Политика

Николай катеринчук: «только снижение налоговой нагрузки способно увеличить доходную часть бюджета»

0:00 — 6 декабря 2007 eye 202

Автор проекта Налогового кодекса не сомневается, что после избрания Арсения Яценюка спикером голосование за премьера Юлию Тимошенко  — дело техники

Демократическая коалиция с большим трудом, но прошла первый тест на прочность, избрав полным составом в 227 голосов Председателем Верховной Рады Арсения Яценюка. Ради судьбоносного для парламентского большинства решения в здание на Грушевского прямо с больничной койки, после инсульта приехал член «НУ-НС» Иван Сподаренко. Поддержать коллег прибыл даже такой занятой «бютовец», как Константин Жеваго, который очень редко посещает заседания. Несмотря на перевес лишь в два голоса, в коалиции уверены, что смогут без проблем избрать премьером Юлию Тимошенко. Вероятно, считая этот вопрос уже решенным, лидер фракции «НУ-НС» Вячеслав Кириленко, выступая в Верховной Раде, заявил, что нынешний парламент должен войти в историю как «парламент серьезных экономических реформ», и призвал политические силы сконцентрироваться, в частности, на принятии нового Налогового кодекса. Впрочем, скептики утверждают, что новое правительство для выполнения хотя бы части своих социальных предвыборных обещаний устроит бизнесу настоящий налоговый террор. Об этом и многом другом «ФАКТЫ» расспросили автора проекта Налогового кодекса Николая Катеринчука.

«Впервые в истории Украины Председателем Верховной Рады стал человек, имеющий не только экономическое, но и юридическое образование»

- Николай Дмитриевич, как вы относитесь к избранию 33-летнего Арсения Яценюка спикером парламента, в то время как ряд политических старожилов называют это «несерьезным»?

- Мне кажется, что Арсений Яценюк — наиболее оптимальная кандидатура на должность спикера в алгоритме наших предвыборных обещаний. К тому же впервые в истории Украины Председателем Верховной Рады стал человек, имеющий не только экономическое, но и юридическое образование, который прекрасно знает, что, например, любые коррективы текстов законодательных актов осуществляются голосованием народных депутатов, а не манипуляциями с текстами руководства предыдущего парламента.

- А сюрпризов во время голосования по кандидатуре Юлии Тимошенко на должность премьер-министра ожидаете?

- Нет. После избрания Арсения Яценюка спикером Юлия Тимошенко стопроцентно становится главой правительства.

- Почему именно сейчас важно принять Налоговый кодекс, ведь, кажется, сегодня есть задачи и поважнее?

- Конечно, в ближайший месяц мы должны решить широкий комплекс проблем, которые оставило нам в наследство правительство Януковича. В первую очередь необходимо принять программу нового Кабмина, сформировать состав правительства и принять госбюджет на следующий год. Но если кодекс не будет принят в окончательной редакции до лета 2008 года, это означает, что он не будет принят в ближайшие пять лет. Летом, по сути, начинается президентская предвыборная кампания, затем сами выборы, и только потом приступят к разработке и принятию кодекса. Еще полгода-год нужно для того, чтобы кодекс вступил в действие. В итоге, если до конца января 2008 года этот кодекс не будет принят в первом чтении и до конца весенней сессии — в окончательной редакции, значит, страна еще пять лет будет жить без нормального налогового законодательства. То же самое касается и всех остальных реформ — жилищной, бюджетной, земельной и так далее. Если эти реформы не будут проголосованы и проведены до начала лета следующего года, то это означает, что их проведение откладывается на пять лет.

«Если министерство финансов возглавит Александр Турчинов, то проблем с налоговой реформой в стране точно не будет»

- А каковы основополагающие идеи кодекса?

- Прежде всего, кодекс — это новая модель взаимоотношений между налогоплательщиками и государством. В кодексе для малого бизнеса сохранена упрощенная система налогообложения, предусмотрено снижение в течение пяти лет налога на прибыль, закрепление на законодательном уровне единого налога. Ведь мы при разработке проекта ориентировались на построение экономики роста через развитие частного сектора и предпринимательства, то есть малого и среднего бизнеса. К тому же кодекс снижает ставки налогообложения. Также предлагается ввести новую систему НДС одностороннего действия, что позволит снизить уровень коррумпированности и создать прозрачные механизмы его администрирования.

Наша задача — создать налоговые условия, которые позволят рассматривать Украину как более привлекательную в инвестиционном плане территорию, нежели Болгария, Румыния или страны Прибалтики. Устанавливается четкая и жесткая система проверок, которая запрещает проводить внеплановые «облавы» на предприятия и бизнесменов. Более того, чиновник не сможет накладывать любые санкции на предприятие без соответствующего решения суда. Если у нас предприниматель не станет священной коровой, мы никогда не сдвинемся в сторону улучшения благосостояния всех граждан. Я считаю, что частный сектор в общей структуре экономики должен занимать не 15 процентов, как сегодня, а не менее 50. Только тогда мы сможем говорить о стабильной экономике. Пока экономика Украины зависит от убытков или прибылей больших корпораций, а они, в свою очередь, зависят от конъюнктуры мировых цен на металл, химию, нефть, мы надолго останемся непрогнозируемой в экономическом отношении страной.

Уверен, что принятие Налогового кодекса будет способствовать выходу отечественных капиталов из тени. Ведь только снижение налоговой нагрузки способно увеличить доходную часть бюджета. Об этом свидетельствует опыт проведения налоговой реформы в других странах.

- Однако принять Налоговый кодекс мало, его ведь еще нужно реализовать на практике. Вы готовы возглавить Налоговую администрацию (если, конечно, вам предложат), чтобы непосредственно внедрять свои идеи в жизнь?

- Руководство Налоговой администрацией не самоцель, главное, чтобы были реализованы не только мои идеи, но и всего общества, которое, в основном, и наполняет доходную часть бюджета и тем самым повышает уровень социальных выплат. Для меня лично и Европейской партии, которую я возглавляю, принятие Налогового кодекса — вопрос приоритетный. Если поступит предложение возглавить Налоговую администрацию, то, конечно же, мы этот вопрос рассмотрим.

- Но ведь финансовый блок правительства будет находиться в компетенции БЮТ, а министр финансов может и не разделять ваших подходов к налоговой реформе?

- В БЮТ очень много грамотных финансистов, но это не означает, что в руководстве таких ведомств, как ГНАУ или Гостаможня, обязательно должны быть члены блока Тимошенко. Это могут быть как члены «НУ-НС», так и представители других партий или вообще беспартийные. Конечно, темпы и качество проведения налоговой реформы будут прежде всего зависеть от конкретных персоналий. Если, например, главное финансовое ведомство страны возглавит Александр Турчинов, то проблем с налоговой реформой в стране точно не будет. Я же готов взять на себя ответственность за изменение системы налогообложения в стране как в парламенте, так и в Налоговой администрации.