Когда практически немому 6-летнему игорю надели на уши слуховые аппараты, он сказал: «я слышу! »

0:00 — 8 сентября 2005 eye 803

В Украине из 200 тысяч детей с нарушениями слуха меньше одного процента обращается за помощью к сурдологам. А ведь этих детей можно научить говорить

«Глухота не приговор!»

К началу учебного года в школу-интернат для слабослышащих в селе Березовка Житомирской области приехали самые маленькие ученики, чтобы получить от сотрудников слухового центра «Реотон» современные цифровые аппараты.

- Наш центр начал специальный проект помощи детям с нарушениями слуха и речи «Каждый ребенок должен услышать свой первый звонок», — рассказывает заместитель директора слухового центра «Реотон» Максим Гамаев.  — Мы намеренно выбрали сельскую школу, поскольку в столице есть государственная и много благотворительных программ, киевляне имеют больше возможностей. Подарили 24 современных цифровых аппарата 12 маленьким ученикам. В возрасте пяти-шести лет ребенок еще сможет научиться слышать звуки, а если с ним усиленно заниматься, будет говорить.

У нас есть программа для тех, кто живет не в Киеве. Раз в неделю в течение дня с ребенком занимаются наши специалисты. А домашние задания родители выполняют с малышом дома. Нам важно донести людям информацию о том, что глухота не приговор. Если приложить усилия, слабослышащий ребенок почти не будет отличаться от сверстников.

- Сын вприпрыжку шел в интернат, чтобы поскорее надеть слуховые аппараты, — рассказывает Светлана, мама Игоря.  — Пять дней в неделю он остается в интернате, куда его посоветовал отдать врач, поставивший диагноз тугоухость. Каждый раз жаль расставаться с ребенком, но здесь его учат, а что мы ему можем дать?

Сурдолог надевает Игорю аппараты на оба ушка. «Ты меня слышишь?» — спрашивает мальчика. «Слышу», — расплывается в улыбке Игорь. Специалист прикрывает свои губы листом бумаги, чтобы убедиться в том, что мальчик в самом деле слышит, а не читает по губам. Она говорит слова «мама», «бабушка», «собака». И мальчик повторяет их.

- Этот ребенок мог бы учиться в обычной школе, — говорит заведующая аудиологическим отделом слухового центра Алина Кочевая.  — У него тугоухость I-II степени, то есть сохранена почти половина слуха. С усилителями он слышит слова достаточно четко. Хотя упущено много времени, с новыми слуховыми аппаратами можно за год научить мальчика понимать речь и правильно говорить. Но это возможно сделать лишь на индивидуальных занятиях. Нужна ежедневная кропотливая работа по специальным методикам. Во многом результат зависит от усердия родителей. Их труд будет щедро вознагражден: мальчик сможет заниматься в обычной школе и в будущем построит свою жизнь, как и слышащие люди. Если же он останется среди глухих детей, то так и не научится общаться. Даже с аппаратом Игорь большинство слов воспринимает как иностранные.

Тугоухость развилась после гриппа

Пока Игорь дожидался своей очереди, он безмолвно играл с другими ребятами. На самом деле они «шумели», как все дети: накал эмоций передавали жесты. Малыши, которым уже надели слуховые аппараты, попадали в мир звуков. Они услышали голос мамы, музыку, шелест листьев. Одиннадцати детям с серьезными нарушениями слуха слуховые аппараты помогут слышать сигнал автомобиля, звонок, смех и плач. Большего уже не сделаешь, время, когда у них можно было развить слуховосприятие и речь, упущено. Но судьба Игоря сейчас зависит от того, воспользуются ли этим шансом родители.

Мальчик иногда заворачивал ушко и прислушивался. Так он интуитивно нашел способ усиливать звуки, превращая ушную раковину в стетоскоп. От этой привычки он сможет избавиться, когда привыкнет к слуховым аппаратам.

- Сын к двум годам произносил только слова «мама» и «папа», но мы списывали это на то, что мальчики начинают говорить позже, — вспоминает Светлана.  — Игорь отзывался на имя, просыпался от громких звуков. Нам в голову не приходило, что он мог не слышать. Потом врач объяснил, что ребенок, скорее всего, воспринимал звуковые вибрации телом. В два с половиной года сын заболел гриппом, который дал осложнение на уши, и слух совсем снизился. Наша семья живет в селе Малосилка Бердичевского района, мы повезли Игоря в районную поликлинику. Там ему поставили диагноз тугоухость и сказали, что нужен слуховой аппарат. В Киеве в Институте отоларингологии нас поставили на очередь. Честно говоря, я сразу не поняла, что это означает. Думала, что сын еще выздоровеет. А когда нам пришло приглашение из Житомирской школы для глухих детей, осознала, какое горе у нас случилось. Не хотелось увозить маленького ребенка из дому.

Мы купили у знакомых старенький слуховой аппарат за 300 гривен. Надели его сыну, стали греметь ложками, поварешками, чтобы узнать, помогает ли он ему. Всем на радость, оказалось, что Игорь в нем что-то слышит. Сын сам его утром надевал, настраивал. Я показывала своему мальчику картинки и громко говорила, что на них нарисовано, он повторял слова. Сейчас знает около 30, но не умеет складывать их в предложения. Год назад мы отдали Игоря в интернат для слабослышащих. На выходные забираем его домой. Игорь стал общительным, жестами и звуками пытается что-то рассказывать и расстраивается, когда его не понимают. Сын любит ходить в магазин. Я даю ему записку для продавщицы, но эта женщина рассказывает, что Игорь по-своему заказывает покупки. За год в школе сын научился читать печатными буквами, считать. Мы уже стали смиряться с его болезнью. У нас в селе есть глухой парень, который закончил интернат, работает, женился на слабослышащей девушке, и у них родился здоровый малыш.

Останется ли ребенок глухим или научится слышать и говорить, решается в раннем возрасте. Но многие родители не осознают, чего лишают своего малыша, смиряясь с его болезнью.

Нам показывают учебные классы в школе, в каждом есть оборудование, усиливающее звук. Дети надевают наушники, и учитель в микрофон рассказывает им урок. Печально то, что вне класса ребята снова оказываются в мире без звуков. Слуховые аппараты есть всего у нескольких учеников. Таких школ в Украине больше пятидесяти, в них учатся сотни детей.

- Здесь педагоги помогают нашим ребятам проявить себя в тех сферах, где они не будут чувствовать себя неполноценными, — рассказывает директор Березовской специализированной школы-интерната для детей со снижением слуха I-III степеней Любовь Васянович.  — В нашей школе в два раза больше уроков физкультуры, чем в других. Преподают заслуженные мастера спорта по волейболу. Наши ученики и выпускники с 1997 года входят в сборную Украины по волейболу среди глухих, несколько лет подряд ребята занимали призовые места. Подрастает новая смена, ежегодно младшие ученики участвуют в детских спортивных играх «Поверь в себя», которые проходят в «Артеке». Еще до окончания школы ребята знают, кем и где будут работать.

Первый слуховой аппарат следует надевать в три-шесть месяцев

Большинство старшеклассников обычных школ еще не знают, чем им в жизни заняться. Всегда сталкиваешься с проблемой выбора. Профессия для слабослышащего, если он в детстве не прошел реабилитацию, как правило, предопределена. В Украине есть предприятия, куда могут устроиться эти люди.

- Чтобы у каждого слабослышащего ребенка появился шанс свободно выбирать, чем ему заниматься в жизни, в Украине нужно создавать целостную систему ранней диагностики и детского слухопротезирования, — рассказывает Максим Гамаев.  — В развитых странах благодаря скрининговой диагностике нарушения слуха выявляют у новорожденных до месяца, первый слуховой аппарат детям надевают в три-шесть месяцев. Дело в том, что слуховые и речевые центры в головном мозге развиваются в первые два года жизни. Если ребенок не слышит, он не только не сможет говорить — у него неизбежна задержка интеллектуального развития. Нарушения слуха — одно из самых распространенных заболеваний на земном шаре. По мировой статистике, почти у 10 процентов населения есть нарушения слуха. Значит, в Украине таких людей более четырех миллионов. Большинство из них даже не подозревает, что можно эффективно компенсировать недостаток слуха. Даже те, кто пользуется слуховым аппаратом, носят его только на одном ухе, что не позволяет достичь желаемого результата. Бывает, ребенку выдают аппарат в качестве гуманитарной помощи, его не подбирают и не настраивают, в результате он не соответствует потребностям малыша.

Эту акцию нам помогли провести Всеукраинская общественная организация женщин-банкиров «За гармоническое развитие общества», Центральное управление общества глухих Украины и благотворительный фонд «Украина-3000».

Мы надеемся привлечь внимание к этой проблеме. Возможно, кто-то из бизнесменов захочет поучаствовать в акции. Диагностический прибор, который позволяет выявить у новорожденного нарушения слуха, стоит всего пять тысяч долларов. Если хотя бы в одном роддоме города будет такое оборудование, это позволит обследовать всех нуждающихся. Аппарат небольших размеров, поэтому его можно перевозить из больницы в больницу. Тем более что это исследование показано только тем детям, которые в группе риска.

- Какие факторы могут спровоцировать нарушения слуха?

- Травмы головы, родовые травмы плода, внутриутробные инфекции (токсоплазмоз, герпес, краснуха), перенесенные новорожденным инфекции (грипп, корь, эпидемический паротит, менингит, скарлатина). В группе риска дети, у которых в роду есть слабослышащие, те, кто оказался под воздействием резких звуков (например взрыва петард), принимавшие ототоксичные антибиотики (гентамицин, стрептомицин).

- Какие исследования сегодня можно сделать этим детям в Украине?

- Нужно начать с тестирования слуха (импедансометрии). Также маленьким пациентам обследуют слуховую функцию методом регистрации слуховых вызванных потенциалов. Старшим детям делают тональную и речевую аудиометрию. Все эти обследования можно пройти в НИИ отоларингологии, в Киевской городской детской больнице Ь 1, а также в нашем центре.

Не теряйте времени, не дожидайтесь, что ребенок разговорится. Если нарушения слуха диагностированы, это не приговор. Существуют эффективные методики развития слуха и речи. Ребенку нужно как можно раньше приобрести слуховые аппараты на оба ушка — это позволит ему лучше ориентироваться в пространстве.