Через несколько дней после Первого Спаса, 19 августа в христианском календаре отмечен как важный праздник — Преображение Господне в честь события, когда на горе Фавор ученики увидели в божественном свете Иисуса Христа (хотя он уже знал обо всем, что впоследствии с ним произойдет).
На праздник, как водится, верующие идут в храмы посетить праздничную литургию, поставить свечи за здоровье, освятить овощи и фрукты, в том числе и яблоки. Поэтому у праздника есть еще названия — Яблочный спас, или Второй спас, или Спас на горе.
Какие традиции принято соблюдать на Яблочный Спас и чего нельзя делать в период поста, «ФАКТАМ» рассказала Елена Громова, этнограф, заведующая научным отделом выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
- 19 августа христиане почитают день, когда в Галилее на горе Фавор после молитвы апостолы Петр, Иаков и Иоанн увидели удивительное Преображение Господа, — это был момент истины, и ученикам открылась Его божественная природа и сила как Сына Божьего, — отмечает Елена Громова. — Именно на горе Спаситель узнал, что умрет на кресте, а затем воскреснет. И вид Иисуса изменился — он просиял на солнце, одежда побелела, а рядом возникли пророки Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом о последних днях Его земной жизни. Событие произошло перед Пасхой, однако церковь установила праздник летом, использовав и заменив славянский языческий праздник урожая Яблочным спасом. И появился обычай освящать дары природы в церкви. С IV века Яблочный спас является одним из 12 величайших церковных праздников, а на горе Фавор открыли храм, прославляющий Преображение Господне.
В этот день святят колосья ржи-пшеницы — в благодарность Богу. Праздник Преображения избран для благословения плодов, потому что в Иерусалиме именно в ту пору созревал виноград и его освящали. И церковь утверждает, что все — от человека до растения — посвящено Богу-Творцу.
В этот день в корзину для освящения обязательно клали яблоки (отсюда и народное название праздника) и мед. Спас также называют и Медовым, поскольку обычно пчеловоды именно к 19 августа массово собирали созревший мед. Им угощали соседей, кумовьев, приятелей, немощных, сирот «на добро и на пропитание» и чтобы у каждого было, что освящать. Кстати, пчеловоды на Полесье считали своими защитниками святых Илию, Николая и Пантелеймона, а также, нарезая соты для посвящения, молились перед иконами покровителям пчеловодства Зосиме и Савватию.
Преображение Господне всегда приходится на Успенский пост (14−27 августа). действуют некоторые ограничения. Нельзя употреблять молочные, мясные, яичные блюда (из разрешенных выделяют грибы, крупы, овощи, фрукты, мед, орехи, хлеб). Также следует воздержаться от путешествий, не ездить далеко от дома. Сейчас рекомендуется уделять время молитве и послушанию, соблюдать как традиционные правила, так и правила военного времени. Период у нас сложный, но его нужно пережить.
В праздник запрещалось работать в огороде, ругаться, шить («Кто на Спаса шьет — до конца дней слезы льет»), вязать, даже убивать насекомых, ссориться, оскорблять других, конфликтовать, сплетничать, завидовать, обижаться, скучать (и допускать развлечения, песни-танцы). Следовало гнать плохие мысли и сдерживать негативные эмоции. Чтобы неудачи не преследовали семью в течение года, люди верили, что нужно было к празднику навести порядок в доме, а на праздник не приветствовалось желание работать, выполняя тяжелую работу.
- В разных регионах освящали на Второй спас все, что выросло в огороде и саду: кукурузу, огурцы, помидоры, персики, сливы, груши, — рассказывает Елена Громова. — В это время принято употреблять плоды нового урожая, особое место среди которых занимают освященные яблоки — их нужно отведать раньше других продуктов. В старину в Яблочный спас старались не есть яблок, потому что это может навлечь беду (особенно запрет был важным для женщин, потерявших детей).
Чего только не было в спасовской корзине: фрукты, овощи, колосья, цветы и целебные растения
Вместо этого хозяйки обязательно готовили еду из освященных продуктов. В этот период практиковали более постное меню: лепили вареники с яблочной начинкой и поливали медом, обычно делали яблочные клецки, варили грушевый или сливовый кисель, готовили яблочный пирог, лепешки с медом и маком, ели яблоки-груши. С яблоками пекли пироги, пирожки, бабки
К примеру, постный яблочный пирог можно приготовить очень просто.
Ингредиенты:
мука — 1 стакан (250 мл),
сахар — 1 ст.,
манка — 1 ст.
разрыхлитель — 1 ч. л. с горкой,
яблоки — 6 шт.,
вода — 200 мл,
подсолнечное масло — 30 мл.
Следует смешать сухие компоненты и разделить на четыре порции. Яблоки потереть на свекольной терке и разделить на три части. В форму (бумагу смазать маслом) высыпать первую порцию сухой смеси, разровнять и выложить на нее часть яблок и так делать дальше, чередуя влажные и сухие слои. Последним должен быть сухой. Его смазать жидкостью (200 мл воды и 30 мл растительного масла без запаха), а чтобы она прошла в пирог, его несколько раз проткнуть вилкой. Выпекать в духовке 40−45 минут при температуре 180 градусов.
Не постились старые люди, дети, больные. В некоторых спасовских блюдах, как свидетельствуют старинные рецепты, есть и непостные ингредиенты. Разрешалось при необходимости отступить от поста и съесть немного рыбы на Спас. За столом могли выпить и яблочное или виноградное вино, наливочки (хранившиеся до праздников), приговаривая: «Дай, Боже, чтобы и на тот год уродило» (чествовали овощи и садовые дары). Со стороны церкви могло быть ослабление в день праздника, как и на Вербное воскресенье или на Благовещение. Кое-где в связи с большим праздником использовали скоромные продукты. По этому поводу привожу рецепт с такими составляющими.
Яблочная бабка:
Ингредиенты
500 г яблок
½ стакана сметаны
3 яйца
6−10 ст. ложек сахара (по вкусу)
7−5 столовых ложек муки
1 ч. ложку молотой корицы.
Сахар растереть с яичными желтками и сметаной, добавлять муку, половину яблок потереть на терке, а другую нарезать мелкими кубиками и посыпать корицей. Смешать все со взбитыми белками. Поместить смесь в смазанную маслом и посыпанную мукой форму. На медленном огне выпекать в духовке около часа. На стол подавать бабку горячей.
- На Яблочный спас в храме освящали еду, которую готовила хозяйка, также несли и косицы из колосьев, обжиночные венки, спасовскую свечу, еще могли и воду приносить, — продолжает Елена Громова. — После освящения продукты (пирожки, фрукты) раздавали детям, родственникам, близким, встречным на улице, старцам, потому что считалось, что они получают целебную силу. Угощая яблоком, приказывали: «Здоровому телу — здоровый дух!». Как на Маковия создавали обереги-букеты (иногда со свечой), так и на Яблочный спас тоже брали святить лекарственные травы — базилик, бархатцы. Освященные цветы бархатцев могли бросать в воду для купания малышей, а еще использовать для заваривания чая.
Как уже говорила, в церкви несли освящать плоды и разные растения, колосья пшеницы и ржи, а еще спасовские свечи. Их заготавливали на весь год и именно это делалось из воска в теплое время. Еще накануне Спаса семья принималась делать свечи, чтобы традиционно подготовить их к церкви, ибо «Богу угодна свеча, сделанная своими руками». У каждого в семье была своя важная задача: хозяин делал свечи стретенские, страстные, пасхальные, на Свят-вечер, на Крещение, поминальные для покойника, вдовам в церковь, бедным, сиротам; хозяйка специализировалась на родильных свечах (применяли при родах), для крестин и свадеб, для семьи. Детей тоже вовлекали в этот процесс. На Яблочный спас торжественно изготовлялась высокая свеча-«троица», которая состояла из трех свечей (произведение символизировало Бога Отца, Сына и Святого Духа). Ее украшали цветами душицы, бархатцев, тысячелистника, канупером и хранили после праздника под образами, используя при необходимости — от бед и напастей. При изготовлении свечей громко не разговаривали, могли петь, пытаясь создать положительную атмосферу. Часто наши предки еще и формулировали установки, обращаясь к силам природы: «Пресвятая плодородная земле наша, нивы, сады, огороды, дай вам, Боже, светлое солнце для урожая»… «Леса, воды, воздуха, души праведные (речь идет о пчелах), пусть всем дается добро, будет пожиток»… На праздник «троицу» зажигали еще в церкви и несли домой. С ней хозяин сначала обходил хозяйство (пчел, сад), а потом уже направлялся в дом.
Обычно со Спасами крестьяне докашивали нивы и завершался процесс праздником обжинков. Хозяйки готовили большой обед, а жнецы собирались, пели: «Мы пойдем ужинать во богатый двор, а во богатом дворе и хлеба столы, и хлеба, и соли — всего довольно». Из последнего зерна сплетали обжиночный венок (его, как и колосья, носили святить на Второй спас и размещали посреди праздничного стола), украшая калиной и васильками. Небольшой сноп, сплетенный из пучков пшеницы, оставляли во дворе.
На Спас нужно было выпекать первую хлебину нового урожая, ставить в углу первый сноп и вязать с части нескошенного поля «спасову бороду» (оставляли небольшие несжатые кучки зерновых для животных и птиц). Могли нескошенные растения скрутить и торжественно завязать лентой. Это было нечто вроде жертвоприношения за полученный урожай. Обряд имеет также название «велесовой» или «дедушкиной бороды». А часто народные мастера из таких зерновых специально изготовляли «бороду» для дома — на достаток и благополучие. После Яблочного Спаса начинали пахать нивы, принято было освященной водой окроплять землю, подготовленную уже под озимые.
- Как на некоторые праздники (на Страстный четверг, Зеленые Праздники), так и на Яблочный спас уделяли внимание поминальному ритуалу, когда поминали умерших родственников, — отмечает Елена Громова. — После праздничной церковной службы крестьяне на могилки приносили фрукты и просили священника править панихиду. Бедным раздавали в память души пироги возле церкви, а в западных регионах выпекали для этого большие красивые птички-голуби. В народе верят, что предки способствовали созреванию плодов, охраняли поля, сады и огороды. Им торжественно зажигали спасовские свечи из нового воска, крошили хлеб, выливали медовый напиток.
По народным приметам, с наступлением Яблочного (а тем более Третьего спаса, приходящего 29 августа) замечали определенные превращения в природе, поворот к осени — ночи и утра становятся все холоднее. Потому и говорили: «Пришел Спас — ушло лето от нас», «Пришел Спас, держи перчатки впрок!», «Минул Спас — держи кожух впрок», «Святой Спас приготовил всего впрок: и дождь, и ветер, и холод и тепло». На протяжении десятилетий появлялись некоторые народные приметы: «В Спасовку на деревьях желтеют листья — к ранней осени», «Как на Спаса без дождя, то будет сухая осень», «В Спасовку большие ветры — зима будет с вьюгами и лютыми морозами», «До Спасовки пчела работает на пана, а после Спасовки — на себя», «На Спаса идет дождь — в январе следующего года будет снежить, если жарко — январь морозный», «Уродило много „антоновки“ — в следующем году уродит хлеб», «Когда придет Спас, то комарам рвется бас, когда придет Пречистая, отнимет их нечистая».
Ранее мы рассказывали о церковных праздниках в августе.
В тексте использованы материалы из полевых тетрадей Елены Громовой, собранные в командировках за период 2000—2020 гг.