Незначительно подорожали иномарки и на автобазарах, однако, по прогнозам, к середине осени стоимость автомобилей поднимется на 5-10 процентов
С увеличением в середине августа ввозных пошлин с 20 до 25 процентов стоимость импортных машин, завезенных уже по новым правилам, автоматически увеличивается на 3-5 процентов. Однако волна подорожания охватила далеко не все автосалоны. Некоторые компании распродают старые запасы, другие сокращают свою торговую наценку, стараясь сохранить объем продаж. На автобазарах, по словам торговцев, сейчас тоже неразбериха — часть автомобилей подорожала, а другая еще нет. «ФАКТЫ» провели собственное расследование, чтобы узнать, что же в действительности происходит с ценами на машины и чего нам ждать завтра.
Панике среди автолюбителей немало способствовал неожиданно возникший дефицит автомобилей во многих салонах. К примеру, в столичном автоцентре, продающем «Шкоды», не оказалось «Октавии» с турбированным мотором. Следующая партия машин, сказали нам консультанты, придет только в середине сентября. И, останется ли прежней цена, неизвестно. Однако в пресс-службе компании, владеющей закарпатским заводом по сборке «Шкод», нас поспешили успокоить. Чешские автомобили в ближайшее время не подорожают. А нехватка машин в некоторых салонах связана с резким ростом продаж. Если в июле прошлого года в Украине купили чуть больше пятисот новых «Шкод», то в нынешнем — тысячу триста. Вдобавок закарпатский завод летом уходил на каникулы.
В принципе, повышение пошлин не должно коснуться автомобилей, которые собираются в Украине. Поэтому эти машины подорожание затронуть не должно (к разряду «отечественных» относятся и некоторые модели «Фольксвагена» с того же завода «Шкоды»). Но на всякий случай мы перезвонили крупнейшему украинскому производителю — корпорации «УкрАвто». Нам ответили, что корпорация не видит причин повышать цены на ЗАЗы, ВАЗы, «Дэу» и «Шевроле». А вот «Мерседес», «Крайслер» и «Джип», представительства которых входят в состав корпорации, подорожают на 4-4,5 процента в зависимости от модели. Однако примерно на столько же поднимется стоимость и у конкурента — представителя компании «БМВ». В салонах «Вольво» и «Ягуар» цены вырастут пока лишь на 2-3 процента. Из премиум-брэндов только «Лэнд Ровер» и «Порше» в ближайшее время свои ценники оставят без изменений. Этот почин поддержала часть японских марок.
- В конце весны, — пояснили нам официальные представители «Мицубиси», — по стране прокатилась первая волна ажиотажа — народ запасался машинами в преддверии первого повышения пошлин. Наши склады очень быстро опустели, и мы немного подняли цены. Сейчас склады заполнены, поэтому мы готовы пожертвовать частью прибыли.
Представители «Ниссана» тоже пообещали «ФАКТАМ», что в течение сентября не станут повышать цены, но с октября они, вероятно, подскочат на 3-5 процентов. А вот партнер «Ниссана» марка «Рено», с которой они входят в один концерн, уже поспешила поднять цены. У «Форда» также подорожание, но не на все модели. Стоимость «Мондео» и «Фокуса» выросла на 300-600 евро. Жаль, но летние акции «Мазды» уже закончились: за две недели до начала сентября народ расхватал самую популярную машину среднего класса в Украине — «шестую» модель. С осени в продаже новая, немного модифицированная «шестерка», но, увы, ощутимо дороже прежней. Зато пока держатся корейцы — «Киа» и «Хюндай». Обещают не поднимать цены и на ВАЗы сборки Луцкого автомобильного завода.
Слухи о подорожании взбудоражили и покупателей, присматривающих себе подержанные машины. Автомобили, объявления о продаже которых кочевали из номера в номер автокаталогов, неожиданно оказались раскупленными. Еще до выхода информации о продаже машины ее выхватывали знакомые и друзья. По словам главного редактора каталога «Автобазар» Юрия Негрея, давно не было такого числа желающих снять объявление и вернуть деньги, уплаченные за его публикацию. Тот же, кто все-таки решил продавать машину через автокаталог, заблаговременно поднял цены. Чтобы уже наверняка не прогадать. В итоге стоимость подержанных автомобилей скакнула на 5-10 процентов. Ведь, когда в салонах машин нет, с ценами ничего не ясно, а с экранов телевизоров пугают нарастающей инфляцией, особо торговаться не приходится.
Однако, несмотря на грядущее подорожание, в минувшие выходные на авторынке ажиотажа не наблюдалось. Когда-то, чтобы занять хоть какое-нибудь место, сюда приезжали в пять-шесть утра. Сейчас же торговая площадь заполнена далеко не полностью. Продавцы говорят, что народ догуливает последние теплые деньки: «Вот посмотрите, похолодает — яблоку негде будет упасть!» Пока же на рынке относительное затишье. Одни и те же автомобили продаются в течение месяца. Поднимать цены владельцы пока не собираются (хотя фактически стоимость растаможивания подержанных машин выросла в среднем на 300-700 долларов). Ажиотажа нет — покупатель давно стал побаиваться «машин с базара». Ни для кого не секрет, что 90 процентов здешнего товара — это восстановленные перекупщиками, побывавшие в авариях и прошедшие через не одни руки автомобили. Кроме того, у всех машин минимум два-три года пробега по Украине. В то время как наш год — все равно что три немецких. Помимо этого, закон автобазара — никаких резких скачков, а плавное повышение цен.
Все понимают, что через пару месяцев все подорожает, но сейчас поднимать цены бессмысленно — покупателя все равно нет. Взвинтили цены лишь продавцы двух-трехлетних машин тех моделей, которые оказались раскупленными в салонах. Но оживление заметно лишь возле автомобилей с сомнительными документами. Вокруг них всегда полно народу — предложения хоть и рискованные, но заманчивые. К примеру, наш эмигрант-пенсионер из Германии предлагает купить десятилетнюю «пятерку» «БМВ» всего за пять тысяч долларов, хотя рыночная цена автомобиля выше как минимум вдвое.
- Я несколько раз в год приезжаю в Киев, — объяснил наш бывший соотечественник. — И, чтобы не тратиться на билет, везу машину. Ставлю на временный учет, получаю номера, техпаспорт. И продаю по доверенности.
- А что же вы на границе объясняете? — изумились мы. — Ведь вы обязаны этот автомобиль вывезти обратно.
- Да чего там, — хитро улыбнулся пенсионер, — даешь двести евро — и все. А ты, молодой человек, не боись. Поездишь год — сдашь машину на запчасти. Тут один мотор четыре тысячи стоит. А прижмут тебя, позвонишь по этому телефончику.
Много на базаре и безномерных автомобилей — наследия времен «махровой коррупции». Машинки эти официально стоят на учете в ГАИ, но в отличие от нормальных автомобилей не имеют номера кузова, о чем свидетельствует отметка в техпаспорте. И хотя продают безномерные автомобили ниже их реальной рыночной стоимости, покупать такой автомобиль рискованно. Ведь, скорее всего, машину несколько лет назад украли в Европе, нелегально завезли в Украину, здесь срезали номера кузова, а потом с помощью различных махинаций поставили на милицейский учет. Выезжать на такой машине за пределы Украины нельзя. Есть опасность быть пойманным и в нашей стране. Номера выбиваются в нескольких, в том числе труднодоступных, местах кузова. И если правоохранители проведут тщательную проверку, то может обнаружиться, что машина находится в розыске Интерпола. Правда, возвращение автомобиля прежнему хозяину — очень сложная процедура. Тем не менее приобретать «бээнки» не советуют. Впоследствии найти очередного покупателя будет достаточно сложно.