В воскресенье, 22 сентября в Киеве планируется провести масштабный фестиваль ветеранской культуры «Коло ветеранів». Одним из его участников будет супруги Александр и Яна Ткачук. Александр — ветеран АТО, бывший сотрудник СБУ. Яна — веб-дизайнер. В первые месяцы полномасштабной войны они буквально с нуля открыли бизнес по созданию дизайнерских вышиванок. Собственное производство семейная пара начала в январе 2023 года. С тех пор увеличила продажи в пять раз. Прибыли позволили создать предприятие по разработке и выпуску беспилотников для фронта — коптеров и самолетов.
- В 2014 году, когда путинская россия развязала гибридную войну против Украины, я служил в СБУ, — рассказал «ФАКТАМ» Александр Ткачук. — Как и подавляющее большинство коллег, написал тогда рапорт о согласии участвовать в антитеррористической операции. В тот период на Донбассе многие местные (в том числе и те, кто во время Революции Достоинства участвовал в так называемом антимайдане) приходили к нам, чтобы добровольно воевать за целостность Украины. В командировки в зону боевых действий я ездил до 2018 года включительно. В том году завершился мой контракт с СБУ, и я решил попробовать себя в ІТ-сфере (сфере информационных технологий — Авт.).
— Чем конкретно занялись?
— Системами «умный дом». Когда началась большая война, я возглавлял компанию, которая разрабатывала такие системы и начала их изготовлять. На рынок (как украинский, так и зарубежный) мы вышли незадолго до полномасштабного вторжения — в 2021 году. Большая часть наших производственных мощностей находилась возле Киева в городе Ирпене, который в первый месяц войны был эпицентром ожесточенных боев. К сожалению, наше производство было тогда разрушено. Так что эта компания приостановила работу. Возрождать ее начнем, возможно, в 2026 году.
Читайте также: «Мы можем побеждать любую армию мира»: доброволец о танковом обстреле, тяжелом ранении, чмобиках и бизнесе после ампутации
— Чем занималась до войны ваша жена?
— Была веб-дизайнером, специализировалась на веб-визуализации. Из-за полномасштабного вторжения международные компании перестали заказывать такого рода услуги в Украине, потому что, по их мнению, это связано с рисками.
— Как в начале полномасштабной войны у вас с женой возникла идея начать бизнес по разработке и производству дизайнерских вышиванок?
— Идея появилась из желания дарить вышиванки иностранцам, которые помогали Украине. Расскажу немного поподробнее. В первые дни после незабываемого 24 февраля мы несли службу на блокпостах в Киеве. Впоследствии перед нашим блокпостом выросли другие. Мы занялись волонтерством. Тогда у нас и возникла идея дарить вышиванки иностранцам, оказывавшим разнообразную поддержку Украине. Оказалось, что выбор не слишком обширен, а вышиванок больших размеров фактически не предлагалось. Производители говорили: можете заказать, но изготовления придется подождать 1,5−2 месяца. Возникла идея самим заняться производством вышиванок. Мы не имели в этом деле опыта, но у нас было большое искреннее желание воплотить замысел.
— С чего начали?
— С создания интернет-магазина — чтобы разобраться, какой вообще спрос на вышиванки. Оказалось, что многие хотят их иметь. Так что мы решили организовать собственное производство. К тому же жена взяла на себя разработку дизайна вышиванок. Она создает эскизы, а машина под управлением компьютера вышивает их на наших изделиях.
— У вас был стартовый капитал на приобретение оборудования?
- Нужной суммы у нас не было. Поэтому я подал заявку на грант по программе «Варто» Украинского ветеранского фонда. Если честно, не слишком надеялся, что этот бизнес получит финансирование, ведь, как я уже сказал, у нас с женой не было тогда опыта производства вышиванок, к тому же наш проект был совершенно новым, а не уже существующим. Но бизнес-план, который я подал, убедил жюри, что имеем реальные шансы добиться успеха. Нам выделили грант в один миллион гривен. Это достаточно весомая для нас сумма. Плюсом является и то, что этот грант не предусматривает дополнительных условий, например, обязательно трудоустроить определенное количество лиц или вернуть впоследствии средства налогами.
Очень приятно, что сейчас создается множество программ для поддержки ветеранского бизнеса. По этому пути Минветеранов и Украинский ветеранский фонд движутся ускоренными темпами. Кроме прямой поддержки средствами, УВФ предоставляет возможность обучения (или переквалификации), сотрудничает с бизнес-школами для предоставления консультаций ветеранскому бизнесу. Опека ветеранов возвращается государству многократно, ведь нет ветеранского бизнеса, который не помогал бы фронту, побратимам.
— Вам хватило гранта на приобретение необходимых машин?
- Нет такого бизнеса, владельцы которого могут сказать, что денег хватает на все. Но миллиона было достаточно для формирования первоначального ядра нашего производства. Кроме того, мы подали заявку еще и на меньший грант по программе «єРобота», по которой в случае получения средств, ты должен трудоустроить определенное количество людей. Мы получили и это финансирование.
Собственное производство мы открыли в январе 2023 года в Ивано-Франковске. С тех пор увеличили его примерно в пять раз. Также есть во Львове свой онлайн-магазин. А в Канаде открыли представительство. Планируем выходить на другие внешние рынки.
— За счет чего удалось добиться таких показателей?
— Наш бизнес не о деньгах, а, в первую очередь, об удовлетворении потребностей клиентов. Мы постоянно проводим опросы и понимаем, что интересует людей. Под их запросы производим и модернизируем продукцию. Это эффективный подход: бизнес, который исходит из потребностей клиента, не может не быть успешным.
Читайте также: «За полтора года не съел даже плитки шоколада. Все идет на реализацию и ВСУ»: школьник с Черниговщины помогает фронту, готовя сладости
От прибылей, которые имеем на производстве вышиванок, отшиваем для армии флисовые куртки, различные узкопрофильные элементы военной формы (как, например, подсумки), флаги.
А с нынешнего года мы занимаемся дронами — опять же за счет наших доходов. Речь идет не только о квадрокоптерах, но и крылатых дронах (беспилотные самолеты — чтобы увеличить дальность боевой работы — Авт.). Теперь дроны -отдельное направление нашей деятельности. Мы уже создали производство по их изготовлению. Наш инженер прошел очное обучение в Киеве. Также мы учились онлайн.
— У вас есть готовые к применению на войне беспилотники собственной разработки?
- Да, есть. Испытываем их с помощью друзей, воюющих на фронте. А также ветеранов, которые в одном из городов на западе страны производят системы РЭБ — тестируем на них наши дроны на способность противодействовать РЭБам. Методом проб и ошибок мы создали свой модельный ряд беспилотников.
— Наладили их серийное производство?
— Нет. Выпускается пока поштучно. Но мы в процессе подготовки к серийному производству. Начнем его в ближайшие несколько месяцев.
— Вернемся к вышиванкам. Воспроизводите в них старинные образцы украинской вышивки?
— В нескольких моделях, которые мы предлагаем, жена полностью воспроизвела семейные вышиванки, сохранившиеся в семьях наших заказчиков. То есть люди обращались к нам, имея вышивки своих бабушек, прабабушек. Эти заказчики дали согласие на воспроизведение и распространение их семейных вышивок. Так изделия с этими вышивками стали частью ассортимента нашей продукции. Остальные образцы являются либо полностью авторской работой Яны, либо частично авторские — когда некоторые элементы жена берет из старинных вышивок (в многих случаях она осовременивает эти орнаменты).
Где-то процентов 20−25 людей, которые к нам обращаются, просят сделать вышиванки в одном стиле для всех членов семьи. Часто бывает, что люди покупают одну вышиванку для себя. А потом заказывают для всей семьи.
Также не редко люди просят воспроизвести на вышиванках старинные вышивки по фотографиям или образцам, которые имеются в их семьях. Замечу, что именно вышиванок в семьях сохранилось мало. Но много осталось подушек и рушников с вышивками. Эти вышивки переносим на вышиванки, которые заказывают люди.
— Предлагаете сорочки, платья с вышивками регионов Украины?
— Да. Однако это непростая работа, ведь следует углубляться в массу разных нюансов, чтобы не наделать ошибок. Воспроизведение региональных вышивок осложняется тем, что сейчас поехать в этнографические музеи некоторых областей практически невозможно. В наших планах создать собственную коллекцию региональных вышивок, ведь на них есть спрос.
— Привлекаете в качестве консультантов этнографов, народных мастериц?
— Мы общаемся с некоторыми специалистами. Но есть определенные проблемы: точки зрения знатоков не всегда совпадают. А это значит, что на значительное количество вопросов нет устоявшейся всеми признанной точки зрения.
— Какие ткани используете?
— Где-то 90 процентов наших изделий сшиты из фабричной украинской ткани. Также работаем с импортной. Все они полностью натуральные — лен с хлопком. Что касается домотканого полотна, то мы пока не нашли мастеров, которые бы производили его в нужных нам объемах.
Читайте также: «На передовой была 5 раз, как-то попала под обстрел»: 65-летняя пенсионерка из Буковины волонтерит уже десять лет
— Работаете с заказчиками онлайн?
— Приблизительно с 95 процентами онлайн. Показываем заказчикам эскизы. Затем — видео вышитых образцов. При необходимости вносим коррективы. Где-то 99 процентов заказчиков довольны образцами, которые мы предлагаем.
Вход на фестиваль бесплатный, но из соображений безопасности требует обязательной предварительной регистрации, после чего гостям станет известно время и место происшествия.
Ранее «ФАКТЫ» писали, что в память о единственном сыне мама обустроила студию звукозаписи.
Фото предоставлено Александром Ткачуком