Сентябрь — это стрессовый период и для детей, и для родителей. Независимо от того, в Украине они находятся или вынуждены были выехать. В период большой войны это еще и «двойной удар», особенно для первоклассников. Способов преодоления стресса несколько, но прежде всего нужно быть своему ребенку опорой, ежедневно общаться с ним, поддерживать и верить в него. Как помочь учащимся справиться с негативными эмоциями, когда они дома или на чужбине, читайте дальше.
— Система образования столкнулась сегодня с большим вызовом. С одной стороны, необходимо обеспечить право на непрерывность образования и обеспечить его доступность для каждого гражданина. С другой — остро встал вопрос безопасности образовательного процесса. Полномасштабное вторжение россии поставило под угрозу вообще продолжение образовательного процесса в Украине, — рассказывает «ФАКТАМ» детский и семейный психолог, семейный медиатор Екатерина Середюк. — Невозможно идти в школу или университет, когда есть вероятность попадания в помещение учебного заведения ракеты или расстрел из «Градов». Многие школы и вузы были прицельно уничтожены в начале войны, и пойти физически некуда. К тому же в некоторых регионах было просто опасно из-за обстрелов или оккупации, и образовательный процесс действительно практически остановился. Но достаточно быстро учителя начали находить выход из ситуации. Везде, где можно было подключаться к интернету, обучение проводилось онлайн. Когда на третий-четвертый день войны учителя стали выходить на связь, это было поддержкой для детей и родителей, это было определенным стабилизатором, связью с реальностью, связью с друзьями, знакомыми, возможностью пообщаться, получить или оказать поддержку.
До полномасштабного военного вторжения у всех нас была некая определенность, стабильность. Расписание дня, план на неделю-месяц-год. Мы в большей или меньшей степени контролировали свою жизнь, так сказать, руководили ею. Но с утра 24 февраля 2022 года потеряли контроль над жизнью. Мы не понимали, что будет в следующую минуту. Будет ли нам где жить, что есть, будет ли горючее и как долго будет связь. Почва была выбита из-под наших ног. И эти онлайн-уроки дали детям и их родителям немного стабильности. Надо было по определенному расписанию подключиться к zoom, найти бумагу и ручку. Это были привычные действия, понятные и простые задачи. И это заземляло. Давало ощущение того, что «жизнь продолжается», «связь с реальностью» есть.
Сейчас, когда полномасштабная война длится уже более полутора лет, обучение продолжает играть такую стабилизирующую функцию. Государственные и негосударственные учебные заведения прилагают максимум усилий, чтобы образовательный процесс продолжался. Естественно, все они сталкиваются с большими вызовами. Об организации физической безопасности можно говорить много, и она сейчас очень важна.
— Следует остановиться на других проблемах, которые сейчас должны решать все участники образовательного процесса, — это стресс у детей из-за пережитых обстрелов, оккупации. Как он проявляется?
— Большинство учеников в Украине пережили обстрелы, вынуждены были сменить место жительства, кто-то пережил оккупацию, многие потеряли близких людей, имущество, домашних любимцев, социальные контакты… Это всё достаточно глубокие психологические травмы, а у большинства их несколько. Реакции на стресс у всех людей разные. Это зависит от характера, жизненного опыта. Все эти реакции являются защитой психики. Некоторые дети становятся агрессивными, непоседливыми, слишком подвижными. Другие, напротив, становятся вялыми, апатичными, замыкаются в себе. У многих наблюдаются трудности установления контакта, регресс в поведении (особенно это присуще младшим деткам, но может наблюдаться даже у взрослых). Психика так защищается от продолжительного воздействия стресса. Это влияет и на процесс обучения. Обучение (усвоение нового учебного материала) вообще практически невозможно в состоянии стресса! Когда ребенок не чувствует себя в безопасности, его организм не может отвлекаться на обучение, он занят ВЫЖИВАНИЕМ. И это не зависит от возраста. И дошкольники, и младшие школьники, и подростки нуждаются в поддержке и помощи. Адаптироваться к обучению в условиях войны труднее. Дети, родители, учителя должны прилагать больше усилий, чтобы адаптация прошла успешно, чтобы ребенок мог учиться, усваивать материал.
— Еще один вызов для украинских детей — это обучение в вынужденной эмиграции. Как быть в этом случае?
— Находясь в физической безопасности, они все равно испытывают стресс от таких же травм, как и те дети, которые остались в Украине. К ним прилагаются переживания, связанные с социальной изоляцией, вызванной иноязычной средой. К сожалению, в большинстве случаев в школах не имеют представления, что делать с детьми, вынужденно обучающимися за границей и психологически травмированными войной. Эти дети, конечно, нуждаются в особом внимании. Прежде всего — помощи в адаптации в новом коллективе, а это может быть прекрасным уроком отзывчивости для всех учащихся! Учитель или школьный психолог может вместе с детьми придумать, как показать новому ученику, не владеющему языком, свою приязнь, как объяснить расписание уроков, план школы, можно установить среди детей поочередную опеку над ним на первый период. Важно также, чтобы от таких детей, которые вынужденно учиться за границей, не требовали высоких академических успехов. Конечно, есть особо мотивированные к обучению дети, и они могут иметь более стойкую нервную систему и быть менее травмированными и/или более адаптивными. И если они психологически и физически готовы, они будут учиться в темпе других. Но если ребенок хуже переносит стресс, имеет более глубокую травму и/или менее адаптивную психику, то он физически не сможет усваивать новый материал. А если его будут сравнивать с нетравмированными детьми, будут делать замечания за «плохое поведение» (которое, как мы помним, является реакцией на стресс, защитным механизмом психики), то травма, скорее всего, будет углубляться…
— Как родители могут помочь ребенку адаптироваться в иноязычной среде?
— Во-первых — демонстрировать лояльность к языку. Пытаться говорить с иностранцами, употреблять дома между собой какие-то простые слова языка той страны, в которой вы живете (элементарные «спасибо», «пожалуйста», «добрый день»). Искать в YouTube уроки по изучению нужного вам иностранного языка. Младшим можно включать мультфильмы, старшим — фильмы на языке оригинала с субтитрами на украинском. Аудиосказки и аудиокниги тоже подходят. Они формируют в мозгу лояльность к иностранному языку. Но важно не перенасыщать информационное пространство иностранным, поскольку это может вызвать отторжение. Идеально, если есть возможность не сразу идти в школу, а через некоторое время, когда речь уже не будет такой чужой и непонятной.
Читайте также: Булинг негативно влияет не только на жертву: психолог рассказала, почему эта проблема очень важна
— А какие еще есть общие рекомендации, которые помогут ребенку адаптироваться к учебе в период войны и в Украине, и за рубежом?
— Прежде всего — это поддержка и безусловная любовь родителей или взрослых, которые заботятся о ребенке. Нужно, чтобы ребенок знал, что его будут любить, даже если он не сможет усвоить какой-то материал. Каждый ребенок должен чувствовать, что его ценят независимо от того, понял ли он, как решать задачу, убрал ли в своей комнате… Каждый ребенок имеет талант, интерес к чему-то, поэтому нужно давать ему возможность в этой сфере развиваться и хвалить его за успехи. Ситуацию успеха можно даже создавать искусственно. На успешный опыт ребенок будет опираться в процессе адаптации и/или преодоления травмы. Каждое «Я могу!», «Я смог!» перерастает в будущем в веру в себя «Я смогу!», которая воодушевляет двигаться вперед.
Необходимо поддерживать эмоциональный контакт с ребенком. Она должна знать, что по любому вопросу, с любой проблемой она может прийти к своему взрослому и он выслушает, не обвинит, а, наоборот, поддержит, что-то посоветует. Так дети будут получать поддержку и получать опыт решения проблем. Надо также делиться с детьми своими переживаниями и чувствами, советоваться с ними (не по вопросам принятия определяющих решений, потому что все же ответственность несут взрослые, а в ежедневных мелочах) и всегда благодарить за поддержку. Так они будут учиться благодарности и эмпатии. Наличие эмоционального контакта со значимым взрослым поможет снизить напряжение от стресса и легче адаптироваться к изменениям в целом и к обучению в частности.
— В последнее время есть тенденция к тому, чтобы отдавать детей в школу, как только им исполнится шесть лет или даже раньше. Что вы об этом думаете?
— Состояние войны — очень веская причина отсрочить этот важный в жизни всей семьи шаг. Есть разные ситуации, есть разные дети, мы об этом помним, но общая рекомендация — лучше позже. Не нужно также бояться остаться на второй год в каком-то классе. В условиях войны обучение очень усложнено физически, эмоционально, психологически. Чаще всего нет возможности пройти материал в обычном режиме, много информации просто не прорабатывается. Все нервничают еще больше. Учитель — потому, что не успевает по плану, дети — потому, что от них требуют выучить что-то, о чем они даже не слышали, родители — потому, что от них требуют обеспечить самостоятельное обучение. Думать об эмоциональном состоянии вообще нет возможности… Но мы помним, что в состоянии стресса ребенок не может учиться. Тогда и огромные усилия всех участников процесса сводятся к нулю. Уместно также, когда детей вынужденных эмигрантов отдают в иноязычные школы на класс меньше. То есть, например, семиклассница пойдет в шестой класс. Надо, конечно, учитывать разницу обучающих программ. Но речь идет о том, что, когда ребенок будет проходить на иностранном языке знакомый материал, ему будет легче адаптироваться к резким изменениям. Для лучшей адаптации детям требуется более тесный контакт с реальностью, со своим телом. То есть меньше гаджетов и побольше двигаться, гулять на свежем воздухе. Нужно проводить с детьми время (общие прогулки, настольные игры, приготовление еды), демонстрировать им поддержку. И просто обнимать.
«ФАКТЫ» также рассказывали, как поддержать ребенка во время воздушной тревоги, когда воют сирены и слышны взрывы.
Читайте также: «Если испытываете эмоциональное выгорание, есть много способов восстановиться»: советы психолога Галины Алексеенко