Андрей Галавин — настоятель храма святого апостола Андрея Первозванного ПЦУ — недавно через гуманитарный коридор сумел выбраться из ада Бучи под Киевом. А перед тем отслужил панихиду по убитым местным жителям, похороненным в братской могиле возле церкви. Признается — это было очень сложно морально…
— В XXI веке братские могилы — кто бы мог такое вообразить? — рассказал «ФАКТАМ» Андрей Галавин. — Но для нас это уже стало реальностью. В соседнем городе Ирпень хоронят прямо возле многоэтажек, оставляя самодельные кресты и надписи с фамилией и датой смерти. В первые дни в Буче еще хоронили людей, а потом это стало невозможным из-за круглосуточных обстрелов. Хотя некоторых родственники хоронили возле домов и на огородах.
Потом в городе появились тела убитых оккупантами, а были и такие, кто умирал дома естественной смертью, кто-то в больницах. Морг был заполнен, родные уехали и физически не могли забрать своих близких, а неопознанные тела с улицы могли просто растащить собаки.
Мы до последнего верили, что сможем похоронить людей на кладбище, но оно находится за городом, в поле, туда постоянно попадают снаряды. Даже копать могилу там было опасно. Поэтому решили возле нашего храма похоронить всех в братской могиле. Это по-христиански, мы не бросаем и не сжигаем тела, как наши враги.
Церковь, признается отец, выбрали не потому, что это какое-то особое место. Прежде всего это центр Бучи, рядом больница, морг, здесь меньше обстрелов.
— Насколько мне известно, людей перед похоронами сфотографировали для будущего опознания родными, — продолжает священник. — После чего поместили в черные целлофановые мешки и на грузовике привезли в церковь. Вместе с врачами и волонтерами их положили в яму. Я лично отпевал усопших и молюсь за них, за их семьи.
Вместе с городским советом мы обсуждали вопрос, что будет дальше с этими погибшими. Наверняка, большинство из них родственники захотят перезахоронить. Поэтому будет проводиться процесс эксгумации, взятие ДНК при необходимости. Скорее всего, на этом месте в будущем может появиться мемориал. Несмотря на то, что наш город стал плацдармом борьбы и здесь ни минуты нет тишины и присутствует запах смерти, местные жители все равно остаются, а уехавшие хотят вернуться и жить здесь дальше. Да, слез будет море, но мы должны выстоять в этой борьбе…
Читайте также: «На въезде в Бучу стоит легковушка с заминированным телом женщины»