Высший антикоррупционный суд 10 июля проведет подготовительное заседание по делу Василия Лозинского — бывшего замминистра развития общин, территорий и инфраструктуры. Его еще в январе 2023 задержали на взятке в $ 400 тыс. при содействии закупкам котельных для одного из госпредприятий по завышенным ценам. Недавно следствие было завершено, и дело теперь в суде. Могут ли свидетельства Лозинского повлиять на судьбу его политического покровителя — Дениса Шмыгаля?
Дело экс-замминистра развития общин, территорий и инфраструктуры Василия Лозинского стало одной из самых резонансных коррупционных сделок, разоблаченных за последние годы антикоррупционными органами. Вопрос не только в ранге чиновника, ведь такого уровня руководителей задерживают и разоблачают с поличным не так уж часто. Гораздо больше общество поразил факт, что наживаться чиновник решил на критических закупках котельных для одного из государственных предприятий в самый разгар жестких отключений зимы 2022−2023 годов, которые происходили в результате обстрелов россией украинских энергообъектов.
Напомним, еще летом 2022 года Кабмин выделил около 1,4 млрд грн на закупку разнообразного энергетического оборудования через ГП «УкрНИИводоканалпроект». Половина этой суммы должна была добраться до компании знакомого предпринимателя Лозинского — Сергея Кривого, бывшего менеджера компаний сбежавшего олигарха Сергея Курченко.
«Пользуясь своим служебным положением, Лозинский требовал взятку за содействие в заключении договоров на закупку оборудования с заранее определенными предприятиями и по завышенным ценам. Собственно, оборудование должно было закупаться по завышенной на 25−30% цене. Согласно документу, организовал незаконную схему один из предпринимателей, с компаниями которого должны были заключить сделки, — Сергей Кривой. Именно он должен был дать Василию Лозинскому взятку в размере 7−10% от суммы заключенных в будущем договоров о закупке между ДИ „УкрНИИводоканал“ (НИИ) и предприятиями», — сообщал «Цензор.нет».
Как писали СМИ, общая сумма взятки могла составить около 40 млн грн. Передать успели $ 400 тыс. — это ориентировочно 15 млн грн по курсу того времени. Лозинский получал взятку не лично, а через знакомого предпринимателя — Романа Кисера.
«Для конспирации Василий Лозинский попросил Кривого переслать деньги во Львов. Получить взятку должно было доверенное лицо Лозинского. В частности, во время встречи организатора схемы с Лозинским, последний написал на бумаге номер телефона и имя Роман», — писало издание.
Дело 52 022 000 000 000 280 открыли в конце сентября 2022 года. Следовательно, Национальное антикоррупционное бюро уже тогда имело первые «зацепки» относительно сговора с целью «распилить» деньги налогоплательщиков на энергетических закупках. Через несколько недель россия начнет жестокие обстрелы критической инфраструктуры — а детективы продолжат следить за тем, как Лозинский вместе с сообщниками постепенно разворачивают свой план. Еще до подписания договоров, а именно — в конце октября, детективы уже «писали» разговоры Лозинского с сообщниками, где они якобы даже понимали криминальную перспективу своей деятельности. Но продолжили ее.
Издание «Тиждень» обратило внимание на тот факт, что в то время, когда закупки еще не были осуществлены, а участники всего лишь обсуждали схему, в правительстве уже говорили о закупке, как о свершившемся факте.
«Я говорю откровенно, мы будем искать варианты, как бы завершить этот проект, — говорил новый глава УкрНИИводоканалпроекта сразу после или незадолго до назначения главой института. — У нас тоже не может быть „если бы мы не то, что“. Во-первых, политически не поймут, потому что они даже… [от] премьера прозвучало, что мы закупили. Я как услышал, знаете, аж падал под стол, — отвечает Лозинский. — И я по телевизору слышал, — добавляет собеседник».
Также «Тиждень» добавляет, что в речи прокурора прозвучали имена, чья роль в деле еще не понятна никак: Вячеслав Медяник (нардеп «Слуги народа»), Ростислав Шурма (заместитель главы Офиса президента), Денис Кудин (первый замминистра экономики). Со всеми встречался Сергей Кривой — человек, которого следствие считает ключевым фигурантом схемы. Его суд арестовал еще до Лозинского.
Интересно, что дерзкая сделка почти никак не сказалась на репутации Министерства развития общин, территорий и инфраструктуры, поскольку Лозинский был там относительно «инородным телом»: он пришел в министерство, еще когда министром был нынешний премьер Денис Шмыгаль, пересидел там Алексея Чернышева, отправившегося в «Нафтогаз», и фактически от предшественников достался «в наследство» Александру Кубракову, возглавившему объединенное ведомство.
И — что уже намного удивительнее — это дело никоим образом не задело репутацию Дениса Шмыгаля. А зря, ведь именно Шмыгаль привел Лозинского сначала в региональную власть во Львовской области, а затем и в большую политику. Поэтому было бы логично, если бы он нес политическую ответственность за своего «протеже». Впрочем, за полтора года расследования дела Шмыгаль никак не комментировал ни коррупционную схему Лозинского, ни то, как правительство намерено предотвращать такие истории в будущем.
Кажется, что они познакомились не позднее 2011 года, когда Шмыгаль возглавлял (с 2009-го) Главное управление экономики Львовской ОГА (с 2010-го — Главное управление экономики и инвестиций). В 2011 году 25-летний Лозинский уже работал в должности начальника отдела инвестиционной политики и мониторинга деятельности свободных экономических зон и территорий приоритетного развития; занимал другие должности в главном управлении под руководством Шмыгаля.
Дальше будущий премьер пытался не расставаться с «перспективным кадром». С января по декабрь 2013 года Шмыгаль был директором департамента экономического развития, инвестиций, торговли и промышленности Львовской ОГА. В то же время Лозинский занимал должность начальника управления инвестиционной политики в этом департаменте. После того, как Шмыгаль стал заместителем начальника ГУ Миндоходов во Львовской области в ноябре 2014 года, его место во главе департамента в ЛОГА занял именно Лозинский.
Параллельно Лозинский выстраивал связи с местной политической элитой. К примеру, с братьями Дубневичами, которые, по данным местных СМИ, могли финансировать деятельность Лозинского и Шмыгаля в обладминистрации. Интересный факт: когда в 2017 году на Львовщине выбрали победителей отбора инвестиционных программ и проектов Государственного фонда регионального развития, третий год подряд больше всего денег получили четыре района (Пустомытовский, Городоцкий, Самборский и Мостисский), которые, по «стечению обстоятельств», являются избирательными округами, где избрали народных депутатов Богдана и Ярослава Дубневичей от блока БПП. Выбором проектов и решением их финансирования занималась специально созданная комиссия, в которую среди всех остальных вошли: исполнительный директор Областной ассоциации «Советы Львовщины» Василий Лозинский и президент ассоциации «Западноукраинский энергетический кластер» Денис Шмыгаль. Слухи об «откатах» за получение финансирования проектов сразу заполонили инфопространство, однако так и не нашли официального подтверждения.
Еще одна «точка прикосновения» Шмыгаля и Лозинского — это бывший краткосрочный глава Львовской ОГА Маркиян Мальский. Соучредителем Ассоциации «Западноукраинский энергетический кластер», которую возглавлял Шмыгаль, было адвокатское объединение «Арцингер», где тогда работал Мальский. Когда в 2019 году Мальский возглавил обладминистрацию, то назначил Лозинского первым заместителем — вероятно, по протекции Шмыгаля. Именно с должности первого заместителя — исполняющего обязанности главы Львовской ОГА — Лозинский перешел работать в Министерство регионального развития, которое на месяц возглавил Шмыгаль, только придя с должности главы Ивано-Франковской ОГА.
Многочисленные общие фото в социальных сетях, участие в мероприятиях местного самоуправления, многолетняя работа бок о бок в органах государственной власти — все это указывает на возможную тесную личную и политическую связь Василия Лозинского и Дениса Шмыгаля. Впрочем, до сих пор открытым остается вопрос, который еще год назад задал главный редактор «Цензора» Юрий Бутусов: почему Шмыгаль не отреагировал на задержание одного из своих ближайших соратников? И могла ли разработка схемы получения взятки за поставку передвижных котельных по завышенной цене в разгар энергетического кризиса не согласовываться с премьер-министром в то время, когда обеспечение энергетической безопасности было ключевым вопросом деятельности правительства?
В СМИ уже появлялись свидетельства о том, что для уменьшения залога и выхода из-под стражи Василий Лозинский якобы мог дать показания об участии самого Дениса Шмыгаля если не в этой конкретной схеме с передвижными котельными, то в других похожих историях. Это, вероятно, позволило постепенно снизить залог. За два года, прошедших с лета 2022-го, правительство выделяло на энергообъекты десятки миллиардов гривен. Также десятками измеряются объемы публикаций о злоупотреблениях на подобных закупках. Правда, уровня замминистра коррупция больше не достигала. По крайней мере этого не зафиксировали антикоррупционные органы.
После подготовительного заседания 10 июля Высший антикоррупционный суд назначит слушание дела Лозинского по существу. Аргументы стороны обвинения уже, в сущности, изложены в публично доступном подозрении. А вот аргументы защиты могут стать сюрпризом и холодным душем для многих в действующей власти и прежде всего — для Шмыгаля. Если схема была согласована на высшем уровне, а из Лозинского просто сделали козла отпущения, он, очевидно, будет использовать все имеющиеся варианты уменьшить себе потенциальный срок в тюрьме, а раз так, то рассказать о «большой рыбе» — это наиболее логичный и ожидаемый сценарий развития событий. Особенно если такие показания уже были предоставлены, но в НАБУ не дали им хода, и тогда открытые судебные дебаты — едва ли не единственная возможность заявить о реальной иерархии коррупционных схем в правительстве. Другой вопрос, что на момент появления таких показаний Денис Шмыгаль уже может не занимать своего высокого кресла в должности премьера.
Ранее в СМИ назвали ключевые провалы Шмыгаля за 4,5 года в должности премьера.