Происшествия

Воздушный гимнаст дмитрий григоров: «на моих глазах разбилась партнерша. А через девять месяцев с 13-метровой высоты упал я… »

0:00 — 27 октября 2007 eye 1302

Сегодня знаменитый украинский циркач, полностью восстановившийся после тяжелой травмы, выступит в шоу «Золотая Лилия» со своим уникальным номером

Профессиональная цирковая карьера луганчанина Дмитрия Григорова началась, когда он был еще 15-летним подростком. Через 5 лет, в 1996 году, во время утреннего представления в Киевском цирке гимнаст сорвался с 13-метровой высоты… Почти год он был прикован к постели, еще два года ушло на восстановление. Теперь наш земляк — один из самых востребованных артистов в мире. Григоров выступает во многих странах в самых престижных цирковых шоу. А сегодня впервые покажет на киевском шоу «Золотая Лилия» свой (запатентованный!) номер «Полет страсти», который исполняет без страховки.

«За семиминутное выступление на крупном гала-концерте в Европе зарабатываем от 3 до 5 тысяч долларов»

На беседу с «ФАКТАМИ» Дмитрий Григоров пришел после репетиции вместе со своей партнершей Олесей Шульгой. Миниатюрная гимнастка — родная сестра его супруги Аллы. Семейное трио работает в цирковом бизнесе уже четвертый год: Дима и Олеся демонстрируют в воздухе номер на брезентовых ремнях, а Алла внизу, на арене, помогает им.

Два года Дмитрий и Олеся отработали в самом знаменитом в мире цирке — «Cirque du Soleil». А недавно они подписали четырехмесячный контракт с известным немецким «Dinner show».

- Вчера ночью прилетели из Германии, — говорит Дмитрий Григоров.  — Покажем свой номер на «Золотой Лилии» и уже на следующий день летим обратно. Будем выступать в берлинском ресторане-варьете «Палаццо». В программе «Dinner show» есть даже свой хор, состоящий из двадцати человек. Они же и официанты: разносят блюда. Так задумано. Но нас от этой роли, слава Богу, избавили.

- Не смущает, что люди во время вашего выступления будут жевать?

- Бывают, конечно, беспардонные зители. Но во время нашего номера никто не ест. Может, потому что я сам во время трюка держу в зубах партнершу, и у зрителей, наверное, челюсти сводит от страха (смеется).

- Как оплачивается работа в таких шоу?

- В Берлине мы будем получать гонорар в евро. Скажу только, что это трехзначная цифра за каждое представление. Рабочие дни — со вторника по воскресенье, а в пятницу и субботу может быть по два спектакля.

Больше 1000 долларов можно заработать за участие в гала-концерте или корпоративной вечеринке. Мы, например, работали в Германии на вечеринке, посвященной 300-летию фирмы по производству бумаги. Еще выступали на гала-концерте в Вене после завершения турнира по теннису. За участие в таких мероприятиях за семь минут выступления можно получить от 3 до 5 тысяч долларов.

- Мы очень благодарны Лиле Подкопаевой за приглашение выступить перед украинской публикой, — присоединяется к нашему разговору Олеся Шульга.  — Мы с ней уже давно знакомы, выступали за сборную Украины по спортивной гимнастике. В Конче-Заспе тренировались вместе, даже в одной комнате жили. Помню, я Лиле косички по утрам заплетала… Она давно хотела пригласить нас в Киев, но мы не могли приехать из-за нашего плотного графика в «Cirque du Soleil».

«Мы целый год работали в канадском шоу вместе с чемпионкой мира по художественной гимнастике Тамарой Ерофеевой»

- Расскажите о номере, который вы впервые покажете на «Золотой Лилии».

- В цирке я работаю уже 15 лет, и мои нынешние трюки создавались на основе предыдущих номеров, — поясняет Дмитрий Григоров.  — Три с половиной года назад у меня появилась идея дуэта на ремнях. «Почему бы, — подумал, — не исполнить на высоте семи метров акробатический этюд с партнершей?» Причем без страховки — для большего эффекта. Мини-спектакль длится семь минут и включает семь трюков. Это как бы любовная история, роман между мужчиной и женщиной. Мы танцуем, поднимаемся-опускаемся…

Музыку написал канадский композитор, работающий с «Cirque du Soleil». Не за бесплатно, конечно. Он нам очень симпатизировал и хотел написать музыку специально для нас. Так что по «большой любви» музыка обошлась нам в пять тысяч долларов. Хореографию поставила знаменитая в прошлом танцовщица Дебби Браун, которая работала в свое время с Мадонной, Принцем.

Ну какие еще вложения?.. Лебедка — около трех тысяч долларов, мотор — три тысячи. Мы отработали пару гала-концертов и окупили все затраты на создание номера.

С «Полетом страсти» побывали в Канаде, Австралии, Сингапуре, Новой Зеландии, Гонконге, Америке, Бельгии, Австрии, Германии.

- Работать с сольным номером в канадском цирковом шоу — мечта любого артиста, — дополняет рассказ своего партнера Олеся.  — В «Cirque du Soleil» работают много чемпионов мира в разных видах спорта. Это самое дорогое шоу в мире. Почти 100 миллионов долларов тратится только на подготовку программы. В Монреале есть база, где спортсмены проходят подготовку, а потом их распределяют в шоу. Четыре шоу проходят в Лас-Вегасе, два — в Орландо. Приблизительно по 50-60 артистов в каждом шоу. И шесть шоу, с которыми ездят по разным странам. В одном из таких шоу я и участвовала. Начали с Европы. Потом Америка, Австралия… В Японию меня уже с сестрой Аллой пригласили. Мы с ней работали целый год. Потом и Дима приехал.

Кстати, мы целый год работали вместе с абсолютной чемпионкой мира по художественной гимнастике Тамарой Ерофеевой. Она сейчас выступает в Лас-Вегасе. У нее очень эффектный номер с хула-хупами. В Америке у Тамары есть бойфренд, он тоже из цирка.

- Дима, а вы помните, как впервые попали в цирк?

- Ой, мне тогда было лет пять, наверное. В Луганске гастролировал московский цирк. Олег Попов еще показывал репризу с сосисками. Клоун дул в дудочку, а сосиска, как змея, «выползала» из корзинки.

Лет в 15 я познакомился с одной девочкой из цирковой семьи. Она предложила сделать совместный номер. А я с детства был гибким, подвижным. Так вот, показали мы этот номер в киевском «Цирке на сцене», и… нас сразу взяли на работу. И пошло-поехало…

- Перед бедой, которая с вами случилась, не было каких-то предчувствий, беспокойства, страха?

- Мне, вообще-то, всегда не нравилось, даже настораживало как-то, что в моем номере использовались металлические детали, которые вытачивались на заводе. Это же металл, он же не скажет, что сегодня устал и может лопнуть. Правда, пострадал я не из-за куска железа…

1 мая 1996 года я отпраздновал свое 20-летие, а разбился 10-го на утреннем представлении (в 11 часов) в Киевском цирке. Шли детские каникулы, мы давали по три спектакля в день. Наш номер с партнершей был первым. Полный зал детишек. Отработали номер, как всегда, без страховки. А в конце я… рухнул, как мешок.

- В цирке часто такие трагедии бывают?

- Да сколько угодно было случаев, когда циркачи разбивались насмерть! Помните известную советскую клоунессу Ириску? Разбилась в Гомеле… Был еще один случай. Отец и сын, воздушные гимнасты, давали заключительный спектакль в Кишиневе. Пришли все их родственники, в первом ряду сидят. Артисты должны были подлетать друг к другу на двух канатах. А тот, кто должен был зафиксировать канат, в это мгновение с кем-то заговорил. Отвлекся, одним словом. И вместо страховочной петли… Отец и сын взлетают, а трос уходит. Так и упали на глазах у родственников — жены и матери. Отец разбился насмерть, а сын умер в реанимации через три дня…

- На твоих глазах такое тоже случалось?

- На моих глазах партнерша падала. Лейлой ее звали. С этой девушкой я начинал работать в цирке. Мы выступали в Польше. Лейла сорвалась с шестиметровой высоты, а я остался наверху. Вижу, партнерша лежит без сознания на ковре, кровь хлещет изо рта, носа, ушей. Я в панике! Быстро слез с лестницы. Кричу ей: «Дыши, дыши!» Ее унесли за кулисы. Слава Богу, выжила. Через полтора месяца мы уже снова работали.

«После операции лежал в одной палате с бомжами, алкоголиками и бандитами с огнестрельными ранами»

- Вы работаете без страховочного троса. Может быть, пользуетесь какой-нибудь энергетической защитой?

- Стараюсь себя максимально настроить, чтобы был самоконтроль. Все, вплоть до мелочей, надо контроливать. С женщинами это, конечно, тяжело. То Олеся после душа кремом ноги намажет, а я потом беру ее за ногу, нога потеет, скользит… Я ругаюсь в воздухе: «Блин, да зачем же ты ноги опять побрила!»

- Да это ведь только на репетиции, — смеется Олеся.

- Я так понял, что все травмы случаются, когда в один момент происходит множество движений, они накладываются друг на друга, — замечает Дмитрий.  — Это я уже потом, после падения в Киевском цирке, анализировал. Что получилось? Когда я уже съезжал по своему канату, то махнул ногами, а в этот момент ассистент дернул канат, и в это же мгновение я дернулся. Такая вот волна совпадений…

Я получил осколочные переломы обеих рук, лодыжки. Пятка разломилась на куски… Меня схватили за руки за ноги, вопреки всем правилам безопасности несли, как мешок с г…, извиняюсь за выражение. Взяли под мышки и утащили, как алкаша. А, да! Еще партнерша подбежала и… за член меня потрогала. Зачем? Узнать, все ли в порядке. Ведь когда ломаешь позвоночник, то эрекция происходит. Откуда она это знала, ума не приложу! Все, наверное, подумали: «Нашли время сексом заниматься… »

- Простите за нескромность, у вас действительно с этим все в порядке?

- Тьфу-тьфу-тьфу, все в порядке, да. Бог миловал. Жена довольна. У нас сын подрастает. 10 ноября ему будет три годика.

Короче, отвезли меня в обычную больницу. Лежал в одной палате с бомжами, алкоголиками и бандитами с огнестрельными ранами. Мне собирались вправлять мои поломанные кости с осколочными переломами без наркоза. Врачи пошушукались и говорят: «300 долларов». Вот такая мне бригада попалась, пусть им икнется…

Сделали операцию. Лежал на вытяжке, потом аппарат Илизарова поставили. Кости, как шашлык на штыри были надеты. За полгода неподвижности все мышцы мои атрофировались. Похудел на 10 кг. Кожа да кости. У меня даже пролежни были…

Спустя год я понял, что меня неправильно «собрали». Я не мог разработать ноги-руки, осколки торчали под кожей. Боль страшная! Опять операции. Уже в Институте ортопедии. Вскрывали раны, зубилом ломали кости, кожу срезали. От пятки отламывали осколки и металлическим шурупом соединяли…

- И все же в цирк вы вернулись.

- А я ни на секунду и не сомневался, что вернусь на арену! Когда мне второй раз гипс накладывали, врач попросил потянуть носок ноги максимально на себя. «Зачем? — удивился я.  — Мне же надо в номере носочек красиво вытягивать». «Ты что, дурак? — поразился врач.  — Еще не известно, будешь ли ты ходить. А ты: «Цирк, цирк! Забудь!»