Пасху в этом году православные и греко-католики отмечают 5 мая. Подготовка к важнейшему христианскому празднику начинается с Великого поста, который длится 40 дней. За неделю до Пасхи отмечали Вербное воскресенье. Перед Пасхой значимой была последняя неделя — Страстная, когда убирали, хозяйничали, вычищали дом, двор, кладовые, стирали, белили, красили, выгребали мусор из огорода, готовясь к празднику. Поэтому страстную неделю называли белой, чистой, живой. А четверг, пятница, суббота были особенно важными. О традициях Страстной недели «ФАКТАМ» рассказала Лариса Полуянова, этнограф, научный сотрудник отдела выставочной работы Национального музея народной архитектуры и быта Украины (в Пирогово).
- До четверга потихоньку везде наводили порядок, — говорит Лариса Полуянова. — В чистый четверг (называли его великим, светлым, страстным, днем весеннего очищения) до восхода солнца принято было помыться, еще стригли волосы (считалось, так быстрее отрастут) и мыли детей (в воду добавляли освященную вербу), чтобы быть в здравии целый год. А воду после больного человека выливали на перекрестке дорог. Зная о таком поверье, здоровые люди старательно обходили эти места (приговаривая: «Господи, перехресна дорога, дай, Боже, здоров’я в ручки, в ніжки і живіт трішки»), чтобы случайно не вступить в лужу и не подхватить болезнь.
Из воска делались свечи (громничные, или страстные), которые святили в храме, зажигали, а огонь несли домой и хранили до Пасхи. Со свечой хозяева обходили дом, усадьбу, чтобы создать защиту. В доме на сволоке делали сажей от свечи черные кресты (защита от болезней и нечисти). Свеча служила оберегом от пожара, молнии, ее зажигали, чтобы громы обошли дом, и в различных экстремальных ситуациях. Люди верили в помогающую силу страстной свечи (при родах, болезнях
В четверг хозяева кололи кабанчика (а еще и поросенка, которого готовили с хреном для праздничного стола), чтобы наполнить корзину мясными продуктами и было чем разговляться. А хозяйки в этот день пекли паски. Это делалось в полной тишине, женщины в чистой одежде, с молитвой и святой водой замешивали тесто. Хозяйки старались сделать изделия красивыми, ароматными и чтобы не опали (иначе это был знак беды). «Як паска вдасться, таким і рік задасться», — говорили в народе. Сдобы готовили много, иногда использовали до 100 желтков! Главную паску ставили на южную сторону печи, приговаривая: «Господи, поможи, дух святий із нами». В выпечку могли класть имбирь, курагу, чернослив, ваниль, орехи. В древности не делали глазури (до ХХ в.), а украшали сердечками, вертушками, крестиками из теста (в южных и центральных областях), смазывали паски яйцом, водой с медом. На Гуцульщине сверху паски украшались бесконечниками, цветами, голубями. В центральных регионах готовили и творожную паску.
Когда-то делали медовый хлеб и ставили его в печь на лопате. А мода печь высокие паски пришла к нам из Франции через Польшу. Такую выпечку в формах сначала делали при церквях, закладывая в нее определенную магическую программу. Впоследствии хозяйки достигали высокого мастерства, чтобы паска не треснула, потому что это было плохой приметой. Поэтому молились, когда вымешивали тесто, крестили изделия и берегли от сквозняков — чтобы получилось, как надо. На Подолье долгое время сохранялась традиция печь три паскки: желтую (в дохристианский период это было обращение к Солнцу), белую (угощали предков) и черную (из темной муки — для себя). Пасхальная выпечка называлась пасхой, куличем (как булочки). Паски были высокие, а в древние времена их называли «бабой» и олицетворялись они с женщиной, служили символом плодородия, достатка. Верование осталось: и сейчас хозяйки стараются сделать вкусную пасочку пышной и высокой. На Полтавщине, например, могли и печь переложить, чтобы только разместить крупную выпечку. Иногда изделие было таких размеров, что его доставляли на телеге.
Кроме пасок, в печи хозяйки размещали и четверговую соль (ее освящали и потом ставили на пасхальный стол): соль заворачивали в тряпку, которая обгорала в печи, а соль собирали и хранили (применяли при желудочных недугах, давали и скоту).
На Гуцульщине на Страстную неделю проводили обряд «гріти діда»: собранный на огороде с начала недели растительный мусор ночью зажигали, и семья выходила к кучам с гостинцами. Костер разгорался, а люди водили хоровод. По древним легендам, «дед» был бог Студени, которого прогоняли и ждали тепла. Дым прогревал землю, а еще души умерших. Гуцульские дети (которых называли кукуцари) могли в среду-четверг за вознаграждение выкрикивали ««грійте діда, дайте хліба, аби нам овечки, аби вам ягнички, телички», а их угощали постными ржаными хлебцами — кукуцами. Малые дети под дворами кричали: «Гріти діда, гріти діда».
В чистый четверг могли делать писанки (их заготавливали и заранее) и только из свежих яиц (к тому же пустые никто не расписывал — должен быть зародыш, то есть программа жизни). Кстати, эти изделия по сравнению с русскими традициями, являются только нашим культурным достоянием.
Рисовали на писанках листочки, кружочки, черточки, точечки, обводки, цветочки
В четверг пепел (им пользовались как мылом) после стирки прятали и использовали от лишая (у человека и животных).
На литургии в четверг вспоминали Тайную Вечерю, когда Спаситель установил таинство Евхаристии. А вечером в церковь ходили на Страсти — богослужение и чтение отрывков из Евангелия жизни Христа.
- Паски пеклись по-разному, но в пятницу их не пекли — считалось грехом, и в этот день великой скорби молчали колокола, а на службу созывали с помощью дощечки, в которую били колотушкой (в знак того, что Иисуса распинали на кресте), — продолжает Лариса Полуянова. — Обносили трижды Плащаницу (полотно с изображением тела Спасителя во гробе) вокруг церкви. До того момента, как заносили святыню обратно, нельзя было употреблять пищу — придерживались строгого поста. Но среди верующих были и такие, что перед Пасхой совсем отказывались от еды, даже не пили. А те, что исцелились от недуга, ожидая Пасху, строго придерживались данного Богу обета.
В пятницу ничего не делали и соблюдали тишину. Нельзя играть на музыкальных инструментах, петь, ругаться, работать, стирать, резать, колоть дрова — это был день скорби, когда даже громко разговаривать считалось грехом. Хозяйки могли покормить скот и посадить капусту (наиболее благоприятная для этого пора). Пекли поминальные (на гробы) куличи, расписывали писанки для умерших.
Суббота, которую называли тихой (потому что Господь находился во гробе и сошел в ад, чтобы освободить праведников). Для хозяек перед Пасхой наступал очень хлопотный день. Готовились блюда к праздничному столу, также приступали к окрашиванию яиц, используя луковую шелуху, бузину, кору деревьев, корни яблонь, крапиву, орехи, сухие фиалки. Крашанки являются самым распространенным видом пасхальных яиц. Сначала их красили в красный цвет (как кровь Христа), а впоследствии палитра цветов расширилась. Традиционно фон делается красным. По легенде, Мария Магдалина (святая, которая видела распятие Христа, и первая удостоилась явления воскресения Иисуса) пришла к римскому императору Тиберию. Святая подарила ему яйцо, рассказала о воскресении Иисуса, на что Тиберий ответил: «Скорее это яйцо станет красным, чем я поверю в это утверждение». И яйцо в тот же миг стало красным..
В субботу готовилась пасхальная корзина, куда входили: паска (тело Христово, символ вечной жизни), яйца (символ новой жизни), сыр, масло (желание Божьей благодати), ветчина и колбаса (напоминание о жертвенности), хрен (корни веры в Воскресение Христа), четверговая соль как символ достатка (а ритуально символ связи между Богом и народом, ведь Христос назвал своих учеников «солью земли», которые разнесут весть о христианстве по миру). Это обязательный набор (сейчас верующие на свое усмотрение расширяют этот список), алкоголь в него не входил, допускалось лишь вино «Кагор». Часть корзины отдавали на церковь немощным, сиротам, а дома оставляли тоже много пасок, чтобы было чем разговеться, а еще угостить родственников, кумовьев, соседей.
В церковь на Всенощную шли празднично одетые верующие. Считалось, что нельзя спать в сакральную ночь, потому что нечисть приснится.
В домах ночью от чистого четверга горела лампада или не угасала свеча. Когда священник объявлял: «Христос воскрес», начинали освящать корзины. Люди здоровались с родственниками, целовались три раза, не осуждалось христосоваться даже с малознакомыми. В ответ звучало «Воистину воскрес!», и верующие тихонько загадывали свое желание. В храм также могли идти с утра воскресенья и до обеда.
После Всенощной старшие из семьи шли на кладбище — проведать умерших и похристосоваться с ними. А дома перед тем, как сесть за праздничный стол, вся семья умывалась (для красоты и здоровья) из миски с водой, куда клали крашанки: сначала дети, а в конце мать с папой (каждый раз обновляли водичку). Отец с освященными яйцами и паской обходил стол трижды, разрезал на кусочки еду и ею угощал семью, приговаривая: «Дай, Боже, ще на той рік дочекатися світлого свята Воскресіння Христового в щасті, здоров’ї та багатстві». Такой обряд применяли на Волыни, Подолье, Галичине. Затем приступали к трапезе. Крошки не выбрасывали, сметали и с шелухой от яиц закапывали в огороде, пускали за водой (чтобы отогнать болезни), косточки закапывали в отдельном месте. Топтать скорлупы от писанок считалось грехом. На Черниговщине их подсыпали под огурцы, лук, чеснок. На Слобожанщине отломанный кусок кулича служил для коров оберегом от ведьмы. Соль использовали от сглаза, мышей, насекомых, маком посыпали дом от нечистой силы.
Когда семья разговелась, то старшие отдыхали, а молодежь шла развлекаться. На гуляниях парни присматривались к девушкам — подыскивали себе пару. Были развлечения, забавы и песни, крестьяне ходили в гости, угощали родственников, кумовьев, соседей. По селам могли с неделю гостить. Поминали и умерших — несли на могилки пасхальные яйца, писанки и пасочки.
На праздники домашнюю работу откладывали, еду не готовили, не шили, не рубили, не вышивали, не стирали, да и старались не ссориться, не желать плохого. Как и в пост, на большое торжество продолжали придерживаться добрых правил.
После праздника пасхальная атрибутика тоже использовалась: рушником на Полесье стреноживали бодливую корову, также рушник брали в поле, когда начиналась пахота (а в борозду сыпали остатки пасхальных яиц).
Ранее «ФАКТЫ» писали об обрядах, предостережениях и приметах Пасхи и «поливального» понедельника.