Общество и люди

«Крышки чайника и кувшина в наборе „Одарка и сумской казак“ могут служить чашками»: коллекционер Людмила Карпинская-Романюк рассказала о сервизах-трансформерах

20:35 — 17 мая 2024 eye 1281

Вещи-трансформеры сегодня очень популярны в фэшн-индустрии. Например, шляпа, которая легко перевоплощается в пляжную сумку, или плащ, который может стать платьем. А слышали ли вы о сервизах-трансформерах? Это очень необычные вещи. Встречаются они довольно редко, но тем и интересны. Например, крышка чайника может служить чашкой или пиалой…

Возможно, и у вас в доме есть такая посуда? А знаете ли вы ее историю? И как часто ею пользуетесь?

О необычной посуде в интервью «ФАКТАМ» рассказала коллекционер и исследователь истории украинского фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк.

«Рада, что необычный сервиз-трансформер есть в моей коллекции»

— Эксклюзивные изделия, созданные в одном экземпляре или лимитированным тиражом — поприще, где мастер может дать волю фантазии и блеснуть талантом, — говорит Людмила Карпинская-Романюк. — Работа художника подобна джазовой импровизации. Однако на мануфактурах преобладает массовое производство, которое ставит жесткие рамки: чтобы было красиво, быстро и бюджетно. Вы, наверное, удивитесь, но, как утверждают художники, обычные кружки приносят гораздо больше прибыли, чем эксклюзив.

Если у вас дома есть посуда Сумского фарфорового завода (а, наверное, есть), то велика вероятность, что ее авторы — супруги Виталий и Людмила Шевченко. Почти треть серийных изделий завода 1970−1990-х годов — это разработка супругов. Однако они создавали и настоящий эксклюзив. Одна из самых колоритных работ — подарочный фигурный набор для чая «Одарка и сумской казак» (фото в заголовке). Поражает фантазия глиняных дел мастеров. Крышки чайника и кувшина в наборе могут служить чашками, блюдцами, пиалами. Радуюсь, что эта работа есть в моей коллекции.

— Где вы ее приобрели?

— В антикварном магазине. Стоила она дорого. Сегодня это настоящий раритет. Такой набор и функционален, и одновременно является украшением дома. Я пользуюсь им по какому-то особому случаю или могу налить в такую чашку чай и наслаждаться им, любуясь красотой фарфорового изделия. Блюдечко, конечно, использую под пирожное. Вообще надо сказать, что созданные по эскизам Виталия Шевченко и расписанные его женой Людмилой изделия выпускались десятки лет и пользовались постоянным спросом. Подписывали их логотипом ШВЛ.

Читайте также: «Одна из работ по мотивам „Лісової пісні“ Леси Украинки пришла в мою коллекцию мистически», — коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк

— Интересно.

— Виталий Шевченко долгое время работал главным художником Сумского фарфорового завода. Его творческая манера яркая и самобытная. Это же можно сказать и о его жене. Виталий и Людмила Шевченко приехали в Сумы в конце 1960-х годов, как только в городе появился фарфоровый завод.

Работы супругов хранятся в Сумском художественном музее имени Никанора Онацкого. Кстати, этот музей и Сумской художественный музей находятся напротив удивительной Беседки, которая является одной из визитных карточек города. Ажурная жемчужина Сум вдохновила Виталия Шевченко на создание чайного сервиза «Собор». Чайничек для заварки ассоциируется с куполом собора. Крышкой в доливочном чайнике служит оригинальная сахарница в виде блюдца. Такие наборы для чаепития являются так называемыми репрезентативными предметами. Они не предназначены для декорации обычных интерьеров, ведь в иерархии керамических жанров заняли почетное место, попав в разряд произведений «высокого стиля». Выставочные образцы фарфора наделены глубоким эстетическим и эмоциональным содержанием.

«Форма и цветовая гамма чайника-трансформера напоминает снегиря, который обычно гнездится в Карпатах и на Полесье»

— Какие еще трансформеры в фарфоре создавались украинскими художниками?

— Чайная чашка является крышкой для чайника и в наборе «Снегирь» фарфориста Николая Лампеки. Форма чайника-трансформера и его цветовая гамма напоминает птичку, которая обычно гнездится в Карпатах и на Полесье.

— Очень стильная современная работа. Даже не верится, что создано более тридцати лет назад…

— Николай Лампека — художник декоративной керамики, скульптор, лауреат Премии имени Екатерины Билокур. На протяжении более десяти лет работал на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе, с 1997 по 2000 год преподавал в Киевской детской академии искусств. С 2000 года был преподавателем в Киевском институте декоративно-прикладного искусства и дизайна им. С 2008 года — доцент кафедры графического дизайна Института дизайна и ландшафтного искусства Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств.

Читайте также: «Подавайте компот на Пасху в красивом кувшине»: коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк рассказала о наборах для напитков

Художник работает в области декоративно-прикладного искусства. Вместе с женой Натальей Черниченко-Лампекой выполнил серии прикладной фарфоровой посуды и пластики малых форм. Разработал модели керамических розеток для Михайловского Златоверхого собора и изразцы для печей в митрополичьих палатах на территории Софийского собора в Киеве. Николай Лемпека является участником всеукраинских и международных художественных выставок. Его персональные выставки не раз проходили в Киеве. Работы художника хранятся в Национальном музее декоративного искусства Украины, Музее изобразительных искусств имени Александра Белого в Черноморске.

«Такие необычные предметы являются отличным подарком»

— Сервизы-трансформеры очень удобны. Не так ли?

— В самом деле. И вместе с тем компактные. Еще одна работа, о которой хочу рассказать — штоф «У плетня», созданный киевским фарфористом Василием Мусиенко в 1990 году. Штоф — керамическая бутылка, в которой хранят и подают на стол различные спиртные напитки — водку, вино, настойки, наливки… Крышкой в штофе «У плетня» служит стопка.

— В конце 1990-х в Украине вырос спрос на ликеро-водочную фарфоровую посуду, — продолжает коллекционер. — Ее выпускали и поставляли большими партиями на ликеро-водочные предприятия Украины многие отечественные фарфоровые заводы. Штофы Василия Мусиенко, разработанные на Киевском экспериментальном керамико-художественном заводе, самобытные и уникальные. Работы художника хранятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства, многие из них есть в частных коллекциях.

Читайте также: «Когда на улице увидите голубую бабочку, обязательно загадайте желание»: коллекционер фарфора Людмила Карпинская-Романюк рассказала о самой красивой посуде с бабочками

— В вашем собрании, наверное, тоже?

— Да. Штоф «У плетня» я приобрела именно в тот период. Интересно, что обычно такие штофы можно было купить в ликеро-водочных магазинах с напитком. В моем собрании есть такие, которые хранятся много лет.

— Чем особенны, по вашему мнению, фарфоровые трансформеры?

— Они привлекают необычностью. Гости будут поражены такими удивительными фарфоровыми изделиями и еще долго будут вспоминать встречу. Такие вещи также являются отличным подарком. Они никого не оставят равнодушными. Пройдут годы, а память о тех, кто дарил такую вещь, и о самом поводе, еще долго будет храниться в семье.

Ранее исследователь истории отечественного фарфора, автор книг Людмила Карпинская-Романюк рассказала о фарфоровых статуэтках украинского производства, вдохновленных красотой птиц.

Фото из альбома Людмилы Карпинской-Романюк

На фото в заголовке: В. и Л. Шевченко. Подарочный набор «Одарка и сумской казак». Сумской фарфоровый завод. 1996