Православные празднуют Светлое Христово Воскресение 16 апреля. Торжество издавна в народе связывали с весенним возрождением и чаяниями на хороший урожай. Так со временем сформировались определенные христианские традиции, которые фиксируют исследователи.
Как готовились к Пасхе наши предки, в какие приметы верили, как проводили Страстную неделю, какие обычаи соблюдали, а также о предпасхальных хозяйственных хлопотах и подготовке пасхальной корзины в Центральной Украине и на Гуцульщине «ФАКТАМ» рассказали в Национальном музее народной архитектуры и быта Украины (Пирогово).
— Воскресение Господне — один из самых величественных праздников, символизирующий воскресение Иисуса Христа после распятия на горе Голгофе и дающий веру в продолжение жизни, — говорит Лариса Полуянова, этнограф, научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово). — Многие христианские праздники привязаны именно к дате этого торжества. Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое наступает после дня весеннего равноденствия. Две системы верований сплелись вместе, поэтому еще с языческих времен название Пасха сохранилось как представление о весеннем обновлении мира, победе света над тьмой. В христианскую эпоху радостный праздник, основанный в честь Воскресения Иисуса Христа, назвали Светлым Воскресением Христовым. Название православной Пасхи происходит от иудейской Песах (в память о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта, и в память о выходе евреев из Египта).
Подготовка к важнейшему христианскому празднику начинается с Великого поста, который длится 40 дней. Вербное воскресенье наступает 9 апреля, а Пасха — 16 апреля. В Центральной Украине за неделю до Пасхи святили вербу (били веточками друг друга, приговаривая: «Не я б’ю, а верба б’є — вже недалечко червоне яєчко»), а возле церкви в этот день разворачивались ярмарки, где покупали макитры, пасковники, разную атрибутику.
Перед Пасхой люди проживали Страстную неделю, во время которой убирали, хозяйничали, готовясь к празднику: вычищали дом, стирали, выгребали мусор с огорода. Поэтому Страстную неделю называли Белой, Чистой. А четверг, пятница, суббота были особенно важны.
В Чистый четверг (называли его еще Великим, Светлым, Страстным днем весеннего очищения) до восхода солнца было принято умыться, еще в этот день стригли волосы (считалось, так быстрее отрастут) и мыли детей (в воду добавляли освященную вербу). А если в доме были больные люди, воду после них выливали на перекрестке дорог. Зная о таком поверье, здоровые люди старательно обходили лужи в этих местах (приговаривая: «Господи, перехресна дорога, дай, Боже, здоров’я в ручки, в ніжки і живіт трішки»), чтобы не вступить туда и не подхватить болезнь.
В четверг хозяева кололи кабанчика для приготовления мясных блюд на праздник, чтобы было чем разговеться. А хозяйки выгоняли всех из хаты, наряжались в чистую одежду и с молитвой, святой водой начинали хлопотать возле печи — печь паски. Раньше готовили обрядовый хлеб, в состав которого входил мед (сахара 300 лет назад еще не было, а когда появился, то его покупали только состоятельные люди). Сдобы готовили много, иногда в тесто добавляли до 100 желтков! Когда готовились паски, то не шумели, громко не разговаривали (даже на улице). Хозяйки пытались сделать изделия желтыми, ароматными, чтобы не треснули и не запали (иначе это был знак беды). «Як паска вдасться, таким і рік задасться», — говорили в народе. Главную паску ставили на южную сторону печи. Изделия украшали сердечками, вертушками, крестиками из теста (в старину не делали глазури, а смазывали выпечку яйцом, водой с медом). В центральных регионах также готовили творожную паску.
В печи хозяйки готовили и четверговую соль (ее освящали и ставили на пасхальный стол): комочек соли заворачивали в тряпку, которая обгорала в печи, а соль собирали и хранили (затем применяли при желудочных недугах).
— Из воска делались свечи (громничные, или страстные), которые вечером святили в храме, зажигали, а огонь несли домой и хранили до Пасхи, — продолжает Лариса Полуянова. - Со свечой обходили дом, хозяйственные помещения, скот, в доме на сволоке делали пламенем черные крестики (как защита от болезней и нечисти). Свеча служила оберегом от пожара, молнии, грома, попадания снаряда — в разных экстремальных ситуациях. Наши предки верили в помогающую силу страстной свечи (при родах, болезнях
В чистый четверг могли делать писанки (их заготавливали и заранее) из свежих яиц. Эти изделия не портились годами. И, кстати, писанки в сравнении с русскими традициями являются только нашим культурным достоянием. На писанках каждый знак имел смысл: ромб — символ земли, зерно — урожая, сосна, олень — на здоровье, колокольчик — намек на пополнение в семье. Орнаменты на писанках были растительными, зоологическими, геометрическими, бытовыми. Рисовали листики, кружочки, черточки, точечки, обводки, цветочки
В четверг пепел (им пользовались как мылом) после стирки прятали и использовали от лишая (у человека и животного).
В четверг на литургии вспоминали Тайный ужин, когда Спаситель совершил таинство Евхаристии. А вечером в церковь ходили на Страсти — богослужение и чтение 12 отрывков из Евангелия о последних земных часах жизни Христа.
— В пятницу не звонили колокола, а созывали на службу с помощью дощечки, по которой били болтушкой (в знак того, что Иисуса распинали на кресте), — продолжает Лариса Полуянова. — Обносили трижды Плащаницу (холст с изображением тела Спасителя во гробе) вокруг церкви и снова заносили святыню обратно. До этого момента нельзя было употреблять постную пищу. В день великой скорби соблюдали строгий пост. Однако среди верующих находились те, которые в последние дни перед Пасхой совсем отказывались от еды, даже не пили. А те, кто исцелился от недуга, давали Богу обет и строго его соблюдали, ожидая Пасхи.
В этот день нельзя было петь, играть на музыкальных инструментах, ругаться, громко разговаривать, считалось грехом работать, стирать, резать, колоть дрова — это был день скорби. Хозяйки только могли покормить скот и посадить капусту (день считался наиболее благоприятным для этого овоща). Также пекли поминальные паски (на гробки) и расписывали писанки для умерших. Еще сортировали писанки на подарки: с дубовым листом для парней, а с рыбкой и сердечком — для девушек.
Суббота, которую называли Тихой (ибо Господь пребывал в гробе и сошел в ад, чтобы освободить праведников). Для хозяек перед Пасхой наступал очень хлопотный день. Готовились блюда к праздничному столу, также приступали к окрашиванию яиц, используя луковую шелуху, бузину, корни яблонь, крапиву, орехи, сухие фиалки. Традиционно фон делали красным. Почему? По одной из легенд, когда Мария Магдалина (святая, которая присутствовала при распятии Христа и первой удостоилась явления воскресшего Иисуса) пришла к римскому императору Тиберию и, подарив ему яйцо, рассказала о воскресении Иисуса, то Тиберий ответил: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в подобное». И яйцо в тот же миг стало красным…
В этот день готовилась пасхальная корзина, куда входили: кулич (тело христовое, символ вечной жизни), яйца (символ новой жизни), сыр, масло (желание Божьей благодати), ветчина и колбаса (напоминание о жертвенности), хрен (корни веры в Воскресение Христа), четверговая соль как символ изобилия (а ритуально — символ связи между Богом и народом, ведь Христос назвал своих учеников «солью земли», которые разнесут известие о христианстве по миру). Это обязательный набор. Если класть вино, то только «Кагор». Еще иногда брали нож, которым нарезали блюда на пасхальном столе. Часть корзины отдавали на церковь немощным, сиротам, а дома оставляли тоже много пасок, чтобы было чем разговеться, угостить родственников, кумовьев, соседей.
Девушки, женщины надевали юбки, вышитые сорочки, корсетки, попередницы (вышитый фартук, которым брали хлеб святой, — не руками). Празднично одетые верующие вечером шли на службу, на всенощное бдение. Считалось, что нельзя спать в сакральную ночь, потому что нечисть приснится, а темная сила собирается именно под храмом. Пока шла всенощная, иногда на церковном дворе парни разжигали огни и так будто подсвечивали дорогу Христу, когда он должен был воскреснуть. Ну и у костров могли погреться верующие.
В хатах от Чистого четверга ночью поддерживали огонь — горела лампада или не гасла свеча. Когда священник объявлял: «Христос воскрес!» — начинали освящать корзины. Люди здоровались с родственниками, троекратно целовались, не осуждалось христосоваться даже с малознакомыми.
Читайте также: Страстная пятница: что категорически нельзя делать в этот день и о чем молиться
Фото Национального музея народной архитектуры и быта Украины (Пирогово)