Фигурка дня

ФИГУРКА ДНЯ.
«Фарфоровые» истории.
21 июня 2021

6:30 — 21 июня 2021 eye 121

МАДОННА МОНСЕРРАТСКАЯ (ЧЕРНАЯ) Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Год создания: 1996
Скульптор: Francisco Catalá
Высота: 45 cm

21 июня 1915 года в мировом изобразительном искусстве произошло поистине эпохальное событие, значение которого современники по-настоящему сумели оценить гораздо позже. Уже достаточно известный к тому времени художник Казимир Малевич (кстати, родившийся в Киеве в 1878 году и в киевском же костёле св. Александра прошедший обряд крещения) написал картину, по праву считающуюся одним из самых загадочных и спорных произведений искусства ХХ века. Случилось это в дачном посёлке Кунцево под Москвой. А уже вскоре картина была представлена на итоговой футуристической выставке «0,10» в Санкт-Петербурге. И именно этот момент сам художник считал концом традиционного мышления и началом беспредметности в своём творчестве, переходом от кубизма к супрематизму. Ибо в супрематистской теории чёрный квадрат, изображённый на белом фоне, является своеобразным «нулём», то есть сведением предшествовавшей культуры к нулю.

Если подходить ко всей этой истории формально, то на самом-то деле «Чёрный квадрат» Малевича никогда квадратом и не был вовсе. Ни одна из сторон картины не параллельна другим сторонам. Собственно, ведь и первоначально художник называл картину «Четырёхугольником». Точнее даже, «Чёрным супрематическим квадратом».

Но слово «супрематический» по непонятным причинам едва ли не сразу же перестали даже упоминать. Так же, как и то, что «Чёрный квадрат» являлся частью триптиха (произведения, состоящего из трёх картин, объединённых одной идеей). Практически одновременно с «Чёрным квадратом» были написаны «Чёрный круг» и «Чёрный крест». Однако последние две работы редко вспоминают даже искусствоведы.

В 2015 году в результате нескольких исследований с помощью рентгеноскопии было установлено, что под «Чёрным квадратом» скрываются два цветных изображения. Таким образом стало известно, что на протяжении 90 лет картину вывешивали… вверх ногами. Тогда же была обнаружена надпись, сделанная художником — «Битва негров ночью». Это была своего рода отсылка к картине Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью». Хотя, по утверждению людей, близко знавших Малевича, саму картину Алле он никогда не видел. И ещё один совершенно невероятный факт. Неквадратный, как выяснилось, «Чёрный квадрат» и чёрным-то называть можно разве что с большой натяжкой. Дело в том, что создавая картину, художник использовал множество разных красок, среди которых краски чёрного цвета, по его же признанию, не было вообще!

Казимир Малевич, подвергшийся, кстати, после персональной выставки в Киеве в 1930 году, преследованиям властей и даже оказавшийся в тюрьме по стандартному обвинению в «антисоветской пропаганде», считал «Чёрный квадрат» своим лучшим творением. Поэтому во время похорон, следуя завещанию усопшего, тело художника было накрыто белым полотном с нашитым на него чёрным квадратом. А гроб был установлен на специальной платформе, также изображавшей чёрный квадрат…

Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.