Сообщество InformNapalm основано в марте 2014 года во время крымских событий. Волонтеры из двадцати стран проводят расследование, анализируют и тщательно проверяют массивы данных, собирают информацию из открытых источников, от инсайдеров с оккупированных территорий и хактивистов Ukrainian Cyber Alliance.
Результаты расследований InformNapalm неоднократно были представлены на заседаниях ПАСЕ, НАТО и ОБСЕ, их материалы использованы в исках Украины против россии в Европейском суде по правам человека, на них неоднократно ссылались исследовательский центр RAND, международная следственная группа, расследующая катастрофу рейса МН17, Институт исследовательского центра Вест-Пойнта (Военной академии США), британский Королевский объединенный институт оборонных исследований, исследователи Bellingcat
Команда InformNapalm идентифицирует российских военнослужащих, пленных или ликвидированных оккупантов, у которых не было при себе документов, собирает доказательства участия российских чиновников в войне, помогает идентифицировать вражескую технику, проводить геолокацию подразделений, развенчивает ложь кремлевских пропагандистов.
О деятельности InformNapalm «ФАКТЫ» поговорили с Михаилом Макаруком, спикером команды, который сейчас воюет на фронте.
— Михаил, несмотря на то, что многие обоснованно считают, что сейчас есть только один фронт — именно тот, где идут боевые действия, все равно очень важным элементом нашей борьбы с врагом является информационное противостояние, в котором активно участвует команда InformNapalm. Как изменилась ваша деятельность после масштабного вторжения?
— Начнем с азов, чтобы было понятно вашим читателям. Когда в феврале 2013 года начальник генерального штаба вооруженных сил российской федерации герасимов написал так называемую внешнеполитическую доктрину, 70% всех военных действий он перевел в информационную плоскость. Поэтому эта война называется нелинейной (некоторые называют ее гибридной).
С началом войны в Украине россияне активно использовали множество информационно-психологических операций на любые вкусы Вспомним постоянное «минирование» школ и других объектов, «метки» на крышах зданий в феврале-марте прошлого года и другие действия. Это были ИПСО для создания паники непосредственно в нашем тылу. Полагаю, что они использовали их максимально. Но ведь всегда обязательно приходят «ответки».
Однако от агрессивной тактики нападения, которую мы наблюдали сначала, россияне сейчас все больше переходят к защите. Почему? Здесь нужно отдать должное украинским журналистам, непосредственно фильтрующим информацию, и безупречной работе определенных служб Генерального штаба Вооруженных Сил Украины (не Министерства обороны!), который предоставляет людям краткую, мощную и четкую информацию, какой бы она ни была. Даже о Bayraktar, который мы недавно потеряли, нам рассказали честно. То есть не сделали, как всегда делают кацапы, а признали свою ошибку. Ибо не будет доверия к Вооруженным Силам — не будет и поддержки населения. Генштаб это отлично понимает. Поэтому надо выразить глубокое уважение Валерию Федоровичу Залужному и его подчиненным.
Читайте также: «На месте российских военачальников я ни в коем случае никакого результата их руководству не гарантировал», — Михаил Забродский
Второй момент. Россиянам после провала блицкрига следует отстраивать внутренний фронт. В большинстве своем информационная повестка связана, как и в начале войны, с созданием врага-украинца. Они хотят поделить нас на украинцев и бандеровцев. Кто такой украинец в их понимании? Это «младший брат, который ждет россиюшку». А бандеровец — это человек с проявлениями национализма, самостоятельности и тому подобное, которого надо презирать и уничтожать, о чем постоянно говорят их политики и пропагандисты.
Однако вторая повестка, которую они ввели, — это игра на российскую аудиторию. Прежде всего, героизация этих подонков, даже «вагнеровцев», чтобы показать, что кто-либо может послужить своей стране и стать ей нужным.
Расскажу две недавние истории. Убийца и насильник из Краснодарского края, который должен был отсидеть 18 лет в тюрьме, получил амнистию и ушел воевать. Недавно они с сообщниками убили молодую пару, обокрали их и сожгли машину. Но убивал не он. Он только рассказывал, что уже накопался земли, будучи на Донбассе. То есть сделал некий фидбек. А что он делает сейчас? Есть фото, как снова подписывает контракт с «Вагнером».
Вторая история. Чувак убил маму и беременную женщину, попал в тюрьму, там его завербовали в ЧВК «Вагнер». Погиб, его похоронили с почестями. Вся деревня в шоке.
Вот так они вербуют быдло, которое используют как пушечное мясо, но с какой-то героизацией. Кстати, с начала активной фазы войны мы очень тщательно изучали деятельность ЧВК «Вагнер» по всему миру, в частности в Сирии. Эти наработки сейчас реально помогают нам.
Следующий момент — это полная милитаризация общества, которая началась в 2014 году. Дети в садах танцуют в камуфляже, созданы какие-то непонятные женские батальоны, а мамки рассказывают, что готовы вместе со своими дочками обслуживать солдат во всех смыслах. Это же все звенья одной цепочки.
А еще постоянные рассказы, что «на Западе все плохо, потому и в россии плохо», «санкции не работают, потерпите, мы вам сделаем импортозамещение». Точно такими мантрами кормили общество во время распада Советского Союза. То есть товаров меньше, вы, холопы, потерпите, а мы, как жили, так и будем жить.
Читайте также: «Россияне еще даже не показали всего, на что реально способны», — Роман Костенко
Последний аспект — это откровенное перекручивание фактов. Недавно для поднятия градуса ненависти к украинцам российское телевидение выдало видео разрушенного ракетой дома в Умани за якобы обстрел Донецка со стороны ВСУ. Они показывали пустые полки магазинов только что освобожденного Херсона как кадры из киевских маркетов. А в сюжетах о лесных пожарах в Сибири комментировали, что это горят леса в Украине. Зимой постоянно рассказывали, что украинцы страдают без света и тепла из-за действий властей, а не из-за того, что рашисты обстреливают наши электростанции и котельные.
И при этом полное умалчивание любых проблем в россии. Например, ни слова о том, что их спасатели и силовики сейчас бегают по лесам Белгородской области, где ищут российские полутонные бомбы, которые почему-то там упали. Мы знаем об этих фактах. О масштабных массовых пожарах на военных складах никто не говорит. О похоронах тех самых «вагнеровцев», которых все больше и больше в Оренбургской, Челябинской областях, в Краснодарском крае — ни слова. Иногда в соцсетях вбрасывают фото типа это украинские могилы, «а у нас нет потерь, мы всех побеждаем».
Однако в последнее время они уже начали врубать другую повестку, понимая, что не способны сегодня победить в этой войне, поэтому пытаются показать, что россия хочет идти на компромисс (причем, конечно, зафиксировать захваченные территории), а Украина, мол, ничего не хочет .
— Путин в своей речи на параде снова жевал жвачку о том, что «против россии развязана настоящая война».
— Пожелаем ему удачи. Да, против россии идет реальная война. И информационная — российские государственные пропагандистские концерны массово закрывают по миру, а на их фейки уже никто не обращает внимания. И дипломатическая — мы видим, как относятся, например, в ООН к их представителям. И на культурном фронте — никуда не желают приглашать их актеров и музыкантов, лишь некоторые страны. И экономическая, идущая постепенно, обламывая все российские цепочки и связи.
А это и есть то, что вызвал герасимов. Как раз та самая гибридная война. Только вызвал он ее на себя. Она идет против россии полным ходом. То есть россияне бросили в нас бомбу, но ударной волной сносит именно их.
Читайте также: «Россияне ненавидят указанного им врага, но еще больше — друг друга», — Роман Безсмертный
— Интонации в российских соцсетях уже понемногу меняются. Им уж очень страшно из-за происходящего. Но поддержка кремля у так называемого «глубинного русского народа» при этом безумная.
— После провала в Сталинграде у Гитлера тоже была огромная поддержка. Как и в последние месяцы жизни Каддафи. Это абсолютно ничего не значит. Настроения общества меняются очень быстро.
Кое-что объясню. Понимаете, нам с этим населением совершенно ничего не нужно делать. От слова «вообще». Это мое личное мнение. Их отношение к нам мы не изменим. Мы для них такие же враги, как и они для нас. Потому что в россии потери гораздо больше. Там тоже есть и будут сироты, у которых «враги убили папу». Наша задача — просто закрыться от россиян, смотреть на то, что там происходит, и подбрасывать дрова в котел, который будет кипеть все больше и больше.
Парад суверенитетов там достаточно реальный. Но он не будет мирным. Эта империя никогда не отпустит свои вотчины. Россия производит мало валового продукта и, самое главное, своих продуктов. Россия зависит от эмигрантов. А ксенофобские настроения там колоссальные. То есть мы еще увидим, как там будет полыхать. Будут межрелигиозные столкновения, а между народами резня, как это произошло в 1990-м в Оше между узбеками и киргизами.
Но пока у россии нет никаких хотя бы призывов к бунтам. Как и нет всплесков недовольства жизнью. Народ там верит власти и молится на нее. То есть ФСБ работает отлично. Свою функцию она выполняет полностью.
— На вашем сайте написано, что «InformNapalm занимается информационным выжиганием агрессора фактами». Но дойдет ли дело до наказания российских преступников? Есть сомнения, если честно.
— Где-то полгода назад команда InformNapalm озвучила свою главную визию — как мы себя видим в будущем. В Израиле есть Центр Симона Визенталя — неправительственная организация, которая до сих пор занимается поиском нацистских преступников. В чем ее сила? Она не подчиняется правительству и имеет очень мощную поддержку населения. Команда InformNapalm будет и дальше разыскивать абсолютно всех, кто совершил преступления против украинского государства и украинского народа, анализировать их действия и приводить доказательства.
Думаю, это будет одна из важных наших миссий, а затем наших детей и внуков. Каждая русская собака должна быть и будет наказана любым путем. Израиль не брезговал и не брезгует ни физическими ликвидациями, ни похищением преступников
У нас на месть полное моральное право. Почему идентификация каждого воюющего россиянина столь важна? Вот когда-нибудь этот человек захочет вырваться из своих бараков с парашей на улице в какой-то цивилизованный мир, а не сможет. Потому что украинская дипломатия работает. Украинские правоохранительные органы пытаются все ужасы официально задокументировать для того, чтобы рашисты понесли наказание по закону. Гаагский трибунал тоже работает.
Кстати, я более чем уверен, что россияне потом сами половину этих преступников утилизируют. Вспомните, сколько в 1990-х произошло самоубийств партийных деятелей и военных.
— Из окон падали, вдруг случались сердечные приступы или ДТП.
— То же самое будет и здесь.
Что касается судьбы коллаборантов, то еще в 2015 году наша команда говорила о необходимости соответствующего закона. Закон, который был принят, считаю лайтовым. В нашем законопроекте были предложены изменения в Конституцию, а именно лишение некоторых категорий населения прав и свобод. Что я имею в виду? В Конституции записано, что все без исключения граждане Украины равны в правах. А я хотел бы, чтобы коллаборантов лишили права выбирать и быть избранными, лишили украинских паспортов. По этому пути очень шикарно пошла Латвия.
Уверен, что после деоккупации Донбасса и Крыма выборы там следует запретить на десятилетия. Должны быть введены военно-гражданские администрации и проведена большая фильтрационная работа. Все поголовно — от тех, кто стрелял, грабил и насиловал, до тех, кто им носил еду, шил амуницию и лечил — должны нести ответственность и быть наказанными, несмотря на возраст, пол, состояние здоровья. Безразлично.
— У вашей команды много серьезных расследований. Это и анализ электронной почты приемной помощника путина суркова, и идентификация лиц, причастных к крушению рейса MH17. На днях был опубликован анализ почты первого заместителя председателя комитета госдумы по безопасности и противодействию коррупции лугового и его окружения. Он известный украинофоб, постоянный участник пропагандистских ток-шоу соловьева, причастный к заказному убийству Александра Литвиненко, отравленного радиоактивным полонием.
— Мы еще других российских политиков исследуем. Но при этом я считаю эталонной операцию по раскрытию полной базы данных и всех документов подполковника российского главного разведывательного управления моргачева — куратора одной из известнейших российских хакерских групп APT 28, состоящей из офицеров 85-го главного центра специальной службы ГРУ.
Украинские хактивисты команды «Кібер Спротив» взломали его электронную почту, а дампы частных переписок эксклюзивно предоставили нам для анализа. Этого подонка разыскивает ФБР. Группа APT 28 обвиняется во многих киберпреступлениях по всему миру. Эта структура устраивала многочисленные кибератаки на правительственные и неправительственные объекты США, Германии, Италии, Латвии, Эстонии, Чехии, Польши, Норвегии, Нидерландов, Украины и других стран. В июле 2018 года Минюст США опубликовал официальное обвинение в адрес 12 сотрудников ГРУ во взломе серверов Демократической партии США и попытке вмешательства в американские выборы.
В апреле этого года у нас вышел большой аналитический материал об этом моргачеве и его команде. А заодно мы показали всему миру силу украинских волонтерских организаций. Есть чем гордиться, правда?
Еще мы получили семейные фото и некоторые документы офицеров 960-го гвардейского штурмового авиационного полка, которые в прошлом году уничтожали украинский Мариуполь. При этом выставили только часть информации, а все остальное отдали определенным службам. Это технические характеристики самолетов, технологические схемы
Помните, как российский военный самолет А-50 был атакован дроном в Мачулищах? Так это мы указали место, где точно стоит этот самолет.
Скажу для понимания, что около 95% работы «Кібер Спротиву» и InformNapalm остаются вне внимания граждан. Наша работа многоуровневая, многоаспектная и очень трудоемкая. Но о нашей кухне мы расскажем по окончании войны.
Читайте также: «Российская армия выдохлась, осталась орда. У нас руки устанут пулемет держать», — военный эксперт Роман Свитан
— У вас на сайте есть сообщение: «С 24 февраля 2022 года мы полностью изменили подходы к своей работе, нам уже не нужно убеждать мир и доказывать, что россия напала на Украину. С этим хорошо справляются обычные журналисты, и это теперь для всех стало очевидным. Потому мы все перешли на военные рельсы. Все наши волонтеры из Украины вступили в тероборону или призваны в ряды ВСУ».
— В первые дни после вторжения основной костяк мужчин команды InformNapalm взял в руки оружие. Сначала мы были в рядах теробороны Киева, сейчас служим в составе легендарного 8-го полка специального назначения Сил специальных операций Вооруженных Сил. То есть мы являемся военнослужащими.
Можем похвастаться тем, что группа, состоящая из участников InformNapalm, одна из первых входила в международный аэропорт «Херсон», расположенный в селе Чернобаевка. Там мы подняли государственный флаг. Наши ребята в числе первых заходили в только что освобожденный Лиман.
А зарубежная часть команды InformNapalm из Соединенных Штатов, Испании, Португалии, Польши, Литвы, Турции, Грузии активно помогает нашим переселенцам и разным подразделениям ВСУ, начиная с «Азова» и заканчивая мотопехотными подразделениями. То есть все привлечены, все много работают, как и положено в военное время.
— А это не забивание гвоздей микроскопом? Вы же заточены на другие вещи, которые могут принести более весомую пользу?
— В рамках поставленных задач мы профессионально занимаемся OSINT-исследованиями (Open source intelligence — разведка на основе открытых источников), которые имеют очень большое значение в полевых условиях. Некоторые подразделения не могут этот анализ сделать. Например, когда мы зашли в Лиман, то получили агентурные данные и весь архив приемной пушилина со всеми документами, в частности, о коллаборантах, которые просились на какие-то «государственные должности», а еще о тех, кто помогал похищать украинских детей. А в Чернобаевке находили новые образцы вооружений для дальнейшего анализа. То есть это не забивание гвоздей микроскопом.
Скажу больше. Многие участники нашей команды получили почетные знаки главнокомандующего ВСУ «Золотой крест» и «Стальной крест». То есть наши усилия оценены.
Читайте также: «Мы не должны врать себе о цене, которую заплатим за Победу», — генерал Сергей Кривонос
— Киберфронт является важной составляющей современной войны. Что происходит в этом сегменте?
— 90% бывших участников Ukrainian Cyber Alliance сейчас находятся в рядах силовых структур, защищающих наше Отечество. Это и Государственная служба защиты информации, и Служба безопасности и некоторые подразделения ВСУ. То есть все работают на Победу, никто не остался в стороне.
Но их работа как раз в тылу. Им не нужно бегать с автоматами неизвестно где. Это не их задача. Они действительно очень активно работают на укрепление нашей обороноспособности.
— Угроза со стороны российских хакеров не снижается. Если сравнить, кто сильнее — наши или россияне?
— Они гораздо лучше упакованы, как говорится, потому что имеют мощную финансовую базу. Россия всегда вкладывала в этот сегмент деньги. И это приносит определенные результаты. Еще не было ни одной недели, чтобы не пытались взломать наш сайт, проникнуть в наши личные почты и телефоны. Эти атаки идут постоянно. Теперь же представьте, как это происходит на уровне государства. Ребята, защищающие киберфронт, пашут 24/7. И отбивают эти атаки. Более того, не только обороняются, но и пытаются атаковать.
Отвечу откровенно. Силы и средства на этом фронте не в пользу Украины. Но благодаря нашим специалистам мы достойно ведем эту борьбу.
— У россии есть какой-то аналог InformNapalm?
— Есть. Называется главное управление разведки российской федерации.
— Вы наверняка знаете о настроениях среди оккупантов. Что сейчас происходит по ту сторону фронта?
— Например, на южном направлении у них очень большой дефицит водки.
Что касается настроений, то они везде разные в зависимости от работы командиров их подразделений. Если TikTok-войска кадырова приезжают туда попозировать и постоять в заградительных отрядах, то у них все хорошо. А у чмобиков, которых набрали в Луганске и Донецке и теперь пускают на мясо, паника. Аналогичная ситуация и в кадровых воинских частях. Запомните: нельзя недооценивать врага. Он очень силен и у него много техники.
Откровенно вам скажу как боец ВСУ: мне безразлично, из чего по нам будут стрелять — из новейшего Т-90 или из Т-55, выпущенного в 1940-х. То и то есть танк, который может убить и убивает. Поэтому давайте перестанем заниматься шапкозакидательством типа «да что они там могут сделать из старой советской техники?»
Пусть ваши читатели погуглят, сколько лет ракете Tomahawk, военному внедорожнику Hummer и даже пулемету MG 42, который в свое время называли «Косторезом» или «Циркулярной пилой Гитлера» (их сейчас нам предоставляют Германия и Италия). Все это оружие, а оружие призвано в первую очередь убивать.
— О каких расследованиях мы узнаем в ближайшее время?
— Думаю, что скоро вы увидите не менее интересные другие дампы. Пока мы не можем сказать, какие именно. Еще их обрабатываем.
— О чем мы с вами будем говорить через год — о восстановлении Украины или еще о войне?
— Не хочу быть негативно настроенным, но будем говорить о наших погибших друзьях. Мы не имеем права их забывать. Поверьте, Победа (а она обязательно произойдет!) будет с очень горьким привкусом.
Что касается вашего вопроса, отвечу очень искренне и реалистично. Дай Бог, чтобы мы с вами просто поговорили. Будем живы и здоровы — вот уже и будет победа для нас.
Читайте также: «Не могу понять, почему сейчас все говорят о контрнаступлении», — комбат Дмитрий Кухарчук