Спорт

Мировая рекордсменка по прыжкам с шестом елена исинбаева: «бриллиант весом в карат за новое достижение стадиона в стокгольме мне еще не выдали»

0:00 — 6 августа 2005 eye 321

Сегодня в Хельсинки стартует чемпионат мира по легкой атлетике

Достоверной информации о прилете Елены Исинбаевой в Москву не было. Только слух: якобы после стокгольмского этапа турнира «Супер Гран-при» ИААФ обладательница фантастического рекорда в прыжках с шестом (Лондон, 22 июля, высота пять метров) может на несколько дней завернуть в Россию — перевести дома дух перед стартующим 6 августа в Хельсинки чемпионатом мира по легкой атлетике.

В «Шереметьево-2» рекордсменку никто не встречал — ни тебе цветов, ни поздравлений. Сопровождаемая тренером Евгением Трофимовым Лена рванула к авиакассам — за билетом на вечерний рейс до родного Волгограда. Но самолет из «Шереметьево-1» оказался заполнен под завязку. Оставался последний шанс — успеть на борт из «Домодедово». Тут и пригодилась моя машина. Погрузились в секунду, водитель ударил по газам, а я включил диктофон…

«Очень хотелось стать первой, кому покорились пять метров»

- Решили в конспирацию поиграть, Лена, просочиться на родину инкогнито?

- Дело не в играх. Не хочу до чемпионата мира встречаться с журналистами, давать интервью, выступать с прогнозами. Лучше не привлекать внимания, чтобы потом не обижать людей отказами. Этот наш разговор — первый и последний до Хельсинки. Так сказать, ответная любезность: вы же нам сейчас помогаете…

- За это расскажите, как в течение трех недель четырежды били мировые рекорды и подняли планку сразу на восемь сантиметров.

- 5 июля в Лозанне был мой первый старт в летнем сезоне. Начала так поздно, поскольку зимний выдался очень напряженным и долгим. Внешне, наверное, все выглядело легко: заказала рекордную высоту 4,93, разбежалась и взяла. На самом деле участвовать в соревнованиях после паузы всегда сложно. На волне успеха пыталась пойти на рекорд и на следующем этапе «Супер Гран-при» в греческом Ретимно. Не получилось. На Мадрид настраивалась по-особому. Решила: попробую накинуть сразу два сантиметра, прыгнуть на 4,95. Так и вышло. Правда, погодные условия в Испании подкачали: на солнце плюс 55 градусов. Да еще сильный боковой ветер. Словами не описать! Единственное желание: лечь где-нибудь под зонтом и не шевелиться, а тут ведь работать надо на пределе сил… Самое обидное, что, едва соревнования закончились, в секторе появилась тень.

- Потом был Лондон, не оправившийся от терактов.

- Об этом старалась не думать. Если умирать, так с музыкой.

- Но метро, наверное, обходили стороной? Профилактически…

- Нас до стадиона и обратно на автобусе возили. Времени на прогулки по городу не оставалось.

- Пятиметровый подарок лондонцам заранее готовили?

- Да, с Евгением Васильевичем так и планировали. На этом стадионе год назад я уже устанавливала рекорд. Сектор понравился, публика. И погода выдалась подходящая, ровная — ни холодно, ни жарко. Правда, обещали дождь, но повезло. Многое еще зависит от настроения, с которым утром просыпаешься. Если что-то не заладилось, потом трудно переломить себя. 22 июля все пошло хорошо. Размялась, начала прыгать, с первой попытки взяла 4,70, затем 4,80… Чувствую: поперло! Высоту 4,96 брать не собиралась, хотела сразу идти на пять метров, но полячка Аня Роговска вдруг решила посоревноваться. Ладно, думаю, давай потягаемся. Еще интереснее, когда в секторе есть достойный соперник.

Ане попытки не удались, а я со второй взяла 4,96 и заказала следующую высоту, пятиметровую. Заранее ощущала: получится. Такая уверенность редко случается, но, видимо, это был мой день. Первый же прыжок оказался удачным, а дальше… На несколько минут словно провалилась куда-то, вспоминаю происходившее с трудом. Вроде бы семнадцатый мировой рекорд, могла бы привыкнуть, к тому же специально готовила себя к пяти метрам, но все обрушилось совершенно неожиданно. Наверное, слишком долго шла к цели. Знаковый рубеж, этап.

- Головокружения от успехов не случилось?

- Я взрослая девочка, быстро собрала эмоции в кулак.

- Зато с арифметикой у девочки, кажется, швах.

- Это еще почему?

- Подняв планку сразу на четыре сантиметра, лишили себя 150 тысяч долларов призовых. Известно ведь, что за каждый мировой рекорд ИААФ платит по пятьдесят тысяч.

- Поверите ли, не думала об этом. Да, деньги немалые, они не помешали бы, но я очень хотела стать первой, кому покорятся пять метров! Отрезать по сантиметру, тянуть и рассчитывать было выше моих сил. К тому же знаю, подобная меркантильность может боком вылезти — ни денег не будет, ни рекордов.

«Не люблю, когда на соревнованиях присутствуют близкие люди»

- Читал, хотите превзойти достижение Сергея Бубки, у которого на счету 35 мировых рекордов. Вы пока остановились на цифре 17. До какого же уровня надо поднять планку, чтобы осуществить задуманное?

- И у кого из нас с арифметикой проблемы? Посчитать нетрудно: Сергей вручал мне чек на 50 тысяч в Лондоне, пожелал новых рекордов. Сказала, буду стараться.

- Вас уже прозвали Бубкой в юбке.

- Предпочитаю носить брюки. И фамилия у меня другая. Своя. Полагаю, она уже вписана в историю спорта. Большими буквами.

- Кстати, когда-то я делал интервью с Сергеем и он, визируя текст, поставил автограф с тогдашними рекордными цифрами — 6,00. Интересно, вы будете добавлять к подписи 5,00?

- Уже. С первого рекорда так поступаю. Это своеобразная традиция у прыгунов.

- Знаю, у вас с Евгением Васильевичем и собственное правило имеется — обмывать каждый рекорд красным вином.

- Так говорите, что люди решат, будто мы напиваемся. Тут ведь не в количестве выпитого дело. Важен ритуал. Берем бутылочку на двоих. Могу выпить бокал или два, чтобы чуть расслабиться, тонус в мышцах понизить. Специалистом по вину себя не считаю, полагаюсь на вкус ресторанного сомелье.

- А дома, куда сейчас так рветесь, застолье будет?

- Без загула. Говорю же: главный старт сезона впереди. К тому же семья в полном составе соберется только осенью. Инна, сестра, пока далеко от Волгограда. Ее муж — воздушный акробат в московском цирке, который до ноября уехал на гастроли в Англию. Инна как верная жена отбыла с супругом. Но на стадион сестра не смогла приехать, мы потом встретились. Признаться, не люблю, когда близкие присутствуют на соревнованиях. Им нужно оказать внимание, уделить время, а это отвлекает, мешает сосредоточиться. Пусть по телевизору смотрят.

- Гостинцы родным из-за границы везете?

- Обязательно.

- Эту плюшевую лошадку, которая из сумки выглядывает?

- Нет, это шведы подарили на память о соревнованиях.

- Там, говорят, были презенты и подороже. Например, бриллиант весом в карат за новый рекорд стадиона.

- Мне его пока не вручили, обещают позже. Не особо переживаю, к драгоценностям отношусь спокойно. Видите, на мне нет ни одной золотой вещи, все кольца на пальцах серебряные.

- Зато медали высшей пробы… Перед прыжками снимаете украшения?

- Они не мешают. Привыкла.

- А часы почему на правой руке носите?

- Я левша, так удобнее.

- Думал, Владимиру Путину подражаете.

- Разве он тоже леворукий? Никогда не обращала внимания, где у президента часы… Нет, никому не подражаю, я сама по себе. Правда, к чужому мнению стараюсь прислушиваться. Вот посоветовали новые книжки Коэльо и Мураками, взяла в поездку и за месяц, пока по Европе колесила, обе прочла. Вообще же беру в дорогу минимум вещей. Основные тяжести ведь приходится таскать Евгению Васильевичу. Один кофр с семью шестами чего стоит!

«Мечтала о машине и после Олимпиады в Афинах купила себе джип БМВ-Х3»

… Наша машина утыкается в пробку на МКАД, становится окончательно ясно: к рейсу в «Домодедово» не поспеть. Вылет откладывается до утра, мы разворачиваемся в сторону гостиницы, а Лена звонит по мобильному в Волгоград отцу и говорит, что встречать сегодня не надо. Заодно просит пригнать с парковки машину. Мол, завтра сама за руль сядет.

- Помнится, раньше Евгений Васильевич не позволял вам крутить баранку перед серьезными стартами.

- Он и сейчас просит не лихачить.

- Слушаетесь?

- Иногда охота надавить на газ, но в городе особенно разогнаться негде.

- На чем ездите?

- На джипе БМВ-Х3. Давно мечтала о машине, а после Олимпиады в Афинах получила деньги за победу и купила.

- Распоряжаться большими суммами научились?

- Не такие уж они и большие, как мы с вами успели выяснить. К сожалению, легкая атлетика не столь привлекательна для спонсоров и рекламодателей, как, например, теннис. У меня до сих пор нет личного контракта, пока агент лишь переговоры ведет. Надеюсь подписать по итогам сезона, тогда все расскажу, а сейчас боюсь сглазить.

- Читал, о собственном бизнесе подумываете?

- Если только после завершения карьеры. Но придется подучиться. Закончила в этом году четыре курса института физкультуры, иду в аспирантуру. Второе высшее образование нужно, еще не определилась какое. Наверное, что-нибудь экономическое. Опять же с прицелом на бизнес. Пока то, что зарабатываю, трачу. Вот квартиру в Волгограде купила.

- Новоселье справили?

- Ремонт. Обещают управиться к Новому году, значит, к будущему лету закончат. По-прежнему живу с родителями.

- Большой жилплощадью-то обзавелись?

- Сто метров. Мне хватит.

- В Москву перебираться не планируете?

- Ни за что! Волгограду никогда не изменю. Меня там все устраивает, какой смысл с места срываться? Чтобы в московских пробках стоять и в секторе с соперницами локтями толкаться?

- В память о победах что-нибудь из-за границы привозите?

- Коллекционирую магниты, которые на холодильник лепят. С названиями городов и стран, где побывала. Уже штук сто, наверное, есть. Правда, если попросите рассказать о достопримечательностях того или иного места, вряд ли сумею. Обычная беда спортсменов: видим лишь аэропорты, стадионы, гостиницы и проплывающее мимо окна автобуса…

- А кулинарными пристрастиями обзавелись?

- Не гурман. И экспериментировать не особо люблю. Например, суши до сих пор не рискнула попробовать. Как-то чудно есть сырую рыбу… Правда, в конце сезона поеду в Японию и Китай, там отвертеться не удастся. Еще надо научиться палочками есть. Не знаю толком, как их держать.

- Ну да, у вас руки под шест заточены. До мозолей, поди?

- Показывать не буду. И не просите!

- А чего стесняться? Это же трудовое!

- С детства. Как гимнастикой заниматься стала… Знаете, мы с сестрой всегда мечтали о гладких, мягких ладошках. Сейчас на Инну смотрю и говорю: «Дождалась?» Она ведь первой спорт оставила, в фитнес перешла. Инна отвечает: «Потерпи, сестричка!» А я что? Терплю…