Выставка «Дохристианские верования Украины» стала первой в Национальном музее истории Украины, посвященной религиозным верованиям людей, живших на территории нашей страны до крещения Руси (как известно, некоторые из старинных обрядов потом нашли отражение в ритуалах христианских праздников). Открытие выставки приурочено к Национальному дню Швеции, ведь этот проект стал возможным благодаря ее благотворительным взносам. Среди экспонатов ритуальные фигурки беременных женщин, в середину которых художники древней Трипольской культуры положили маленькие шарики (в некоторых случаях клали тонкие пластины из меди) — символы новой жизни. В древние времена у народов, живших на территории Украины, в том числе у славян, существовали целые культуры постепенного ввода молодого поколения во взрослую жизнь.
— У наших далеких предков было принято, что когда мальчику исполнялось три годика, его сажали на коня. А девочке в таком возрасте впервые давали веретено и начинали учить прясть, причем первую ниточку, которую она выпрядала, мама берегла много лет для особого случая, — рассказала «ФАКТАМ» на открытии выставки ее куратор, заведующая отделом древнейшей и средневековой истории Марина Стрельник. — Когда мальчик становился подростком, его посвящали в отроки и младшие дружинники. Во время этой церемонии ему вручали небольшой (по размеру как брошь) оберег, который должен был быть с ним всю жизнь — миниатюрный бронзовый топорик с деревянной или костяной ручкой. У нас целая коллекция этих военных оберегов (называем их топорики Перуна, потому что он считается богом войны, оружия, грома и молнии. Часть из них (лучше сохранившихся) представлена на этой выставке.
— Почему оберегами славянских воинов были миниатюрные топорики, а не, скажем, мечи?
— Считалось, что Перун выбивает молнии и гром именно топором. К тому же топор — это очень и очень давний символ. Давайте подойдем к стенду, на котором рассказывается о древнем Молочанском святилище (Запорожская область). Видите, оно имело форму срезанного кургана, а на входе стоял огромный камень, которому люди придали форму топора. В этом святилище молились именно огню, солнцу и небесным громовержцам. То есть с давних времен топор был символом божеств, связанных с ними. А что касается мечей, то они появились значительно позже, чем топоры и молоты.
— Топорики Перуна делали из металла?
— Да, из бронзы, причем затачивали, они были острыми. Чтобы не порезаться, на них надевали футлярчики. Дружинники носили топорики у пояса как оберег всю свою жизнь. С ними их и хоронили, когда воины погибали или умирали (собственно, мы находим топорики Перуна преимущественно в старинных погребениях). Традиция дарить будущим воинам миниатюрные топоры Перуна зародилась еще до образования Руси, но больше всего таких оберегов относятся к XI — началу XII веков (то есть уже в княжеские времена).
Читайте также: «Если бы путин знал, что о территории Украины писали российские цари, его бы хватил Кондратий»: документы московии против бункерного «историка»
— Я правильно понимаю, что если парень был из крестьянской семьи, то оберег в виды топорика Перуна ему не дарили?
— Да, это был атрибут дружинников, воинов. Здесь следует сказать, что дружины делились на младшие и старшие. Перейти в старшую было не просто, даже если твой отец богатый влиятельный дружинник. Мог ли крестьянин пробиться в круг дружинников? В принципе мог. Но в качестве слуги, в лучшем случае — младшего дружинника. В древности было очень трудно подняться на более высокую социальную ступень. Замечу, что воины у наших предков были людьми уважаемыми, потому что защищали родную землю.
— Какие экспонаты выставки наиболее интересны?
— Все они очень ценны и интересны. Их здесь более 500. Практически все оригинальные из нашей коллекции.
— В одной из витрин демонстрируются предметы в виде корон, но они слишком маленькие — будто детские. Что это?
— На самом деле это не короны, а нашейные гривны. Они на шарнирах, благодаря которым раскрываются, и их можно надеть на шею. На сегодняшний день известно 12 таких предметов, найденных на территории Украины. Они попали на наши земли из Дании — именно там их делали. Считается, что эти нашейные гривны приносились в жертву водной стихии. Как правило, их повреждали перед тем, как принести в жертву.
— Пойдемте к другой витрине, покажу, как примерно это делали, — продолжает Марина Стрельник. — Вот предметы из воинского захоронения Пшеворской археологической культуры (Тернопольщина). Во время погребального обряда вещи воина сожгли. Поэтому от щита остались только металлические части. А копье и меч погнули.
— Зачем?
— Чтобы душа усопшего не вернулась в мир живых и никому не навредила.
— Относительно того, что матери хранили до особого случая первые ниточки, которые в три годика выплетали их дочери. Что это был за случай?
— Когда дочь становилась невестой, мама завязывала ей ту ниточку под платьем — на счастье. Считалось, что это мощный оберег. Вообще, многое из того, что люди в давние времена носили на себе, являлось прежде всего амулетами, оберегами. А уже во вторую — украшениями.
— В каком возрасте тогда девушки выходили замуж?
— В 13−14 лет. Больше всего мы знаем о греках (часть из них жили в древности на юге современной Украины). У них мужчины женились, как правило, до 30 лет. А тех, кто оставался неженатым и в 35 лет, могли выгнать из города и лишить гражданства. Девушек, конечно, греки отдавали замуж в значительно младшем возрасте — в 14−15 лет. В Спарте (очень воинственном городе-государстве Древней Греции. — Авт.) девушки наравне с парнями готовились стать воинами. Так что спартанки выходили замуж несколько позже — когда становились уже полностью физически развитыми и доказывали, что достойны родить. То есть где-то в 17−18 лет.
— Следует помнить, что в древности люди жили, как правило, не долго, — продолжает Марина Стрельник. — Это был один из стимулов, чтобы рано женить детей и дождаться внуков.
Добавлю также, что у древних славян девушки перед тем, как выйти замуж, должны были доказать, что они умеют прясть и выполнять другие работы по хозяйству. А, кстати, по свидетельству древнегреческого историка Геродота, юные амазонки, жившие в то время относительно недалеко от славян, не имели права выйти замуж, пока не убьют врага.
— Убить в бою?
— Да, в бою или устроив засаду.
— Простите, уточню: Геродот писал это о гречанках?
— И о гречанках, и о девушках из скифских и сарматских племен, живших на юге современной территории Украины. На выставке мы представили старинный сосуд с изображением амазонки.
Фото автора