«Любящий сын и брат, невероятно позитивный друг, который умел с улыбкой встречать трудности жизни», — так отзываются родные и близкие о 34-летнем младшем сержанте Анатолии Доманском из Ивано-Франковска. Весной 2023 года он без колебаний стал на защиту Украины. Стоял на обороне территорий Донецкого направления. Прошел ускоренный учебный курс подготовки в Великобритании, где и получил квалификацию боевого медика взвода. После возвращения из-за границы отважный защитник в составе 35-й отдельной бригады морской пехоты имени контр-адмирала Михаила Остроградского продолжил службу в Донецкой области. Во время службы боевым медиком он «вытащил с того света» многих ребят. За что и был представлен к награде «За спасенные жизни», но, к сожалению, не успел ее получить.
Впоследствии батальон перевели на Херсонщину, где форсируя Днепр, Анатолий с побратимами обороняли село Крынки, что на левобережье. То, что прошли там наши защитники, стоит фильма, ведь это пребывание под постоянным огнем врага, крайне сложная географически местность и вместе с тем безумный героизм. Крынки стали последним местом службы Анатолия, его жизнь оборвалась 21 апреля 2024 года в результате артиллерийского обстрела россиян, когда он спасал своего побратима… Дома защитника ждали родители, сестра и племянники, которых он любил больше жизни.
- Анатолий рос очень живым мальчиком. Добрым, вежливым и заботливым сыном, братом. А еще он был настоящим патриотом Украины и действительно мужественным воином. Будучи даже на войне заботился о родных, — со слезами на глазах рассказала «ФАКТАМ» сестра героя Валентина Кулиний. — Вспоминаю случай, когда Анатолий вернулся с боевого задания через пару дней после маминого дня рождения, и сразу перезвонил ей, чтобы сообщить, что его поменяли. То первое, что он сделал — поздравил маму и попросил прощения, что не смог сделать это вовремя. Даже во время выполнения тяжелых боевых задач он нашел время для того, чтобы записать видеопоздравление с днем рождения племянницы, которая была для него крестницей. Но, к сожалению, мы его увидели после гибели брата. Вот такой был наш Толик, таким он и останется в нашей памяти и наших сердцах. К сожалению, собственной семьи он не успел создать, хотя очень об этом мечтал.
Читайте также: «Я не прошу наград, прошу лишь человеческого отношения», — мать бойца о его мытарствах после плена
На войну Анатолий Доманский попал по мобилизации, получил повестку. Родным об этом ничего не сказал.
- Думал, что не мобилизуют, потому что у него был врожденный порок сердца. На ВВК предоставил все необходимые документы, которые это подтверждали. Но несмотря на это, его направили на дообследование, чтобы убедиться в этом. После подтверждения данного диагноза, брата все равно признали пригодным и с ВВК уже не отпустили даже для того, чтобы собрать какие-то вещи, — добавляет собеседница. — Первой об этом узнала я. Толик мне перезвонил и сообщил все детали. От этой новости у меня прямо ноги подкосились. Как оказалось, у него был уже был сложенный рюкзак на случай, если его мобилизуют. По телефону брат рассказал, где спрятал этот рюкзак и попросил подвезти ему. Маме эту новость я сообщила, когда пришла за вещами брата. Для нее это был шок, она очень долго плакала. Отговаривали Анатолия неоднократно. По состоянию здоровья мамы брат также имел возможность оформить документы по уходу и освободиться от службы. Но он отказывался от этого.
Боец проходил службу в составе 35-й отдельной бригады морской пехоты имени контр-адмирала Михаила Остроградского. Боевой путь начался в Донецкой области. Впоследствии Анатолий Доманский прошел набор на обучение медиков в Великобритании.
- После того как брату предложили это, он согласился, не колеблясь. Обучение длилось 6 недель. Хотя отношения к медицине у него не было, несмотря на все Толик сдал все экзамены, теорию и практику на отлично. В результате чего получил квалификацию «Боевого медика взвода». Помню, он нам с мамой позвонил и сказал: «Вы представляете, мне дали боевого медика, да еще и взвода». Он был очень рад этому. После возвращения из-за границы, брат повторно сдавал с ребятами еще в Украине экзамены, где также все было на отлично, за что и получил звание младшего сержанта. О боях ничего не хотел рассказывать, чтобы не расстраивать нас. Только знаю один случай, как были еще в Донецкой области, и после штурма Анатолий немного прилег в блиндаже отдохнуть, им сообщили, что по ним работает артиллерия. У ребят были секунды, чтобы спастись. Толик сказал, что успел только схватить оружие и медицинский рюкзак, не успел даже обуться, бежал босой.
Читайте также: «Образования воспитателя нет, делаю все интуитивно»: единственный в Украине ветеран-воспитатель работает в детсаду Житомира
Вскоре его батальон перевели на оборону Херсонщины, где форсируя Днепр, бойцы освобождали левобережье от оккупантов. 13 декабря 2023 года брат получил свое первое ранение осколками и контузию. Ехал на реабилитацию, и ночью на дороге у него сломался автомобиль в 500 километрах от дома. Дождавшись утра, брат написал мне, что не звонил, потому что не знал, проснулась ли я уже, и попросил забрать его. Я его набрала и спросила почему сразу не сделал этого. А он ответил: «Не хотел будить». Даже в такой ситуации Анатолий думал не о себе, своей усталости и состоянии, а обо мне. Был дома тогда почти месяц. Этот месяц для нас, можно сказать, был самый спокойный. Хотя знали, что придет день, и он снова уедет. Мы с мамой за это время его просили, чтобы воспользовался возможностью и оформил документы по уходу за мамой. Он согласился. Тогда мы приготовили весь пакет, брат взял все с собой. 21 января 2024 года Толик вернулся к выполнению своих обязанностей, и обещал нам, что как только доедет, то сразу на КСП напишет рапорт. Мы отпускали его со спокойной душой. Но, к сожалению, в тот вечер видели его в последний раз.
Когда 25 января он нам позвонил и сообщил, что едет на задание, то сказал, что не написал рапорт, потому что не может оставить ребят. Что другие медики там уже долго и им нужна замена. Говорил, что едет только на 10 дней в Крынки на Херсонщину. Это был последний телефонный разговор мамы с сыном. Эти 10 дней растянулись на три адских месяца для нас и для него тоже. Мне Толик звонил 14 февраля. Была местность, где появилась сеть, он с телефона побратима меня набрал сказать, что жив и здоров, и что будет там еще долго.
Периодически мне звонили ребята, которых меняли, брат давал мой номер, чтобы они передали привет и сообщили, что с ним все хорошо. Также маме 8 марта звонил командир брата, Анатолий попросил от его имени поздравить ее с праздником, потому что у него самого сделать это не было возможности. Все это время мы с мамой ежедневно звонили на горячую линию батальона, чтобы узнать, все ли в порядке с братом. Я присоединилась ко всем возможным группам в соцсетях, поддерживала общение с семьями, у кого близкие также были в Крынках. 5 апреля по моей просьбе нам записали голосовое по рации от брата. Первые слова, которые он сказал были: «Привет всем, я вас очень сильно люблю», больше его голоса мы уже не услышали. Каждый вечер мы ложились с надеждой, что утром он позвонит и скажет как всегда: «Я вышел, меня поменяли». Не суждено было…
Читайте также: Машинка для набивки гильз не выдерживает: пенсионер с Полтавщины наладил дома производство «товаров спецназначения» для бойцов ВСУ
О том, что Анатолий Доманский погиб, его сестра узнала, когда была на работе. Это было 25 апреля.
- В одной из групп в вайбере жена военного написала: «Есть информация об „Эмигранте“, откликнитесь, кто спрашивал». «Эмигрант» это был позывной брата. Впоследствии в личные сообщения она написала, что мой брат погиб на переправе. Об этом она узнала в больнице, когда была у своего мужа, от ребят, которых привезли с ранениями. Говорила, что в коридорах только все и говорили об «Эмигранте», очень плакали и говорили, что когда погибает медик, то это очень большая потеря для всех. После этих слов у меня началась истерика, словами этого состояния не описать. Мне не хотелось в это верить. Я не знала, что я должна делать, куда звонить и к кому, чтобы мне сказали, что это не тот «Эмигрант», что с моим братом все хорошо, и он жив и здоров. И главное — как об этом сказать маме.
Я долго не решалась сказать ей об этом, хотела дождаться утра и тогда сообщить. Но материнское сердце предчувствовало беду, в то время она звонила мне и спрашивала, все ли хорошо, говорила, что на душе у нее не спокойно, что какая-то тревога целый день. Поэтому я решила все же пойти к ней и рассказать эту трагическую новость. После услышанного сердце мамы разрывалось от отчаяния и боли, это был невыносимый крик души. Ее состояние в тот вечер было очень тяжелым, мне приходилось дважды вызывать бригаду скорой помощи. На следующий день маме принесли извещение, которое подтвердило, что 21 апреля наш Анатолий погиб.
Читайте также: «Мог спокойно работать фельдшером в больнице»: спасая раненых, героически погиб 19-летний военный медик с Харьковщины
Похоронили мы его на кладбище села Волчинец, что неподалеку от нашего дома. Эту потерю мы переживаем очень тяжело. Ежедневно посещаем его могилку. Не можем смириться и принять тот факт, что больше не увидим и не услышим его. На душе пустота, на сердце — сильная тоска по нему. Хочется, чтобы утром братик позвонил, разбудил и сказал, что это все просто страшный сон, что скоро война закончится и он вернется домой.
Тяжело переживают потерю бойца и его побратимы. Его командир Слава (просил не афишировать фамилию в целях безопасности) рассказал «ФАКТАМ», что Анатолий был действительно квалифицированным боевым медиком.
- В Крынках ему неоднократно приходилось спасать жизни побратимов, а также длительно их поддерживать до момента эвакуации. Благодаря его усилиям было эвакуировано много раненых, о которых говорили, что они уже не выживут, — говорит командир. — Так, однажды, когда в позицию попал танковый снаряд, и осколком парню перебило брюшную полость, то Анатолий не растерялся. Он как высококвалифицированный хирург провел операцию по сбору органов обратно и сшивание брюшины, благодаря этому удалось стабилизировать парня и через три дня его эвакуировать и передать врачам. Были тяжелые случаи, когда Анатолий падал духом, но не оставлял других и подбадривал. Многие его побратимы благодарят его за спасенную жизнь. К сожалению, за все длительное время, проведенное в Крынках, Анатолий также получал неоднократно ранения, но продолжал работать с более тяжелыми ранеными. Во время эвакуации Анатолий погиб, прикрыв раненого побратима от осколков. Он получил смертельное ранение и отдал свою жизнь ради спасения раненого. Вечная слава герою…
Еще один побратим павшего — Константин — вспоминает Анатолия как всегда положительного и светлого человека.
- Никогда никому не отказывал. Всегда вел себя достойно, с ним было приятно работать. Однажды отказался от эвакуации, потому что не хотел оставлять меня там одного. Наших ребят тогда уже вывели, остался я, он и еще двое, которые были на подстраховке на эвакуацию. Очень трудно мне об этом говорить, потому что много прошли вместе сложных моментов. О службе с «Эмигрантом» можно говорить много и долго. Это очень тяжелая потеря для нас.
Читайте также: «Когда узнали, что сын пропал без вести, у его отца случился инсульт»: российские оккупанты расстреляли военнопленного Ивана Григуса
После гибели Анатолия Доманского представили к награде «За мужество» III степени, он награжден знаком отличия «За честь и доблесть» (посмертно) от городского головы Ивано- Франковска. А недавно семья бойца зарегистрировала петицию к главе государства, в которой просит присвоить боевому медику звание Героя Украины. Они будут благодарны всем за поддержку и подписи.
- Инициатором создания петиции была я, — добавляет сестра воина. — Потому что мой брат совершил героический поступок. Ценой собственной жизни сохранил жизнь побратима. И вообще, я считаю, что звание Героя Украины заслуживает каждый военный, который стоит на защите нашей Родины, без создания петиции.
Ранее «ФАКТЫ» писали о гибели на Донбассе лейтенанта спецподразделения «Омега» Виталия Гардта, спасшего жизнь сотням бойцов.
Фото предоставила сестра павшего воина Валентина Кулиний