Интервью

Мои картины с подсолнухами разлетелись по всему миру, — художница Анастасия Григорьева

12:20 — 9 июня 2022 eye 2926

Даже в самые сложные периоды жизни люди обращаются к искусству. И сейчас для всех нас именно такое время. «ФАКТЫ» пообщались с киевской художницей Анастасией Григорьевой о чудесах в ее творчестве и новой серии работ, посвященной Киеву.

«Иногда мне кажется, что рисуют не люди — кистью художника водят ангелы»

— Анастасия, сегодня, когда миллионы людей молятся о том, чтобы поскорее закончился ад, который пришел в нашу жизнь, ваша картина «Гефсимания» воздействует на душу, как икона. Смотришь на нее и насмотреться не можешь…

— Спасибо вам за эти слова. Эта картина — моя дипломная работа, я над ней работала два года. У нее интересная история создания. Я выбрала библейский сюжет, а это, как понимаете, непростая тема. Для начала решила посетить в Израиле Гефсиманский сад, увидеть его собственными глазами. Думала, что попаду в место умиротворения, где мне откроется, каким написать образ Иисуса Христа. Но ответа я там не нашла. Были долгие художественные поиски композиции, цвета, стиля и техники картины. За месяц до защиты диплома работа была практически готова, за исключением самого главного — лика Иисуса Христа. Оставалось две недели и меня охватила паника.

— Могу представить.

— Мне преподаватель посоветовал пойти в церковь и получить разрешение на написание библейского сюжета. Я оказалась перед сложным выбором: а если батюшка не даст права рисовать? На кону ведь выпуск из академии!

— По идее, это разрешение нужно было бы попросить до того, как заявить тему дипломной работы?

— В том-то и дело. И все же я отправилась в одну из киевских церквей.

— Вы человек верующий?

— Да, считаю, что Бог внутри нас. Иногда мне кажется, что рисуют не люди — кистью художника водят ангелы. В этом убедилась, получив благословение от отца Романа. Он сказал, что все у меня получится, — и работа пошла как по маслу! Я очень быстро ее закончила. Это большое полотно — 2,60 на 1,55 метра. Но чудеса в моей жизни на этом не закончились. Альберт Эйнштейн сказал: «Есть только два способа прожить жизнь. Первый — будто чудес не существует. Второй — будто кругом одни чудеса». Мне нравится второй способ.

«Как-то на съемочной площадке ко мне подошел молодой режиссер и попросил нарисовать музу»

— Какие же еще чудеса случались в вашем творчестве?

— Два года назад рядом с моим домом на газоне вырос большой подсолнух. Сам! Его туда никто не сажал. Вероятно, пролетала какая-то птица и обронила семечко. И вот выросло такое двухметровое чудо: на одном подсолнухе расцвело более двадцати цветов!

— Целое дерево…

— Этот подсолнух был невероятным. Каждый день я любовалась им. И создала пару больших картин с его изображением. А через год на этом месте появилась целая плантация подсолнухов! И это вдохновило меня на серию картин. Я даже запланировала выставку, так как у меня уже было около двадцати работ, посвященных подсолнуху.

— Как цветов на том первом стебле! Верите в знаки судьбы?

— Возможно, это и был знак. Ведь из одной семечки выросло столько цветов и столько идей появилось. Война нарушила мои планы с выставкой. Но картины с подсолнухами разлетелись по всему миру. Подсолнух ведь символ Украины. А сейчас к нашей стране приковано внимание всего мира.

— Это ведь так здорово, что ваши картины вдохновляют людей!

— На эту тему я вам расскажу интересную историю. Как-то на съемочной площадке ко мне подошел молодой режиссер и попросил нарисовать музу. Я стала расспрашивать, какой он ее видит. Режиссер же предоставил мне полную свободу творчества. После беседы с ним на тему вдохновения я создала десять эскизов музы. Он выбрал понравившийся вариант, и я приступила к работе. Он хотел ее видеть в окружении цветов, в красивом платье. В результате так полюбил ее и так заботился о ней, что в какой-то момент я подумала, что на месте музы хотелось бы быть каждой девушке. Это была удивительная история.

— Она немного напоминает миф о Галатее и изваявшем ее Пигмалионе…

— Мне даже хотелось об этой моей работе снять короткометражку. И закончила бы я ее тем, как картина оживает.

«Этой весной в Киеве стало гораздо больше птиц»

— Что вас вдохновило создать серию работ «Киев, которого нет»?

— Это картины о Киеве, каким он был 100 лет назад. На них изображены здания, которые были уничтожены или частично разрушены в период советской власти и Второй мировой войны. Например, дом Бендерского, построенный по проекту архитектора Городецкого, и гостиница «Континенталь», в строительстве которой он тоже участвовал. Я решила воссоздать их на своих картинах. Выставка картин «Киев, которого нет» проходила в Доме художника и вызвала у киевлян большой интерес. Многие даже не подозревали, что в Киеве были такие архитектурные жемчужины. Очень хочется, чтобы в будущем их восстановили во всей прежней красоте. Главное, чтобы поскорее закончилась война, ведь восстанавливать придется и много строений, которые разрушены на сегодняшний день во многих городах Украины.

— Как война повлияла на ваше творчество?

— За день до нее я нарисовала романтическую картину — птичек, которые прижались друг к другу и смотрят на Луну. Строила планы о путешествиях в Европу. Поверить в случившееся 24 февраля было невозможно. Жизнь изменилась в одно мгновение. Я и моя семья все время оставались в Киеве, но было очень страшно. Заниматься творчеством не получалось. Ведь постоянно раздавались воздушные тревоги, были слышны взрывы. Надо было прятаться в коридоре. Спустя время стала рисовать, для меня это своего рода выход из стресса. Ведь все это время душа кричала. Сейчас я работаю над серией картин о Киеве в дни войны. Возможно, эти работы будут интересны не столько сегодня, когда все события еще свежи в памяти, сколько спустя время.

— В чем черпаете в столь непростой период вдохновение?

— Недавно я посетила три страны Европы: Данию, Польшу и Венгрию. Особенно меня впечатлил музей истории польских евреев Полин в Варшаве. Также я побывала в Королевском музее в Польше, в резиденции датских королей — замке Фредериксборг и в Глиптотеке Копенгагена, а еще — в Художественном музее в Будапеште, где меня поразила картина Босха «Сад земных наслаждений». Это была интересная поездка, но насладиться ею в полной мере я все же не смогла из-за того, что на душе неспокойно. Находясь за рубежом, я постоянно следила за новостями — за тем, что происходит у нас… Меня вдохновляют люди, которые мотивируют не опускать руки, а продолжать работать даже в столь непростое время. Конечно, мощный источник вдохновения и природа. Я заметила, что этой весной в Киеве стало гораздо больше птиц. Как они сейчас поют! А еще я видела, как возле Андреевской церкви выпасали коз. Видимо, хозяева вывезли их из сел, где было неспокойно. Я вспомнила Данию, где в городах можно покормить утку, погладить барашка. Это так мило…

— Каким вы видите Киев в будущем?

— Это будет город с прекрасными дорогами, чистыми водоемами, старинной и ультрасовременной архитектурой. Верю в то, что после войны в Киев будет приезжать много туристов со всех стран мира — у нас есть что посмотреть.

«ФАКТЫ» рассказывали также о художнице из Канады Иванке Сьолковськой, которая старается внести свою лепту в возрождение Бучи. Мастер предложила и реализовала идею — превратить заборы местных жителей, в которых зияют огромные дыры от пуль, в «цветники».

Читайте также: В последний день своей жизни Татьяна Яблонская рисовала яркие колокольчики: выдающаяся художница родилась 105 лет назад

Фото из альбома Анастасии Григорьевой