Украина

Праздник с освящением воды, оберегов-«маковийчиков» и меда: народные традиции Первого Спаса

15:20 — 13 августа 2022 eye 9597

В конце лета в церковном календаре христиан есть три Спаса. 14 августа верующие празднуют Первый Спас (Маковия) и чествуют Животворящий Крест Господень, Образ Спасителя и иконы Владимирской Божией Матери. Издавна на Маковия справляют праздник урожая, а в храмах освящают воду, цветы и мак, кое-где — свежий мед. Праздник приходится на первый день Успенского поста. Он продлится с 14 по 27 августа и посвящен Пресвятой Богородице и ее Успению. В эти дни нельзя есть мясные, молочные продукты, яйца и алкоголь. 19 августа отмечают Второй Спас, а Третий наступает 29 августа.

С традициями Первого Спаса читателей «ФАКТОВ» знакомит Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).

«Повсюду по Украине на Маковия освящали воду»

- Маковий празднуют всегда 14 августа по новому стилю, — уточняет Елена Громова. — Есть несколько народных названий по праздникам — Маковия, Маковея, Макотруса, Первый спас или Спас на воде, Мокрый спас, реже — Медовый, а слово Спас (в честь Спасителя) идет от «Спаситель» — Иисус, Бог, Сын, и так именовали этот лик, отображенный на иконе «Спас нерукотворный». В церковном календаре Маковия называется День семи Святых Мучеников Маковеев, их матери Соломонии и учителя Елеазара.

Праздник пришел к нам из Византии (не позднее IX в.) и заключался в перенесении из императорского дворца в храм Софии сохранившейся части креста Господня. В западных регионах Украины Спас называли Первым и его не столь торжественно отмечали, как в других местах. Но повсюду по Украине на Маковия освящали воду (отсюда название — Спас на воде).

По легенде, когда Константинополь страдал эпидемией, которая случилась из-за воды, частичка деревянного Животворящего Креста помогла людям. В течение двух недель эту святыню носили по Константинополю для «отвращения болезней» и очищения города от злых духов, которые могли повлечь за собой ужасные эпидемии (и до наших дней во время богослужения выносят крест на середину храма и поклоняются ему). С помощью фрагмента креста (на котором был распят Иисус) освятили водоемы в городе, и тогда же возникла традиция освящения воды на Спаса, чтобы стала чище и в жару шли дожди.

В Украине такой обычай превратился в крестные ходы к рекам, водоемам, озерам. В освященной воде купались, а также купали скот, чтобы не болел. По преданию, в этот день крестился и князь Владимир. До сих пор сохранилась традиция святить воду, поэтому в церковь и сейчас несут баночки с чистой водой. Эту освященную воду считали целебной, сразу после службы воду нужно было попить, а затем хранить за иконами и постоянно использовать.

Как свидетельствуют историки, в Киеве в ХIХ ст. на Маковия горожане шли на Крещатик, где собирались у колодца святить воду. В праздник совершался обряд освящения колодца, чтобы там вода не переводилась. «Святая колодезная вода всегда дарит человеку силу, здоровье и воодушевление», — считали в народе, а еще с большим уважением говорили: «Нет голода, когда пьется вода». Этой водой мылись, пили ее, ею кропили сено, чтобы уберечь от мышей, а также брызгали пчел.

Возле колодца выставлялись столы, на которые выкладывали хлеб, соль и зажигали свечу, ставили кувшин с освященной водой, а для духов — «коливо» из пшеницы нового урожая. После церемонии считалось, что в окропленном святой водой колодце была такая же вода, которую набирали в емкости.

«Растения на Маковия становятся магическими»

- Праздник объединил христианские легенды и народные украинские традиции, по которым в стране очень чтили мак, — продолжает Елена Громова. — Лишь в последние десятилетия по известным причинам на это растение началось гонение. А раньше мак сеяли обязательно на огороде, не только любовались его цветом (в народе так и говорили: «Этот мир как маков цвет»), но и приписывали еще защитные свойства. Например, сухие цветки (после освящения их хранили по образам вместе с головками мака), девушки вплетали в косы на Благовещение (7 апреля), чтобы волосы не выпадали. А мак-ведун знахари использовали как средство против волшебства (осыпали им дом, конюшни со скотом и т. п.). В народе считали, что растения на праздник становились магическими, поэтому мамы плели венчики-обереги для своих детей из чабреца, льна, календулы, приговаривая: «Расти, лен, выше, по колено, чтобы ни у кого из нас голова не болела. Белись бело, чтобы платками твоими нашей (имя дочери) свадебную голову покрыло». После освящения букета с ним нужно пройтись по всему дому — этот обряд вселял надежду на урожайный и богатый следующий год. Затем «маковийчки» клали по образам и хранили до следующего Маковия. Зимой же сушеницей украшали свадебное деревце. Верили, что освященные лекарственные травы помогут побороть болезни, а освященными маковками украшали дом. Весной этот мак обязательно высевали в огороде. Издавна считалось, что если забыть освятить цветы, то хозяйство круглый год не будет цвести.

Наши предки верили, что обереги защищают от злых сил, отгоняют беду и сглаз — отталкивают невзгоды, поэтому специально подбирали растительные букеты, чтобы они защищали семью от беды и бедствия весь следующий год.

Какое значение имеют травы и цветы в «маковийчиках»

- Со времен язычества эта традиция несколько изменилась, — уточняет этнограф. — В христианскую эпоху обереги стали святить в храмах. После службы люди становились вокруг церкви, и священник совершал обряд освящения воды и букетиков. В букеты, которые выплетали на Маковия (назывались «маковийским цветком» или «маковийчиками»), обязательно вставляли целые маковки, которые придавали силы этим оберегам — тогда «в доме все процветало и плодилось, пусть будет столько животных, как зерен». Мака могло быть по три головки, а там, где соблюдались древние обычаи, — и семь (по количеству павших за веру мучеников).

К оберегам некоторые добавляли несколько стеблей конопли или льна (бывало, что головки мака вязали в отдельный букет). Преимущественно в букеты включали огородные растения, добавляя также лекарственные лесные и полевые: чабрец, бархатцы, васильки, кудрявцы, ласточки, настурции, календулы, полевые сокирки (живокость), астры, барвинок, полынь, руту-мяту, любисток, луговую материнку, душистую полынь, а еще в эту «компанию» попадали колосья пшеницы, небольшие подсолнечники, и все это обвязывалось красной лентой. Могли завернуть букетик в праздничное полотенце и так несли святить, а дома — под образа.

Каждое растение, входившее в состав букета, имело определенное значение: например, рута-мята — от всякой напасти и должна была добавлять здоровье, ласковцы — на ласку, согласие и искренность в семье, кудрявцы — чтобы парней из вьющимися кудрями любили девушки, душица — для плодовитости животных, пчел, а подсолнечник олицетворял небесное светило и считалось, что он приносил милосердие людям, животным и растениям.

В древности букет могли украсить еще горохом, фасолью, укропом, небольшими початками кукурузы. В некоторых регионах Украины «маковийчик» еще называли «каковейка». Освященный «маковийчик» родители могли вручать молодой девушке с пожеланиями быть красивой, богатой, «чтобы парни любили, как любят люди цветы». Букеты подвешивали в доме, лекарственные растения использовали при необходимости, клали в купель ребенку, для пожилых людей делали маковое снотворное варево, а для детей — полотняную «ляльку» — соску-сосушку с растертым маком.

Традиции празднования самого почитаемого дня лета

- Спас как праздник в основном принадлежал детям и девушкам, — говорит Елена Громова. — Это возможность собраться группами, заранее наплести веночки, яркие «маковийчики», вплетать в волосы цветы, ленты, надеть яркие бусы. Также молодежь ходила в лес за снадобьями, позволяла себе шутливые забавы («кот и мышь», «гуси и волк», «король» и другие). Хотя массово развлекаться церковь не рекомендовала, все же молодежь акапельно пела спасовские песни.

Как приходилось слышать от старожилов, на Маковия в храмы, где проводилось богослужение, люди шли празднично одетые (одежда хоть и не новая, но должна быть чистая) с корзинами или охапками трав и цветов, а также с букетами-оберегами «маковийчиками», составленными из разнотравья. Среди украинцев праздник Маковия (Маковея) считался самым почитаемым днем лета. И верующие несли в церковь столько цветов, что улицы словно покрывались ярким ковром и не было видно даже человеческих голов — только двигались разноцветные живые потоки из ярких ароматных растений…

Что готовили на Маковия, в первый день Успенского поста

С 14 по 27 августа наступает одно из четырех многодневных воздержаний — Успенский пост (его даже сравнивают с Великим), посвященный Пресвятой Богородице и ее Успению (28 августа верующие будут праздновать Успение Пресвятой Богородицы). Пост называют «Спасівка-ласівка», потому что в этот период проходят три Спаса: на воде, яблочный (19 августа) и ореховый (29 августа). В дни поста не проводятся венчания. Самое важное в это время телесное и духовное воздержание. В эти две недели не употребляют мясные, молочные продукты, яйца и алкоголь, можно есть преимущественно фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед, а также хлеб. Успенский пост относится к категории суровых, поэтому даже к праздничному столу 14 августа приходилось готовить еду без масла. В этом году Маковий приходится на воскресенье, поэтому можно употреблять горячие блюда, добавляя масло в каши и легкие супы.

Традиционным блюдом на Первый Спас были «шулики» — лепешки из постного теста (на соде), которые мелко ломались и заливались медовой сытой (мед с водой и маковой затиркой). Мак терли до белого сока — «макового молочка». На праздник к столу готовили постный борщ с грибами, пекли хлебы, но королем стола был мак. В Центральной Украине хозяйки добавляли его в разные изделия: в маковники на дрожжевом тесте (рулеты), штрудели, галушки с медом, кныши, вареники, пироги, коржи, баранки, калачи — каких только блюд из постного теста не готовили…

На Маковия уже собирали мед (качали его в тишине, чтобы пчел не тревожить и не испортить сладкого продукта). В этот день иногда (особенно в южных регионах, где все созревало раньше) в храмах могли освящать мед нового урожая, угощая им детей и бедных. Благодаря этой давней традиции праздник получил еще одно название — «Медовый Спас». Но, как утверждают исследователи, массово освящали продукцию пчеловодства именно на Яблочный Спас, который отмечают 19 августа. Кое-где мед несли в церковь на оба Спаса. Поэтому название «Медовый спас» может быть универсальным для обоих праздников.

Народные приметы и запреты на Маковия

В народе считали, что желание, загаданное с первой ложкой освященного меда, сбывается. Если в этот день пойдет мелкий, как мачинка дождь, то следующий год ожидается урожайным. Говорили: «На Маковия лето заканчивается, осень начинается», «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и ведро, и разная погода», «После Первого спаса в воду не заходят», «Дождь на Маковия — мало пожаров бывает», «На Первый спас и нищий медку попробует». В народе уже заметили, что после Первого Спаса может наступить частичное похолодание. Поэтому говорили: «Пришел Спас — ушло лето от нас», а после Второго — «Пришел Спас, готовь перчатки впрок».

На праздник Маковия во многих деревнях устанавливали на каждой улице (на углу) в определенном месте высокие праздничные вехи — ивовые или просто столбы, украшали их разнообразными растениями, а сверху ставили тыкву, вырезая в ней глаза, нос, рот (как будто на Хэллоуин), и вставляли внутри свечу. Как темнело, то тыква светилась на вершине украшенного столба. Здесь и проходило празднование — с пением, плясками, весельем.


Нельзя было на Маковия заниматься уборкой, шить, стирать, копать, строить, запрещалось ссориться и выяснять отношения, нельзя никому желать зла (чтобы не вернулось назад сторицей). Действовали запреты на труд не только в доме, но и на огороде. До Спаса последний раз за год купали скот, чтобы не заболел. А с 15 августа не купались в озерах и водоемах, чтобы не потерять здоровье и не утонуть.

В тексте использованы материалы из этноэкспедиций Елены Громовой по регионам Украины в период 2000—2020 годов.

Напомним, что через неделю после Маковия христиане празднуют Преображение Господне или Второй или Яблочный Спас (19 августа).