История современности

Российские солдаты уничтожили старинный город в Крыму: подробности на уникальной выставке археологических находок в Киеве

6:20 — 25 июля 2021 eye 2033

— Ткани, как правило, долго в земле не хранятся, поэтому ученые были поражены, когда во время археологических раскопок в Крыму в районе села Золотое (находится на побережье Азовского моря) нашли потускневшие куски шелка, которому уже более полутысячи лет, — рассказал на открытии международной выставки «Южные морские ворота Восточной Европы: (не)забытое наследие портовых городов на юге Украины XIII—XV веков» ее куратор, старший научный сотрудник Национального заповедника «София Киевская» Александр Джанов. — Исследования этих кусков шелка показали, что они изготовлены мастерами Египта. Мы знаем, что в XIII—XV вв.еках товары в портовые города Черного и Азовского морей привозили даже из таких дальних стран, как Китай и Англия. Кстати, купцы из Кафы (Феодосии) и других генуэзских городов полуострова дарили крымским ханам дорогие английские ткани. Поэтому египетский шелк в средневековье в Крыму не редкость.

— Но откуда у жителей небольшого рыбацкого поселения Дзукалаи (оно в древности находилось на месте современного Золотого) деньги на вещи из шелка? Мы знаем ответ: в те времена (как, собственно, и сейчас) в Европе большим спросом пользовались соленая осетрина и икра, — продолжает Александр Джанов. — Эту продукцию вывозили из Крыма в бочках. Поэтому рыбаки, которые ловили осетров и заготавливали икру, хорошо зарабатывали и имели возможность покупать дорогие вещи. Найденные возле Золотого древние шелковые ткани демонстрируем на этой выставке. Здесь также представлены и другие археологические находки, сделанные у Золотого. В частности, амулет, который должен приносить удачу: ожерелье из нанизанных на нитку косточек петуха.

Кстати, мы также демонстрируем золотоордынскую магическую чашу XIII—XIV веков, сделанную, как считается, по образцу, который хранился в Мекке. Люди верили, что тот, кто пил из этой чаши, мог выздороветь после укуса змеи или скорпиона. Собственно, эти существа изображены на ней. Также на чаше размещены арамейский алфавит и пять сур из Корана. Изготовлена она, скорее всего, в мастерских Ближнего Востока. Попасть в наши края чаша могла как дипломатический подарок представителю золотоордынского элиты.

«В 1275 году в Крыму генуэзцы создали торговую факторию Кафа, которая со временем стала главным центром торговли»

— На выставке представлены старинные вещи, найденные среди остатков средневекового замка Илличе, который в середине XV века был уничтожен из-за непомерной жадности его владельцев — представителей рода генуэзцев Сенарега, — продолжает Александр Джанов. — Илличе находился там, где река Южный Буг впадает в Черное море. Владельцы этого замка занялись позорным промыслом — перепродавали невольников. Сенарега скупали пленных, а потом требовали за них выкуп у родственников. Однажды приобрели у татар 14 жителей Монкастро (генуэзское название Белгорода-Днестровского, находящегося на берегу Днестровского лимана). Сенарега запросили у родственников невольников слишком высокую цену. Этим подписали себе приговор: примерно шесть десятков смельчаков из Монкастро под видом рыбаков проникли в замок Илличе, захватили генуэзцев и освободили пленных. Замок они сожгли. Кафа (Феодосия) и Генуя требовали от молдавских губернаторов Монкастро компенсацию. Но не получили ее. Более того, жители Монкастро отстроили Илличе и стали его владельцами. Генуэзцы из Кафы были вынуждены с этим смириться.

— Как случилось, что в Крыму и других местах на севере Черного моря возникли города и замки генуэзцев?

— Во второй половине XIII века купцы Генуи начали прокладывать новые для себя торговые пути, в частности, в Северное Причерноморье. В 1275 году в Крыму на месте современной Феодосии они создали торговую факторию, которая со временем стала главным центром генуэзской торговли в регионе. Этот город (в нем жили не только генуэзцы, но и армяне, евреи, греки и люди других национальностей) получил название Кафа. Генуэзцы владели и другими городами на побережье Черного моря, в частности Солдайей (нынешний Судак). Несколько веков генуэзцам удавалось находить общий язык с Золотой Ордой и Крымским ханством. В значительной степени благодаря этому они могли жить и заниматься коммерцией в Северном Причерноморье.

Те, кто был в Судакской крепости, вероятно, обратили внимание, что на некоторых каменных плитах выбиты гербы и надписи. Мы демонстрируем здесь несколько фотографий этих закладных плит. Особенность нескольких из них в том, что почти весь год они находятся в тени. Прямые лучи солнца на них попадают только в несколько вечеров накануне дня летнего солнцестояния (21 июня) в 19 часов 20 минут по киевскому времени.

— Изображения на одной из плит будто нарочно стерты. Кто и зачем это сделал?

— Сами же генуэзцы постарались — из патриотических побуждений. Дело в том, что в конце XIV столетия Генуя оказалась под властью Франции. Поэтому французскую символику выбили в закладной плите, которая находится в одной из башен Судакской крепости: с изображением трех лилий (герб Французского королевства) и двуглавого орла (герб французского губернатора). Когда Генуя освободилась от иностранной зависимости, жители Судака сбили ненавистные им гербы.

— Какие деньги были в обращении в этом крае?

— Мы их демонстрируем на выставке. Здесь представлены 17 серебряных слитков (сомов), которые были найдены во время археологических исследований средневекового замка в Алуште. На них, как и на славянских гривнах, не было изображений — просто слитки серебра определенной формы. Их могли отливать как татары, так и генуэзцы. Замечу, что имущество среднестатистического жителя любого генуэзского города в Северном Причерноморье стоило примерно 20 таких слитков. Также в обращении были золотые византийские перперы и татарские аспры (эти монеты также в нашей экспозиции). Каждый татарский хан чеканил свои монеты, а в начале ХV века это право выкупили за немалые деньги колонисты-генуэзцы. Монетный двор они разместили в Кафе. С одной стороны монеты они чеканили герб правящего крымского хана, на обороте — изображение городских ворот и название города — Caffa.

«В советские времена тема татарских городищ на Днепре замалчивалась по политическим причинам»

— Почему в конце концов исчезли торговые колонии генуэзцев в Кафе, Судаке и других городах Причерноморья?

— Во второй половине ХV столетия после захвата Константинополя турками положение Кафы и других генуэзских колоний ухудшилось из-за того, что против них выступили турки и татары. Османские войска захватили Кафу в 1475 году. Уцелевшее латинское население города вывезли в Стамбул. Та же участь постигла и другие генуэзские города. Бывшие генуэзские колонии стали одной из провинций Османской империи.

Читайте также: «Возле Десятинной церкви нашли клад, который с трудом поместился в два мешка»

Впоследствии то же произошло с Монкастром (Белгородом-Днестровским). В 1484 году огромное войско турок и татар при поддержке флота взяло его в осаду и в результате ворвалось в город. Молдавский господарь Стефан Великий, которому тогда принадлежал Белгород-Днестровский, пытался его отвоевать, но из этого ничего не вышло. Как и в случае с Кафой, турки переселили жителей Белгорода-Днестровского в Стамбул.

На нынешней выставке демонстрируем репродукции ценнейших акварелей известного пейзажиста Михаила Иванова, на которых изображена Кафа периода захвата Российской империей Крымского ханства в 1783 году. Иванов вошел в состав государственной комиссии, прибывшей в Крым вскоре после его аннексии. Он рисовал с натуры города, где работала комиссия, в том числе Кафу. Уже через лет двадцать это город, занимавший около 100 гектаров, было почти полностью уничтожен — сохранились только пять башен и пять церквей. Поэтому виды Кафы, написанные Ивановым, имеют исключительную ценность для исторической науки.

— Кто разрушил Кафу?

— Российские солдаты. Каменными в сооружениях Кафы были только фундаменты. Стены деревянные или из саманного кирпича. На момент оккупации Крыма жителями Кафы были преимущественно турки, татары, армяне и греки. Армян и греков в 1778 году российские власти переселили в приазовские степи. А мусульмане Кафы начали массово эмигрировать в Османскую империю, поэтому город быстро обезлюдел. За домами стало некому ухаживать, и они начали разрушаться. Наступил момент, когда русское командование решило снести руины. Таким образом, Кафы не стало.

Один из разделов выставки посвящен малоизвестным татарским городищам, находившимся по нижнему течению Днепра. В 1953 году во время археологических исследований территорий, которые вскоре были затоплены Каховским водохранилищем, ученые обнаружили и изучили несколько татарских городищ. Одно из них называют Большие Кучугуры. В том месте Днепр растекался на огромное количество протоков. Поэтому Большие Кучугуры были со всех сторон окружены водой. Так что татары даже не построили защитных стен. Среди остатков Больших Кучугуров археологи нашли крупную тарелку, изготовленную из фарфора в XIII—XIV вв.еках в Южном Китае. Мы демонстрируем ее на этой выставке. Замечу, что в советские времена тема ранней татарской истории была очень непопулярна и замалчивалась по политическим причинам.

Читайте также: Древнее египетских пирамид: под Тернополем нашли уникальный саркофаг

— В отдельной витрине демонстрируется металлический бокал, украшенный чеканкой. Эта вещь особенно ценная?

— Да, это эмалированный бокал, сделанный или византийскими, или киевскими мастерами в ХІІ веке. Он был найден недалеко от побережья Азовского моря в захоронении воина из половецкой элиты. Этот хан был похоронен в XIII веке в Чингульском кургане на берегу реки Чингул (Запорожская область).

Археологи нашли в этом захоронении позолоченный шлем, железную кольчугу, много оружия, два золотых кольца с драгоценными камнями, серебряную с позолотой курильницу, амфоры, глазурованную посуду и другие вещи, среди которых и этот серебряный бокал с изображением танцовщиц. В культуре кочевников существовала традиция носить на поясе кружку, чтобы пить воду и кумыс. Бокал попал в руки знатного половца, возможно, в качестве трофея во время похода на Византию или Русь. Большинство находок из Чингульского кургана находится в экспозиции Музея исторических драгоценностей Украины.

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали о выставках и вернисажах, которые можно посетить на этой неделе в Киеве.

Читайте также: В Болгарии найдены уникальные драгоценности XII века

На фото в заголовке: Александр Джанов (справа) рассказывает об экспонатах известному коллекционеру Алексею Шереметьеву. Частный музей семьи Шереметьевых предоставил для этой выставки несколько вещей из своей коллекции (фото автора)