Происшествия

«ты не знаешь, как это страшно. Это хуже наркомании», — незадолго до самоубийства признался жене горняк-игроман

0:00 — 4 октября 2007 eye 5719

Не в силах перебороть свою страсть к игре, 45-летний шахтер повесился

По словам друзей, завсегдатаю зала игровых автоматов, который покончил жизнь самоубийством, везло! Он часто выигрывал довольно крупные суммы. Но, похоже, в первую очередь его интересовали не деньги, а сам процесс. Мужчина уходил домой только тогда, когда в кошельке у него не оставалось ни копейки… Теперь вдова шахтера выплачивает банку ссуду в 10 тысяч гривен, которую муж взял, чтобы в очередной раз испытать судьбу.

«Ты же взрослый мужик, а прилип к детским игрушкам!»

О страшной трагедии, произошедшей в семье ровно полгода назад, моя собеседница Инна согласилась рассказать лишь потому, что надеется: залы игровых автоматов и ночные клубы вынесут за черту города, построив их вне жилых зон, как это делают в цивилизованном мире. Еще вдова хочет, чтобы в Украине, наконец, игроманию признали болезнью. Люди должны знать, к какому врачу идти с этим недугом.

- Последние полгода муж, приходя после ночи, проведенной в игровом зале, все повторял: «Я повешусь», — вспоминает вдова горняка из Добропольского района Донецкой области.  — Теленовости о крупных трагедиях на шахтах он смотрел со слезами на глазах: «Ребята погибли, а я зажился, хотя не должен… »

По словам моей собеседницы, мужчина стыдился своей нездоровой тяги к игре на автоматах, к которой пристрастился за три года до своей смерти. Беда пришла в дом, когда в их провинциальном городке появились первые залы игровых автоматов. Сейчас в райцентре, который можно обойти пешком буквально за полчаса, подобные заведения встретишь на каждом шагу. Идущим с работы горнякам их не миновать.

- Мой муж не сразу признался в своем увлечении, — вспоминает Инна.  — К тому времени Григорий уже заработал себе «подземный стаж» и официально был на пенсии, но продолжал работать на шахте. Когда он первый раз не принес домой зарплату, объяснил так: мол, деньги на шахту еще полностью не перечислили, поэтому в первую очередь платят работающим, а тем, у кого уже есть пенсия, выплаты задерживают. Словом, я мужу поверила…

Но, когда и следующие два месяца супруг не принес домой зарплату, жена заподозрила что-то неладное. У Инны не было повода думать, что Гриша стал тратить все заработанное на выпивку или на другую женщину. А вскоре она обнаружила ту черную дыру, которая поглощает нелегкий заработок кормильца. Застав мужа в зале игровых автоматов, Инна усовестила благоверного: «Ты же взрослый мужик, а прилип к детским игрушкам!» — и позвала домой. «Уходи отсюда. Будешь мешать мне, я пойду в другое место», — ответил ей муж совершенно неузнаваемым, чужим голосом!

Утром супруг страшно мучился, сетовал, что ему стыдно за то, что проиграл все деньги. Говорил, что понимает, каким тяжким бременем стало для семьи его дурацкое увлечение. Он клялся и жене, и детям, что завяжет с ним, только бы семья от него не отворачивалась. Но удержаться от игры больше месяца Григорий не смог. Как только у него появлялись наличные, все повторялось снова. Он уже честно заявлял с порога, что деньги проиграл, а будущая зарплата уйдет на долги. Из шахты Григорий через полгода уволился: он понял, что не может ходить на работу так же регулярно, как в игровой салон. А подводить бригаду ему было совестно.

«Однажды он выиграл деньги, которых хватило бы на покупку цветного телевизора, но… тут же их проиграл»

Первое время, пока долги перестали расти, мужчина был спокоен. Он надеялся, что сможет бросить игру в любой момент. Григорий, по словам товарищей, состязался не с «одноруким бандитом», а предпочитал более продвинутые, интеллектуальные автоматы, где можно было увеличивать ставки. И ему, как утверждают друзья, везло: довольно часто он выигрывал от сотни до нескольких тысяч гривен!

- Похоже, его интересовал не выигрыш, а сама игра, — вспоминают товарищи горняка.  — Однажды он выиграл деньги, которых хватило бы на покупку цветного телевизора, но тут же эту сумму проиграл. Просто не мог остановиться. Он сам говорил, что уже проиграл три «Ланоса». Если бы после каждого своего крупного выигрыша он сразу уходил или играл хотя бы не чаще раза в неделю, наверное, и правда разбогател бы. Может, он хотел все время выигрывать? Но ведь так не бывает…

- За монитором игрового автомата муж становился совершенно другим человеком, отрешался от всего,  — вспоминает Инна.  — Он не успокаивался, даже когда выиграл четыре тысячи гривен.

В день того большого выигрыша вытаскивать Григория из игрового зала пришел его старший сын: «Отец, забери деньги и пойдем. Ты же мне слово давал». Отец посмотрел на сына, как на незнакомца, и снова сел к автомату. Домой счастливчик вернулся без копейки в кармане. Защитить игромана от самого себя не мог никто…

Домочадцы, доведенные до отчаяния, объявили бойкот главе семейства, который, расстраиваясь от постоянных проигрышей, стал чаще прикладываться к бутылке. Жена пригрозила разводом. И однажды, вернувшись домой после очередного трехдневного пребывания в игровом зале, мужчина произнес роковую фразу: «Едем в Донецк. Мне нужно закодироваться или… повеситься». К какому врачу им нужно обратиться, супруги не знали. Они проговорили до вечера. А на следующее утро, едва Григорий проснулся, у него началась «ломка». Человек, который никогда не употреблял наркотиков, метался по квартире, как наркоман, организм которого требует дозы, пока, наконец, не нашел ничтожного повода, чтобы выйти из дому. Вернулся он через пару часов. Его затравленный взгляд говорил о том, что дома он лишь потому, что ему перестали давать играть в долг. «Что же ты наших детей позоришь?» — встретила его заплаканная жена. А ведь действительно, дети не давали ему повода расстраиваться: школьница-дочь хорошо училась и получила звание кандидата в мастера спорта, 23-летнего сына ценили на работе.

Уронив голову на руки, мужчина лишь застонал в ответ: «Инна, ты не знаешь, как это страшно. Это хуже наркомании». Но скандал подействовал. Мужчина на короткий срок снова устроился на работу.

«От этого не лечат, я должен сам бросить», — ошибочно считал игроман

Около месяца жена радовалась за мужа. На частной шахте Григория назначили бригадиром. Он очень гордился тем, что его опыт ценят, и о своем пагубном увлечении, казалось, забыл. Но после первой же зарплаты шахтер не появился на работе. Заволновавшийся мастер участка примчался домой, чтобы справиться о здоровье подчиненного. Кстати, руководителей этого предприятия вдова шахтера вспоминает с благодарностью: ведь вскоре после этого визита ей пришлось хлопотать о… похоронах мужа. И когда случилось непоправимое, ей даже просить ни о чем не пришлось: с шахты приехали сотрудники и во всем помогли.

… А тогда всей правды мастеру Инна не сообщила. После этого случая Григорий еще два месяца (до самой своей кончины) без уважительной причины не пропустил ни единого рабочего дня. Но и в зал игровых автоматов ходить не перестал. Забегал туда ненадолго. Однако этого времени хватало, чтобы оставлять там все наличные. Уходя, Григорий заверял жену: «От этого не лечат, я должен сам бросить». А приходя домой, муж снова хватался за голову: «Мне нужно остановиться или я повешусь».

Через девять дней после своего 45-летия, уже в который раз проиграв все деньги, Григорий решился на отчаянный поступок. Когда утром в выходной день он вышел из дому и не вернулся, дети поняли: что-то случилось. Перед этим отец уже неделю сидел дома и угрюмо молчал. Нашли его в ближайшей лесопосадке. Покойный не оставил предсмертного письма, но, наверное, хотел, чтобы его поскорее нашли, потому что висел в лесополосе, через которую часто ходят местные жители. Через пару дней после похорон Инне позвонили из банка.

- Ссуду мне выплачивать еще год — по 500 гривен в месяц, — вздыхает вдова, рассказывая о том, что поручителями Григория в банке, где он одолжил 10 тысяч гривен(!), выступили два его приятеля.  — Я спросила одного из них: «Зачем ты за него поручался? Ведь знал, что он игроман». Тот ответил, что, мол, Гриша убедил его, якобы хочет купить квартиру для детей. Этих денег я в глаза не видела, но, как законная жена, выплачиваю долг.

По информации правоохранителей, отдельной статистики преступлений, совершенных на почве игровой зависимости, нет. Однако милиционеры не без оснований утверждают, что число преступлений, совершенных игроманами, растет. Они убивают администраторов игорных залов и крушат автоматы, чтобы вернуть проигранные деньги, убивают своих родственников и знакомых, чтобы раздобыть деньги на игру.

Весной нынешнего года за убийство пенсионерки был арестован 38-летний мастер-плиточник. Рабочий обиделся на бабушку за ее справедливые нарекания по поводу медленных темпов работы. Пожилая женщина сообщила, что отказывается от его услуг, а плиточник жестоко расправился с пенсионеркой. В квартире, где находилось тело убитой женщины, он провел восемь часов(!) в поисках обещанной ему тысячи гривен. Убийца нашел сбережения своей жертвы — 20 тысяч гривен. Уходя, он поджег квартиру и тут же отправился в… зал игровых автоматов, где просидел около полутора суток, оставив там все украденные деньги. На допросе убийца признался, что 20 лет страдает игроманией, на этой почве разошелся с женой и, по его подсчетам, проиграл уже два «мерседеса»…

Корреспонденту «ФАКТОВ» удалось найти в Донецкой области учреждение, где кодируют от игромании.

- Мы помогли избавиться от зависимости десяткам игроманов и могли бы помочь еще сотням, — рассказал главный психотерапевт Донецкой области, директор областного медико-психологического центра Михаил Беро.  — У нас в центре есть кабинет кризисных состояний, в котором ведут прием врачи, прошедшие специальную подготовку в Киеве, в отделе пограничной психиатрии клиники Украинского НИИ социальной и судебной психиатрии. У нас нет чудодейственных таблеток, которые в одночасье избавили бы человека от игромании. Однако мы предоставляем комплексное медико-психологическое кодирование. Если у человека на почве патологической страсти развилось психосоматическое расстройство, стремление к самоубийству, как, например, у горняка, о котором идет речь, то врач может порекомендовать и стационарное лечение. Ведь психологическая зависимость от игры во многих странах (например, в Испании) давно признана болезнью. Неудивительно, что избавиться от нее сложно. Поэтому игроману следует обращаться не к шарлатану, кодирующему по фотографии, а к квалифицированному врачу-психотерапевту.

P. S. Из этических соображений имена героев статьи изменены.