У славян Крещение — один из больших церковных праздников, который приходится на конец Святок и посвящен Крещению Господнему. В этот день люди вспоминают о крещении Иоанном Крестителем Иисуса Христа в реке Иордан на переправе Вифавара. По христианскому календарю православные и греко-католики отмечают праздник Крещения 19 января. Во время крещения Иисуса произошло событие Богоявления, когда людям Христос явил себя Мессией и Спасителем.
Праздник Крещения известен интересными традициями, из которых главной можно назвать освящение водоемов и купание в реке или озере с освященной водой. После праздника начиналась подготовка к свадебному зимнему сезону. Какие обычаи, связанные с Крещением, существовали в украинских регионах, «ФАКТАМ» рассказала этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово) Елена Громова.
— В реке Иордан Иисус Христос крестился, хотя был безгрешен, однако показал, что не выше людей, — рассказывает Елена Громова. — Крестил Иисуса Иоанн Предтеча, которого называют Иоанном Крестителем. По библейским преданиям, во время этого процесса прозвучал голос Бога-Отца: «Ты Сын мой возлюбленный, в тебе — благоволение мое», — и на Иисуса с неба сошел Святой Дух в виде голубя. Поэтому праздник называют еще Богоявлением.
Праздник Крещения вобрал как языческие, так и христианские обряды, а ключевое место среди них занимали те, что связаны с водой. На Богоявление освящали с утра воду. Священники отмечают важный момент: чтобы крещенская вода принесла пользу, нужно иметь чистые мысли и заботиться о чистоте поступков.
Воду можно также набрать из обычного источника, ведь по преданию в ночь на Крещение она тоже получает целебные качества, которые не теряет целый год. Как закон, в каждом доме под образами в течение года должна была стоять бутылка с иорданской водой. Считалось, что благодаря опусканию в воду серебряного креста она ионизируется, поэтому никогда не застаивается и долго остается пригодной к употреблению. А самую большую силу все же имеет вода, освященная именно 18 января — на Голодную кутью. Такую воду могли набрать после вечерней службы и принести из церкви домой, чтобы окропить там все. Одни делали это с вечера, другие на следующий день, 19 января, после того, как утром побывают на церковном обряде освящения воды. А девушки спешили ее набрать и как можно скорее вернуться домой, поскольку кто из них первой добежит — первой и замуж выйдет.
Освящение воды проводили и прямо на водоемах в специально сделанных прорубях, которые называют «иордань». Ранее в морозы на реках и озерах, возле открытых источников накануне Крещения вырубали большой крест из льда, несколько мужчин вручную вырезали его пилами — это непростой и долгий процесс.
Из льда в старину делали на реках, озерах и престол с крестами. Умельцы также возводили изо льда целые замки, другие сооружения, необходимые для водосвятия. Эту праздничную композицию завершали сосновые или еловые ветви (украшением служил и барвинок) в виде арки — «царские врата».
Заранее ведрами квасили свеклу, чтобы облить крест квасом и на праздник он был красным (под ним в ямке размещали гроздья калины, заливали ее и замораживали). Рядом с крестом делали канавки, в которые тоже заливали красный сок.
После богослужения священник погружал в воду (в прорубь, иордань) серебряный крест под пение «Во Йордані хрещуся тобі, Господи…», и вода считалась освященной. Люди набирали ее из проруби. Во время освящения воды выпускали голубей, повторяя появление Святого Духа в момент крещения Иисуса. Освящали воду не только опусканием креста, но и огня — зажженных свечей-Троиц. Верующим очень важно было приготовить к Богоявлению такую свечу-Троицу (могли взять просто три свечи в подсвечнике), которую делали из воска и святили у водоема, затем несли домой.
— 19 января перед завтраком (подавали как постные, так и скоромные блюда) в семье все пили немного принесенной святой воды, — продолжает Елена Громова. — Также перед застольем отец наливал в миску освященную воду, девушки клали туда серебряные монеты, коралловые бусы, могли добавить пучок калины и умывались, чтобы быть красивыми и румяными. К магическим свойствам освященной воды люди относили ее способность отгонять от дома злых духов, даровать выздоровление от разных болезней. Поэтому каждый хозяин окроплял всех членов семьи и все вокруг — здания, окна, двери, посуду
В праздник детей умывали из проруби, приговаривая: «Щоб очі добре бачили, вуха добре чули гарні новини, а голова була мудрою». А в доме растирали еще и тело детей, чтобы было здоровым. После обеда девушки тоже могли отправиться к реке, чтобы умыться иорданской водой — «на вроду та здоров’я». Хозяева также гнали лошадей на реку или озеро, где святили воду, и там их поили, «щоб хвороби не боялися та були міцнішими».
Крещение празднуют с давних времен (обряды купания, обливания, уборки росы очень древние). В дохристианский период наши предки во время праздников и игрищ переодевались, надевали маски и купались, чтобы смыть свои грехи. А уже в период христианства этот обычай превратился в погружение в иорданскую купель. Церковь сначала негативно относилась к элементам обрядности праздника: не признавала зимнего купания в день крещения Спасителя, потому что это значило бы пренебрегать своими жизнью и здоровьем, а от Бога будто требовать чуда. Максимум, что люди могли на праздник, так это умыться или осторожно войти в прорубь, быстро выскочить и одеться, чтобы не простудиться. Массовых купаний не было. По свидетельствам исследователей народных обычаев, в некоторых местах в ледяной воде купались лишь самые отчаянные.
Эта традиция нашла продолжение и особенно распространилась
На Крещение веселились. Если было много снега, то запрягали лошадей и громко проводили время, а в западных областях катались на больших санях-гринджолах. В некоторых местах парни устраивали бои, когда ватаги из соседних сел (или из одного села) собирались помериться силами. Не раздевались, не дрались до крови, а соревновались, кто кого победит — обе стороны вели себя очень толерантно и сдержанно. Призом для победителей был «Крещенский орден» — крест возле иорданской купели, который вырубали из льда к празднику. Этот крест ставили в определенной части села.
А во время застолья селяне пели песни. Приветствовали и колядников, которые ходили, исполняя «Ой, на річці на Йордані»:
Ой, на річці на Йордані
Золотий хрест вишиваний.
Злетілися Ангелоньки,
Взяли Христа на крилоньки,
Понесли Го до церковці,
Поставили на престолці…
В колядках величали и хозяина, желая ему счастья-благополучия, а колядников одаривали разными продуктами (в более поздние времена давали уже и деньги): «Гей, пане господарю, щасти, Боже, з Йорданом, і з водицею, і з царицею, з усім домом, з усім добром, і з синами-соколами, і з дочками-чічками»…
После Крещения можно было свататься и жениться — наступал сезон браков, поэтому щедривки имели и свадебный смысл: «Пливла Катруся по бистрій ріці в Дунай, Дунай-море. За нею батенько над бережком. Подай, Катрусенько, білу рученьку. В Дунай, Дунай. Ручки не даю, бо ще пливу в Дунай, Дунай. Плила Катруся бистрою рікою в Дунай, а за нею матенька, братенько, сестричка. Плила Катрусенька бистрою водою в Дунай, Дунай, а за нею маленький до береженька. Подай, Катрусю, білую рученьку в Дунаю. Ручку подала, сама виплила з Дунаю, з Дунаю-море…»
Еще одна из традиций Крещения — устраивать сумасшедшую стрельбу пустыми патронами, что ставило точку в Святках. Эта процедура производилась после освящения воды. Собирались селяне, владевшие охотничьим оружием, и «расстреливали Коляду», чтобы таким образом немного ускорить приход теплой весны. Ведь говорят в народе: «Тріщи-не тріщи, а вже минають Водохрещі»…
Читайте также: Крещение: как отметить праздник 19 января и куда нельзя использовать крещенскую воду
Если не сожгли Дидуха на Голодную кутью, то делали это 19 января, только пепел ни в коем случае не заносили в дом (а то пожар случится) — высыпали только на лед, в воду или в огород. А женщины верили в магические свойства пепла из печи: если потрясти им в углу возле печки, то муж будет щедр к теще. Девушки же на Крещение делали привороты, связанные с водой и снегом, потому что считали их наделенными чудодейственной силой.
В Святки все время загадывали на здоровье и выполняли некоторые правила, которые с древности вошли в быт. Например, было принято, если ребенок родился в ноябре-декабре, до Крещения, то лучше окрестить младенца до этого праздника — тогда будет всю жизнь здоров: «До Йордану рождений, перед Йорданом хрещений буде самим Хрестом благословенний». А еще вытаскивали на улицу сено, оставшееся под столом еще с первого Сочельника, и проводили нехитрый обряд: отец подставлял шапку под сено, «аби голова від клопотів не боліла». Этим сеном могли перевязывать в саду и деревья, чтобы родили.
По народным верованиям, когда начинались приготовления к празднику, из зимней реки выпрыгивала нечистая сила и гуляла до той поры, пока какая-то женщина не выстирает белье. Поэтому до Крещения (еще с неделю и после праздника) нельзя было стирать в водоемах, «щоб нечистий не причепився».
Вообще, существовали железные правила на праздники: не стирать, не давать или брать взаймы, не ходить утром по домам, не шить, не рубить, можно работать только по хозяйству (например, покормить скотину).
На Крещение наблюдали за погодой, особенно хорошей приметой был снег:
Раньше «ФАКТЫ» рассказывали, как и когда на Крещение нужно загадывать заветное желание, чтобы оно обязательно сбылось.
Читайте также: С Крещенским сочельником! Красивые поздравления в стихах, прозе, открытках и картинках
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.