Ровно 30 лет назад на главной площади Киева состоялось открытие одного из самых больших памятников, когда-либо установленных в Украине Огромный монумент Октябрьской революции, который возвышался на теперешнем майдане Незалежности, пылится, разобранный на части, на задворках нескольких столичных культурных учреждений. «А ведь вполне мог стоять возле знаменитого Метрополитен-музея в Нью-Йорке, — говорит потомственный скульптор Николай Зноба, отец и дед которого были членами авторского коллектива, создавшего 30 лет назад монумент Октябрьской революции. — Американцы предложили продать им памятник в 1991 году, когда городские власти приняли решение демонтировать его как символ тоталитарного режима. Только на перевозку скульптур в США предполагалось истратить около миллиона долларов! Но кто-то из наших чиновников, вероятно, из руководства Киевского управления культуры, отказал». Вот что, кстати, говорится в справочнике музеев мира о Метрополитен-музее: «По многообразию коллекций и их качественному составу это самое значительное хранилище памятников изобразительного искусства на американском континенте. Его можно поставить в один ряд с Лувром и Эрмитажем». Почему монумент не продали в США? Действительно ли под ним существует тайный зал, где руководители Украинской ССР могли «согреться» после проведения парадов и демонстраций? Правда ли, что на главной площади Киева вначале установили гипсовые фигуры Ленина и восставшего народа в натуральную величину и только после этой «пристрелки» приступили к их изготовлению из гранита и бронзы? Какие гонорары причитались скульпторам и архитекторам за создание гигантской работы? На эти и другие интересные вопросы мы попросили ответить Михаила Криволапова, который был начальником управления изобразительного искусства Министерства культуры УССР и ответственным секретарем государственной комиссии по приемке монумента Октябрьской революции.
- Нужно было живьем увидеть, как огромный монумент впишется в ландшафт, будет ли гармонировать с ним, — рассказывает Михаил Криволапов. — И вот, представляете, сделали гипсового Ленина и фигуры восставшего народа в натуральную величину! Некоторое время они стояли на площади Октябрьской революции (ныне майдан Незалежности). Специалисты пришли к выводу, что композиция великовата. Поэтому уменьшенного Ленина сделали уже из фанеры, поставили на площади. Оказалось, новые габариты оптимальные. На них и остановились. Это было в начале 1970-х, когда я возглавлял управление Минкультуры УССР, отвечавшее за создание памятников. Ставили их тогда много, и это были хорошие работы. Посмотрите хотя бы по Киеву: памятники композитору Николаю Лысенко, автору «Енещди» Ивану Котляревскому, Лесе Украинке, футболистам киевского «Динамо» За две пятилетки моего руководства управлением в Украине установили более 600 скульптур.
Создавать монумент Октябрьской революции начали в первой половине 1960-х. Планировали открыть его к
50-летию Октября, в 1967 году. Но работы затянулись аж до 1977-го. Причин было много. В том числе изменения в проекте, внесенные лично лидером Советской Украины Петром Шелестом. Ознакомившись с эскизом, он возразил: «Почему это рядом с Лениным трое мужиков и ни одной женщины? Они что, в революции не участвовали?» Добавить еще одну фигуру, казалось бы, несложно. Но на самом деле это не так. Ведь когда персонажей возле вождя стало четверо, композиция визуально как бы распалась. Эта история затормозила работу на несколько лет.
Впрочем, важен результат. А он оказался похвальным. Помнится, приезжали к нам архитекторы и скульпторы из Голландии. Среди них — мастер, делавший скульптуры для королевского парка. Они не скрывали своего восторга, мол, монумент — это наглядное пособие, как гармонично вписывать в сложный городской рельеф и разнохарактерную застройку столь большие памятники. Архитекторы Николай Скибицкий и Алексей Малиновский (последний, кстати, один из авторов проекта Дома профсоюзов на Крещатике) выполнили свою работу на «отлично». То же следует сказать и о скульпторах Иване Знобе (он создавал образ Ленина. — Авт. ), его сыне Валентине и Василии Бородае (они работали над скульптурами восставшего народа. — Авт. ).
- Кстати, тогда хотели установить на крыше гостиницы «Украина» шпиль, ведь он был предусмотрен проектом здания, — добавляет мой собеседник. — Но этого так и не сделали. А жаль, со шпилем гостиница выглядела бы гораздо лучше. (Шпиль собирались установить и в ходе реконструкции майдана Незалежности, которую проводили в 2000-2002 годах. Но, увы, идея осталась лишь на бумаге. — Авт. )
- Бронза темнеет, — отвечает Михаил Криволапов. — Представляете, гигантская темная фигура возвышалась бы в центре Киева. Некрасиво Да и вообще, бронза считалась стратегическим материалом, за получением лимитов на нее приходилось обращаться аж в Москву!
Кстати, в те годы мне удалось получить лимит на 60 тонн бронзы для памятника «Казаки в дозоре», который решили установить на острове Хортица в Запорожье. По инициативе Петра Шелеста началось создание Музея украинского казачества. Задействовали археологов, подняли со дна Днепра казацкую чайку. О том, что в Украине занимаются таким музеем, сообщила радиостанция «Голос Америки». Отчет о передаче попал к главному идеологу СССР Михаилу Суслову. Что после этого началось! Людей снимали с должностей, делали выговоры Вместо Музея украинского казачества получился Музей индустриального Запорожья. Памятник «Казаки в дозоре» все же сделали, но маленький, непривлекательный. А ведь специально для него высоченный холм насыпали!
- Обидно, конечно, но давайте вернемся к теме монумента Октябрьской революции.
- Ленин из гранита символизировал незыблемость, мощь советской власти. Камень красноватого оттенка выбрали не только под цвет флага СССР, но и для того, чтобы сыграть на контрасте: фигура вождя была гораздо светлее, чем скульптуры восставшего народа. Камень привозили из Емельяновского карьера в Черкасской области. Там, кстати, трудились зэки. Гранитного Ленина изготовляли по частям, отдельными блоками, их соединяли уже при монтаже монумента.
- Говорят, блоки делали на территории Выдубицкого монастыря, где размещался Институт археологии Академии наук УССР.
- И там тоже, ведь специализированный художественный комбинат был перегружен: к столетию Ленина, которое отмечали в 1971 году, было решено заменить по всей Украине 1100 памятников Ильичу. Этот гигантский проект полностью выполнить не удалось, но работники комбината над ним вовсю трудились. Помню, территория была заставлена бронзовыми Лениными. Мы хотели, выбрав одну-две работы, растиражировать их для всей республики. Но оказалось, что идея не совсем удачная. Я это понял, когда открывали памятник вождю в одном из райцентров на Кировоградщине. Спрашиваю: «А что это за здание, на которое указывает рукой Владимир Ильич?» «Тюрьма», — отвечают. Вот и пришлось для каждого населенного пункта делать своего Ильича.
- Слышал, что под монументом Октябрьской революции находился тайный зал
- Я в нем не был, но из рассказов председателя госкомиссии по приемке монументов Александра Ляшко и его заместителя, бывшего тогда мэром Киева, Владимира Гусева знаю: такая комната есть. Появилась уже в ходе второй очереди работ на площади, когда перед монументом построили стеллобат и фонтаны.
Раньше после демонстраций и парадов руководители собирались в консерватории, чтобы «согреться». Когда же сделали подземную комнату, устраивались там. Ход в это помещение идет из консерватории.
- Не знаете ли, почему, когда американцы собирались в 1991 году купить разобранный монумент, чтобы установить его возле Метрополитен-музея, им отказали?
- Если не ошибаюсь, они давали мало денег. Несолидно было продавать за гроши, — говорит мой собеседник.
Николай Зноба, дед и отец которого создавали монумент, рассказал «ФАКТАМ», что перед демонтажом фигуру Ленина хотели разъединить с помощью взрывчатки. Намеревались взрывать на стыках между гранитными блоками. Скульптору Валентину Знобе пришлось давать консультацию, как демонтировать, не прибегая к этому. Он разыскал бригаду монтажников, собиравшую монумент. Ей и поручили работу.
- Правда ли, что обсуждалась возможность размещения монумента на нынешней Европейской площади и даже в Дарнице, на Ленинградской площади?
- Речь шла не об этой работе, а об арке Дружбы Народов. Мы даже на Оболони место присматривали, — отвечает Михаил Криволапов. — Но член авторского коллектива Валентин Иванов, занимавший пост главного архитектора Киева, настоял, чтобы арку поставили возле филармонии. Кстати, в этом году 25 лет открытия «Радуги», символизирующей дружбу украинского и русского народов. Время показало, что арка испортила пейзаж, и вообще, она должна была светиться, как радуга, но из-за каких-то технических сложностей идея осталась нереализованной.
- Какие гонорары причитались создателям монумента Октябрьской революции?
- За монумент сумм не помню. А вот за мемориальный комплекс «Музей Великой Отечественной войны» пяти скульпторам (все те, кто создавал монумент Октябрьской революции) заплатили около полумиллиона рублей. Это за многолетнюю работу. За каждый из видов работы — эскизы, так называемые переходные модели, фигуры в натуральную величину — платили отдельно. Больше всего за фигуры в натуральную величину.
А вот что напоследок сказал скульптор Николай Зноба: