Троица по значению стоит в одном ряду с такими важными христианскими праздниками, как Рождество и Пасха. В этом году православные и грекокатолики отмечают один из 12 самых больших религиозных праздников 12 июня, а всю предшествующую ему неделю в народе называют Зеленой.
В чем особенности этого праздника, каких традиций издавна придерживались украинцы, «ФАКТАМ» рассказала Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
— Для верующих Троица — один из трех важнейших праздников (кстати, Рождество, Пасха и Троица выделены и на государственном уровне — календарные выходные), на которых держится христианство, — отмечает Елена Громова. — А свое название праздник получил в честь схождения Святого Духа на апостолов (это им обещал Иисус Христос перед своим Вознесением на небеса) и обозначает явление Всевышнего в трех ипостасях святой Троицы — как триединого Бога в виде Отца, Сына и Святого Духа.
Есть древние названия Святой Троицы. Так, дата Троицы всегда приходится на воскресенье и привязана к Пасхе, поскольку ее празднуют на 50-й день после Пасхи, потому и называют еще Пятидесятницей. Например, в Западной Украине используют название праздника «зіслання» или «зішестя» Святого Духа. Но довольно распространенные названия — Зеленые праздники, Зеленая неделя, потому что в народе чтили древний культ растительности и был распространен обычай на Троицу зеленью украшать жилье.
Неделю перед Троицей называли не только Зеленой, но еще и Клечальной («клечання» — зеленые веточки, которыми украшают дома) и Русальной. Первые три дня готовились к праздникам, а в четверг начинались Зеленые праздники (обычно так именовали и всю неделю). Популярной в меню этого периода была яичница (набивали много яиц, добавляли молоко и все перемешивали — получалось блюдо в виде кашицы) со шкварками и луком. На Полесье девушки пекли пироги (с повидлом, яблоками), коржи с медом и шли в четверг с провизией в лес, накрывали «стол», а после обеда расходились в разные стороны, чтобы совершить обряд «завивання дерев» или венков («кумлення»). Для этого на ветвях берез (не обламывая их) выплетали веночки, загадывая на судьбу, и пели: «Пусти мене, мати, у гай погуляти, до білої березоньки про щастя спитати». На Троицу каждая владелица веночка приходила и проверяла: если завял, то беда не за горами, а если остался свежим, то всё на добро.
В венки, которые готовились к Троице для многих родственников, вплетали разнотравье. Во время плетения молодежь пела: «Ой зів’ю вінки на усі святки, на усі святки і всі празники»… Сами же девушки сначала ходили по селу в венках (туда вплетали ландыши, незабудки, чабрец и обязательно полынь), а потом пускали их на воду и наблюдали: если поплывет — то к счастью, а утонет — плохая примета.
На Полесье на Зеленой неделе выполнялся древний земледельческий обряд «водіння куща». Его проводили для своеобразного зазывания урожая во время цветения хлеба. Обычно уже зацветала рожь, и люди говорили: «У нашого кУста пшениченька гУста». Такой обряд (назывался «водіння тополі») бытовал на Полтавщине, Харьковщине, а на юге «водили березу». С помощью зелени люди пытались защититься от негатива и злых сил, надеясь на богатый урожай. Для обряда из группы девушек выбирали одну — высокую и красивую. Надевали на нее ленты, платки, бусы и делали «одежду» из зелени и цветов. По дороге, которой по селу водили девушку-куст, ходили с пением, встречным желали урожая, здоровья и принимали гостинцы, иногда деньги — «на сапожки или ленты». Девушки шли и пели веснянки: «Стояла тополя край чистого поля. Стій, тополенько, не розвивайся, буйному вітру не піддавайся. На тій тополі чотирие сокілки (перераховуються поіменно дівчата з гурту): першая — Горпинка-дівка, друга сокілка — Галочка-дівка, третя — Тетяна-дівка, четверта — Катруся-дівка»… А на Ровенщине пели: «Ось привели вам кУста та з зеленого кльону, дай нам, пане, хоч по золотому».
— К праздникам хозяйки старались убрать в доме, привести в порядок огород, где все должно уже зеленеть, — продолжает этнограф. — До самих праздников сажали-сеяли, а если что-то не взошло, то быстренько исправляли ситуацию. В хозяйственную программу Зеленой недели входило также приготовление рушников, одежды. Зелень символизировала силу Святого Духа. Поэтому ею застилали полы, украшали иконы. Не озеленить жилища считалось грехом. Обязательно приносили в дом ветки липы, которая принимает на себя все невзгоды. После праздника зелень сжигали, «чтобы нечисть шла в огонь».
В клечальную субботу утром люди с детьми шли на левады, луга, в леса и собирали-ломали зелень. А еще нарезали ветви березы, клена, липы, ясеня, дуба, потому что считалось, что на их ветвях оседали души предков. Несли охапки ароматной зелени, чтобы украсить ею конюшни, заборы… Полы помещений устилали аиром, любистком, чабрецом, канупером, полынью (служила еще и защитой дома), папоротником, за иконы клали базилик, мяту, зажигали лампадку. На Черниговщине крыши дома украшали лопухами, ветвями клена, липы, а на Буковине пол выстилали шалфеем, могли выложить зелень лесенкой. На Гуцульщине окна украшали крестиками из листьев барвинка, из царского папоротника выкладывали крест при входе. В разных регионах часто перед порогом, у ворот закапывали поросли — небольшие деревца (вербочку или березу). А ветки осины забрасывали на чердак — как обереги от злых сил. Травы после праздника высушивали и использовали в качестве лекарства для людей и животных. Также могли применять зелень и в обрядах зазывания дождя. Люди верили, что украшение домов зеленью и ароматными травами защитит от зла и станет залогом здоровья и доброй доли.
— Перед Троицей наступает Родительская суббота — это единственный день в году, когда разрешалось заказывать панихиду за самоубийц, — говорит Елена Громова. — Тех, кто покончил с собой, обычно не хоронили на кладбище (а где-то за оградой), и именно в эту субботу разрешалось их поминать в церквях. Родительская поминальная суббота не просто закреплена перед Троицей (на кладбище несли коржики, раздавали поминальные пирожки, орехи). Считалось, что умершие способны защитить будущий урожай, а самоубийцы — охранять род, чтобы не перевелся, поэтому нужно было обо всех вспомнить. Часто на гробки приносили и «клечання», чтобы украсить могилки. В западных регионах этот день называли «Дедовой субботой». На кладбище приносили творог, калачи, молоко и могли раздать на поминание души, за «прости Біг».
Кстати, на Полесье поминальной была и неделя, следовавшая за Троицей. Тогда готовили постную еду, а на печке ставили горячий борщ и вареники, чтобы парили. Считалось, что этим паром кормились души умерших. А когда обед немного остывал, то садились за стол и клали много ложек, чтобы причащались мертвые (такая церемония проводилась как за завтраком, так и за обедом).
Читайте также: День Николая Чудотворца 2022: о чем просить святого в молитвах и что запрещено делать в этот день
— В воскресенье священники надевали ризы зеленого цвета, а празднично одетые верующие шли на службу Божью, — говорит Елена Громова. — На праздник в западных регионах специально шили троицкие сорочки, вышитые в зеленых тонах. Если не было зеленой вышиванки, то надевали рубашки, украшенные белыми нитями по белому. Девушки вешали на себя много лент, украшались цветами, венками, в руках держали букет преимущественно из полыни, любистка, барвинка, мяты — чтобы парни любили. После церкви сиротам, одиноким оказывали благотворительную помощь и не оставляли без внимания.
Накануне на поляне (где-то недалеко от храма) мужчины устанавливали деревянный шест, который украшали зеленью и называли это «дерево» вехой. Вокруг него после богослужения устраивали веселье: молодежь водила хороводы, пела веснянки, танцевала, развлекалась и затевала разнообразные игры.
Существуют связанные с Троицей поверья. Люди считали, что в течение недели, которая называлась еще и Русальной, в лесах и полях ходят русалки, поэтому о них бытовало много рассказов. Считалось, что в четверг наступала русальная Пасха, когда они выходили из воды и смотрели, уважают ли их люди. Если кто-то выполнял тяжелую работу, русалки могли в поле испортить урожай. Поэтому на границах нив (или на подоконниках в доме) оставляли кусочки хлеба, чтобы задобрить этих существ. А на деревьях во дворе развешивали холст на рубашки. Еще в песне пелось: «Сиділа русалочка на білій березі і просила в дівочок сорочки: «Ой, дівочки-сестрички, дайте мені сорочки — хоч не біленької, аби тоненької». Люди верили, что в русальную неделю, а особенно в четверг, надо ходить осторожно, чтобы русалки не защекотали в поле или лесу. А деревенские девушки защищались оберегами — чесноком, полынью или любистком. Не принято было купаться в водоемах, чтобы русалки не утопили. В западных регионах верили в мавок, живущих в горах, — их называли еще нявками.
На Троицу (как и на Ивана Купалу) всегда заготавливали лекарственные травы. Кроме того, считалось, что собранной в этот день росой можно вылечить больные глаза, использовали целебные свойства росы и для ног. В народе говорили, что Троица богата травами, цветами и румяным летом. Зеленые праздники были своеобразными проводами весны — границей между весной и летом. А в это время часто бывали и перепады температур. Поэтому в народе сохранились своеобразные пословицы-предостережения: «Прийшов Святий Дух, берись за кожух», «До Святого Духа держіть кожуха», «До Святого Духа не кидай кожуха, а по Святім Дусі в тім самім кожусі».
— Троица наступала то раньше, то позже. И украинцы с незапамятных времен заметили: если дождь на Троицу — год будет грибным и урожайным, — рассказывает этнограф. — А старые люди говорили: «Як іде дощ, то небом топиться лихо». Если в этот день стоит теплая погода — уродят огурцы, а холодный день — к холодному и дождливому лету. Если на Троицу прилетели стрижи — настоящее тепло впереди. Если начала куковать кукушка — пора сеять лен.
На Троицу в разных областях были свои обычаи. В некоторых горных регионах старые женщины заметали дороги и тропы, чтобы гадюки не заползали. А в других местностях женщины после церкви приходили домой, доили коров и… выливали молоко котам и собакам, чтобы «вигавкували людську злість». В селах Буковины того, кто разбирался в нечистой силе, купали в праздник. Бывало, что в это время поднимался вихрь, молния разрезала небо.
Очень хорошим знаком на Троицу было провести сватовство (а свадьбу сыграть на Покров), считалось, что неизбежно пара будет счастливой и будет жить в согласии и без споров.
— Как всегда, на большие праздники действовали некоторые запреты. На неделе, предшествовавшей празднику, нельзя было убивать скот, резать что-то ножом, одалживать и брать взаймы деньги, шить, копать, разжигать костер, стирать, выполнять тяжелую работу, ссориться, даже думать плохо.
По христианскому учению, воскресенье ассоциируется с Богом Отцом, понедельник — с Богом Сыном, а вторник — со Святым Духом. Поэтому не работали и не выходили на огород еще три дня после праздника, потому что эта работа осуждалась в селе. Так, в некоторых поселках западных регионов если кого-то замечали с сапой на грядках, женщины быстро «разоружали» нарушительницу, потому что, если случится неурожай или выпадет град и все побьет, то виноватой «назначат» именно эту нетерпеливую женщину…
Среди блюд, появлявшихся в праздники на столе, были Троицкие лепешки, рецепт приготовления которых и приводим ниже.
Троицкие лепешки
Надо взять 3,5 стакана муки, 3 крутых яичных желтка и 2 — сырых, 1,5 стакана орехов (почищенных и измельченных), 0,5 стакана сметаны, 0,5 стакана сахара, 200 г сливочного масла, 2 ст. ложки белого сухого вина и 300 г творога.
Желтки вареные и сырые растереть, размешать с 2/3 сахара, добавить сметану, масло, творог, вино. Вымесить до однородности. Понемногу досыпать муку и орехи. Тесто раскатать толщиной 1 см, стаканом выдавить кружочки, выложить на смазанный жиром (маслом) бумажный лист, смазать желтком и посыпать сахаром, орехами. Наколоть вилкой — и в печь. Выпекать до готовности при температуре 180 градусов.
Хочу заметить, что музей в Пирогово уже открыт каждый день (только во вторник-среду хатки-экспонаты закрыты). 10 июня (начало в 12:00) на территории экспозиции «Среднее Приднепровье» открывается выставка народной картинки, к Троице украсят зеленью постройки и территорию, продемонстрируют обряды под аккомпанемент исполнителей троицких песен и веснянок. А 17 июня откроется выставка изделий из янтаря (Ровенщина), где представят разные ремесла, покажут мастер-классы.
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.
Фото из архива музея в Пирогово