Фигурка дня

Фигурка дня. «Фарфоровые истории». 27 октября 2021

7:05 — 27 октября 2021 eye 151

СКРИПАЧ И МУЗА Страна: Испания
Мануфактура: Lladro
Год создания: 1992
Скульптор: Antonio Ramos
Размер: 28×44 cm

Никколо Паганини родился 27 октября 1782 года в итальянской Генуе в многодетной семье мелкого торговца. Его отец был буквально помешан на музыке и во что бы то ни стало хотел старшего сына Карло выучить на музыканта. Когда из этой затеи ничего не получилось, отец переключился на Никколо.

Эти занятия музыкой больше были похожи на настоящие пытки. Отец запирал маленького сына в кладовке и заставлял его днями напролёт самостоятельно (!) учиться игре на разных музыкальных инструментах. В 5 лет Никколо освоил игру на мандолине. Через год он уже умел играть на скрипке. Следующим освоенным инструментом стала гитара. Деспотические методы отца однажды довели до того, что мальчик впал в кому и его уже даже собирались хоронить. Но каким-то чудом он пришёл в себя — и снова подвергся жестоким музыкальным экзекуциям.

В подобное трудно поверить, но совершенно невероятный метод обучения начал приносить результаты. После того, как 8-летний Никколо написал своё первое произведение для скрипки, навсегда ставшей для него любимым инструментом, отец отвёл мальчика к знаменитому в то время скрипачу Алессандро Ролла. Послушав игру юного исполнителя, Алессандро развёл руками: я не смогу научить его ничему, потому что он уже всё умеет.

Первый свой концерт Никколо Паганини, продолжавший (уже по своей воле) ежедневно по 2−3 часа заниматься игрой на скрипке, дал в 11 лет. А уже к 16 годам он постоянно гастролировал не только по Италии, но и по многим европейским странам. Слава гения летела впереди него. Достать билеты на его концерты концерты было практически невозможно. Экзальтированные вельможные дамы, слушая его виртуозное исполнение, порой теряли сознание, а коронованные особы и некоторые музыкальные критики, не находя аргументов для объяснения гениальности его виртуозной игры, распространяли слухи о том, что Паганини «продал душу дьяволу». Католическое духовенство всерьёз эти слухи подогревало. Ну, а чем ещё можно было объяснить то, что Никколо мог сложнейшее произведение сыграть на одной (!) струне или дирижировать оркестром, одновременно играя на двух струнах скрипки?!

Паганини был страшно скрытен. Он никогда не публиковал свои произведения. Он ни с кем не делился секретами своего уникального мастерства. И при жизни, и особенно после смерти великого скрипача большинство его произведений считались и считаются до сих пор неисполнимыми вообще из-за их невероятной сложности. Поразительно, но, всегда оставаясь мрачным и замкнутым человеком, утверждавшим, что по-настоящему он может жить только на сцене, со скрипкой в руках, Паганини пользовался невероятным успехом у женщин. Ему приписывали кратковременные романы сразу с двумя сёстрами французского императора Наполеона. А уж об увлечениях красивыми пассиями в разных странах и говорить не приходилось. Только вот завести семью ему так и не удалось. Да и нужна ли ему была вообще семья?

Никколо Паганини владел бесценной коллекцией скрипок. Самую любимую из них он завещал Генуе, родному городу, не желая, чтобы после него на инструменте кто-нибудь когда-нибудь играл. Она до сих пор хранится в городском музее. Генуэзцы называют скрипку «Вдовой Паганини». «Изучая природу своего инструмента, — писал Паганини, — начни с мысли о том, что ты знаешь его не до конца. Свойства скрипки гораздо богаче, нежели об этом думали, думают и будут думать наши предшественники и последователи. И всегда помни — твой Бог говорит с тобой языком твоего инструмента…»

Всем сегодняшним именинникам позвольте пожелать добра и счастья. А вам, друзья мои, хорошего дня. Как всегда, искренне ваш.