится на стоимости горючего.
В пятницу, 28 мая, стало известно, что Белорусская нефтяная компания (БНК) не подтверждает номинации на поставки в Украину бензина А-95 на июнь. При этом поставки бензина марки А-92 предусмотрены в полном объеме, согласно ранее заключенным контрактам. Как сообщил порталу enkorr на условиях анонимности представитель украинской компании-импортера, причины отказа в отгрузке белорусами бензина А-95 пока не известны.
«Мы продолжаем переговоры, — отметил нефтетрейдер. — По нашим данным, Мозырский завод „залит“ бензином. В случае полного отказа от своих контрактных обязательств по репутации надежного поставщика БНК будет нанесен сокрушительный удар. Мы понимаем, что идет ремонт оборудования, что объемы могут быть урезаны, но, чтобы вообще закрыть отгрузку и сообщить об этом за три дня до конца месяца, — это недопустимо с любой точки зрения. В следующем году с ними просто никто не подпишется на сотрудничество. Я считаю, что такой демарш может стать поводом для введения ограничительных мер в отношении поставок из Беларуси».
Так почему приостановлены поставки бензина из Беларуси и чем нынешняя ситуация грозит отечественному топливному рынку? Эксперты считают, что, помимо политических факторов (ответная реакция на санкции со стороны Украины за воздушное пиратство в небе Бераруси), есть и ряд технических причин.
«Дело в том, что в Беларуси возникли проблемы с загрузкой крупного нефтеперерабатывающего завода «НАФТАН», — рассказал «ФАКТАМ» директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн. — После введения США санкций в отношении этого предприятия туда прекратили поставлять российскую нефть. Россияне не хотят рисковать и тоже попасть под американские санкции. Другой крупный белорусский НПЗ, Мозырский, планово с начала июня останавливается на ремонт. Поэтому белорусы сами опасаются дефицита ресурса. Не исключено, что на сегодняшней встрече Путина и Лукашенко какое-то решение по поставкам нефти будет найдено. Но если нет, то в нынешней ситуации Украине стоит готовиться к дефициту бензина.
Сразу хочу отметить, что сейчас в Украине достаточные запасы топлива и перебои могут возникнуть ближе к середине июня. И если даже они возникнут, то продлятся не более недели-двух. Но я надеюсь, что нехватки бензина и вовсе не будет, если сейчас импортеры и украинские НПЗ быстро переориентируются.
В частности, чтобы удовлетворить потребность в бензине, «Укртатнафта» должна нарастить переработку нефти вдвое, то есть на 2 млн тонн. Это вполне реально. Кроме того, в неограниченном количестве бензин можно получать за счет поставок морем. С моря можно получить и 1,5 млн тонн дизтоплива, что в сумме с дополнительным объемом с Кременчугского НПЗ перекроет белорусский объем в 650 тысяч тонн. Опыт последних двух месяцев показал, что, даже если Беларусь прекратит поставку и сжиженного газа, этот объем не сложно перекрыть за счет поставок с других рынков", — сказал эксперт.
Стоит отметить, что в случае дефицита какого-либо товара он сразу же дорожает. Поэтому украинцы опасаются роста цен на автозапрваках при возможных перебоях с поставками бензина.
«Какие-либо ценовые прогнозы сейчас давать нет смысла, — считает Сергей Куюн. — Во-первых, никакого дефицита пока нет и, скорее всего, не будет. А во-вторых, в Украине сейчас действует госрегулирование цен на горючее, а значит, нефтетрейдеры юридически не имеют права повышать розничную стоимость горючего выше определенного уровня».
Стоит напомнить, что 14 мая Кабинет министров неожиданно принял постановление, которым ввел государственное регулирование цен на топливо. В частности, на период действия карантина установлены предельные уровни торговой надбавки к средней цене дизельного топлива не выше 7 грн за литр и бензина — не выше 5 грн за литр. Правда, госрегулирование не распространяется на бензины премиальных марок. В результате стоимость литра горючего на некоторых АЗС снизилась на 1−2 грн.
Фото https://ua.depositphotos.com/