Происшествия

Проверять билеты у людей, приезжающих в киев на электричках, «мобилизовали» даже вокзальных сантехников и уборщиц

0:00 — 2 сентября 2005 eye 317

Толпы разгоряченных пассажиров ежедневно ломают по пять-семь турникетов

Нововведение, внедренное на станциях «Киев-Пассажирский» и «Караваевы дачи», казалось бы, простое: сойдя с электрички, пассажир должен подойти к турникету, вставить в специальную щель билет (штрих-кодом вверх) и пройти без проблем. На прошлой неделе приезжих «тренировали», проверяя билеты по пару часов в день. В результате — давка, ругань, сломанные турникеты и даже рукоприкладство. Перронные контролеры рассказали нам, что одну их коллегу огрели по голове зонтиком, другую ударили по лицу рукой. Но железнодорожников это не остановило: с минувшего понедельника контроль стал круглосуточным.

Корреспонденты «ФАКТОВ» были на киевском железнодорожном вокзале в минувший вторник с 12 до 14 часов. Казалось бы, время далеко не самое напряженное, час пик уже миновал. Но на подмогу контролерам пришлось выйти даже заместителю начальника пригородного вокзала Валентине Лихман.

- Подождите немного, — сказала она.  — Скоро подойдут две электрички — из Мироновки и Козятина. Обычно в них примерно по тысяче пассажиров. Многие люди едут с большущими сумками и тележками — везут на продажу овощи и фрукты. Тогда все сами увидите и услышите… Уж не знаю, сколько нужно приколоть булавок, чтобы защититься от проклятий, которые летят в адрес наших контролеров. Пассажиры злобно выкрикивают нехорошие слова, плюются…

К немалому нашему удивлению, у турникетов выстроились вокзальные рабочие: сантехники, электрики, уборщицы. Их пришлось временно «мобилизовать» на подмогу двум женщинам (перронным контролерам) и двоим охранникам.

- Тяжелее всего, когда примерно в одно и то же время одни электрички отправляются, а другие прибывают, — говорит перронный контролер Оксана Романенко.  — Тогда толпа валит с двух сторон: и на перрон, и с него. Хотя вход и выход разделены (двадцать турникетов справа работают на входе, пятнадцать слева — на выходе), многие пассажиры идут куда придется, и столпотворение становится еще больше. Ну, хватит вопросы задавать, электрички прибыли.

Что тут началось: за несколько минут возле турникетов собралась огромная толпа. Крики, покрасневшие лица… Многие пассажиры были до того взбудоражены, что никак не могли попасть билетом в предназначенное для него отверстие. «Чуть не задавили», — выдохнул пробежавший мимо меня парень. «Дурдом (кстати, это слово почему-то выкрикивали очень часто.  — Авт. )! Что вы здесь понаставили? Взорвать ваши турникеты надо!» — выпалила прошедшая контроль злобная старушка. «Так это же на благо народа!» — выкрикнул из толпы какой-то шутник. «Мужчина, не давите на турникет, он

15 тысяч гривен стоит», — взывала к пассажиру заместитель начальника вокзала. «Где моя дочка?!» — раздался крик прошедшей турникет женщины. «Да вот она», — вокзальный рабочий взял на руки девчушку лет десяти и передал через ограду маме.

Тем временем толпа бросилась штурмовать и те турникеты, которые предназначены для входа на перрон. Молодежь начала прыгать через них и через ограду. Визг, крики, нервный смех… Работники вокзала мужественно закрывали «бреши в обороне», становясь на пути потока пассажиров.

Любопытно, что милиционеры стояли в стороне и даже не пытались вмешаться в ситуацию.

- Мы пару дней помогали контролерам, делали устные предупреждения не в меру разгорячившимся пассажирам, а теперь пусть железнодорожники справляются сами, — просветили нас стражи порядка.

- Требуют сознательности, — обратился ко мне пассажир, сумевший сохранить спокойствие.  — Я за сознательность. Но, если мне платят 400 гривен, разве я могу позволить себе покупать билет за шесть? Зарплату дайте, как в Европе, тогда и требуйте.

Остановленных безбилетников направляли к проводнику-кассиру Николаю Масленникову, стоявшему с переносным кассовым аппаратом.

- С утра уже 180 гривен «наторговал», — сообщил он.  — «Зайцы», как правило, покупают у меня билеты от самых ближних станций: «Киев-Волынский», «Тарасовка», «Боярка», «Вишневое». Цена на эти билеты минимальная — от 1,28 до 1,71 гривни. Но, где на самом деле сели в электричку эти люди и сколько с них причитается, установить невозможно. Скажем, сел в Фастове, а сказал, что в Тарасовке, и сэкономил более четырех гривен.

Когда толпа отхлынула, мы подошли к механику по наладке турникетов Антону Иванову.

- Работы у меня предостаточно: пассажиры ежедневно выводят из строя по пять-семь турникетов, — сказал он.

- А я думаю, что скоро все это закончится — после первого же серьезного инцидента, — заявила на прощание одна из перронных контролеров. Выдерживать «штурмы» женщинам приходится по 12 часов в сутки (столько длится смена).

Руководство «Укрзалчзницч» придерживается иного мнения: турникеты установят и на других станциях, а пассажиры к ним постепенно привыкнут. Нововведение должно заставить «зайцев» платить за проезд. Убытки от перевозок на пригородных электричках ныне колоссальные. По данным железнодорожников, за семь месяцев текущего года они составили 480 миллионов гривен!