Происшествия

«на стене котлована мы увидели трещину, которая увеличивалась на глазах, затем из нее хлынула вода. Я и другие монтажники побежали наверх, не оглядываясь… »

0:00 — 31 января 2006 eye 302

Случившуюся в минувшую субботу аварию, когда на столичной Московской площади обрушилась опорная стена котлована на месте будущего тоннеля метро, специалисты называют крупнейшей в истории Киевского метрополитена. Чудом никто из рабочих не пострадал

«Крановщик выбрался целым и невредимым. Только побелел»

Вчера утром «ФАКТАМ» удалось поговорить с бригадиром слесарей-монтажников Анатолием Шпанко, который работал в котловане, когда обрушился грунт.

- Мы укрепляли стену котлована, — рассказал Анатолий Михайлович.  — И вдруг увидели внизу котлована трещину, она увеличивалась буквально на глазах. Из нее хлынула вода. Сварщик, что работал с нами, услышал треск. Мы тут же побежали наверх, даже не оглядывались. За спиной поднимался гул. Уже наверху глянули вниз… Опорная стена, на которой мы работали, была разрушена за десять секунд! Экскаватор, стоявший внизу, исчез — его полностью засыпало.

- А его водитель?

- Когда мы занимались креплением, он стоял внизу, под нами. Мы ему крикнули: «Отъедь, на тебя от сварки искры летят». Он отогнал экскаватор, закрыл его и поднялся наверх. Решил сходить в магазин, пока его помощь нам не нужна. Да и время обеда подходило… Когда он увидел, что произошло, только и спросил: «А если бы я не ушел?.. »

- Крановщик, говорят, тоже мог погибнуть…

- Когда началось движение грунта, кран удерживал груз, который и сыграл роль противовеса. Вот почему кабина крана упала не резко, а спустилась плавно. Крановщик выбрался целым и невредимым. Только побелел очень.

- А взрыва вы не слышали?

- Нет, не было ни взрыва, ни запаха гари. Авария произошла из-за движения грунта. Я работаю в Метрострое с 1970 года, но подобного еще не видел. И я, и все, кто в момент происшествия был в котловане, несколько часов после случившегося долго не могли прийти в себя. Мы могли погибнуть, если бы сразу не среагировали.

- В субботу рабочие заступили на смену в семь тридцать утра, — объясняет начальник «Киевметростроя» Владимир Петренко.  — Приблизительно в 11. 10 двинулся грунт, он вынес на двадцать пять(!) метров 60-сантиметровую железобетонную укрепляющую стену со стороны строящегося здания Голосеевской районной администрации.

«Нет, взрыва не было точно»

- Почему же, как вы думаете, все это произошло?

- Стена на других участках, кстати, не укрепленных дополнительно, продолжает выдерживать давление грунта, не шелохнувшись. Думаю, дала о себе знать промерзшая в сильные морозы вода, которая нашла слабое место в укреплении будущей станции метро. Ситуацию можно сравнить с тем, как разрывается бутылка, когда в ней замерзает вода.

- Есть версия, что взорвалась бомба, лежавшая в земле с времен войны…

- Нет, взрыва не было точно. Но движение огромной массы земли было настолько мощным, что металлические крепления толщиной с железнодорожный рельс скрутило и вырвало, как хрупкие веточки. Меня это поразило, когда я спустился в котлован.

- Сколько времени нужно, чтобы устранить аварию?

- Повреждено 25 метров опорной стены котлована строящегося тоннеля метро. Чтобы возобновить работы на участке, понадобится около двух недель.

Пока мы беседовали с Владимиром Петренко, рабочие краном подняли из котлована огромную трубу.

По словам мэра столицы Александра Омельченко, в домах, примыкающих к месту аварии, подача электричества, воды, отопления не прерывались — городские коммуникации не пострадали.

- Сразу после случившегося было перекрыто движение транспорта по проспекту 40-летия Октября от Центрального автовокзала до Голосеевской площади, из-за чего возникли заторы, — говорит начальник Главного столичного управления транспорта Иван Шпилевой.  — Сотрудники киевской ГАИ направляют машины в объезд по улицам Голосеевской и Демиевской. Пока движение транспорта здесь двустороннее, но, возможно, сегодня улицы сделают одоносторонними, чтобы уменьшить заторы. Водителям советуют пользоваться также улицами Кировоградской и Кайсарова — при движении на Теремки и в сторону Большой Окружной дороги.

Вместо 38 троллейбусов, которые не могут выполнять объездные маневры, на маршруты вывели 60 автобусов большой и сверхбольшой вместимости и значительно увеличили число маршруток, чтобы перевозить пассажиров с Теремков и Феофании к станции метро «Лыбедская». Кстати, троллейбусные проездные билеты действительны в этих автобусах.

Накануне, в пятницу, геодезисты проверили состояние вырытого полтора месяца назад котлована. Все соответствовало требованиям и необходимым параметрам. Сразу после аварии специалисты «Киевметростроя» установили в проезжей части проспекта 40-летия Октября маяки, зафиксировавшие, что в понедельник подвижек грунта не было. Поэтому движение транспорта может быть восстановлено уже сегодня-завтра, скорее всего, пока по одной полосе в каждом направлении.