28 марта украинские войска освободили город Ирпень, который более трех недель находился под российской оккупацией. Разбомбленные дома, сожженные машины, могилы во дворах и тела вдоль дороги — эти жуткие кадры из города облетели весь мир, чем вызвали невыразимую боль и вместе с тем злость и еще большую ненависть к врагу. Впрочем, как ранее сообщал мэр города, возвращаться еще рано, ведь продолжаются зачистки. Как живет Ирпень и другие города под Киевом и что больше всего поразило и болит, «ФАКТАМ» рассказала депутат Бучанского городского совета, куда входит Ирпень, Екатерина Украинцева.
— Ирпень стал настоящим форпостом, — рассказывает депутат. — Город, который взял на себя весь удар и смог его отразить. И когда на территории Бучи и Гостомеля размещаются установки, полностью уничтожившие этот город, то мне очень его жаль. Я очень благодарна ВСУ за то, что они не используют фашистские методы, зная, что в этих городках рядом живые люди, берегут свой народ. Я очень сильно надеюсь, что украинские бойцы удержат позиции, потому что сейчас главное — не сдать город Ирпень. Радоваться еще рано, поскольку нужно, чтобы эта сволочь полностью исчезла из моего региона. У меня 28 марта было ощущение невероятной гордости за людей, которые, несмотря на боевые действия, остались в Ирпене и держатся. Выхода у них не было, эвакуироваться тоже не было возможности, потому что почти неделю рашисты не позволяли провести «зеленый» коридор. Все эти украинцы, несмотря ни на что, пытаются прислать весточкуу, что они живы.
— Что вас больше всего поразило в гражданских?
— Вы не поверите, но ни один местный житель в Буче, когда удавалось туда попасть, не попросил еды, не попросил воды. Единственное, что они говорят: «Мы держимся», — и спрашивают, что делать с умершими, где их хоронить. И это страшно, когда ты даешь советы, что нужно найти документы, попытаться сфотографировать тело для дальнейшей идентификации, а потом советуешь, как хоронить. А еще страшно, когда в личных сообщениях люди спрашивают, чем могут помочь и констатируют, что у них есть мешки. А я говорю: «Хорошо, потому что нам не в чем хоронить тела. Мешки здесь — на вес золота». По ту сторону монитора отвечают, что имели в виду спальные мешки.
Это я к тому, что какими критериями мы начали мыслить. Даже в условиях оккупации люди, заботившиеся ранее о социально незащищенных, просто объединились и помогают еще и гуманитарному центру, созданному в городе. Я хочу поблагодарить 35 мужчин из оккупированной Бучи, у которых еще есть силы нас успокаивать. Они радуются уцелевшим домам, они как-то убирают на улице, хотят, чтобы везде было чисто. Это поражает до слез…
Я знаю точно, за кого буду ходатайствовать после нашей победы о присвоении звания «Почетный гражданин Бучи» и ордена «За мужество». Это точно будут имена гражданских, которые в тех бесчеловечных условиях под прицелами орков помогают другим и фактически выполняют функции власти, не будучи таковой.
— Каков моральный дух у наших военных?
— Ребята, которые понесли большие потери и сегодня хоронили своих побратимов, они нас не оставят, это точно. Чтобы вы понимали, через месяц у них после потерь своих друзей уже такое настроение, когда они точно не остановятся. Они столько уничтожили врагов, что ничего не боятся. Да, можно было быстро и за несколько раз разбить этих орков, но наши бойцы пытаются отвечать таким образом, чтобы сохранить наши дома, квартиры, жизнь. Чтобы нам было куда вернуться. Спасибо военному руководству за такую стратегию! Все будет хорошо, просто нам всем нужно быть сильными!
К сожалению, российские фашисты все еще пытаются прорваться в Киев, но ВСУ успешно контратакуют. На днях украинские защитники ликвидировали очередного офицера рашистской армии — начальника штаба 40 инженерно-саперного полка подполковника Александра Корника.