Политика

Народный депутат владимир бойко: «не дай бог, чтобы никопольский ферросплавный попал в руки «привата»

0:00 — 23 августа 2005 eye 287

По мнению руководителя Мариупольского меткомбината им. Ильича, это приведет к монополизации производства ферросплавов, которая полностью уничтожит конкуренцию на этом рынке

Ситуация, сложившаяся вокруг Никопольского ферросплавного завода, так и не прояснилась. Несмотря на то что к правительству с просьбой не допустить смены собственников предприятия обратились рабочие и трудовые коллективы других предприятий Никополя. Они небезосновательно предполагают, что желание Кабмина реприватизировать завод, то есть найти другого инвестора, может обернуться катастрофой для города.

Однако правительство продолжает судебную тяжбу, добиваясь признания незаконной приватизации Никопольского ферросплавного завода, в результате которой контрольный пакет акций был приобретен промышленно-финансовым консорциумом «Приднепровье». Более того, не дожидаясь вынесения окончательного судебного вердикта, о своем желании поучаствовать в повторной приватизации заявила группа «Приват». Как известно, она и ранее, в 2003 году, имела виды на это предприятие. Тогда вместе с ОАО «Запорожский завод ферросплавов» и ОАО «Стахановский завод ферросплавов» «Приват» подал заявку на участие в конкурсе по продаже пакета акций ОАО «Никопольский завод ферросплавов». С тем чтобы, получив контроль над Никопольским ферросплавным, сформировать единую политику сбыта Запорожского и Никопольского заводов. О подобных намерениях заявлял тогдашний глава правления ОАО «ЗЗФ» Павел Кравченко. Эти намерения продиктованы следующим обстоятельством: на данный момент в Украине всего три крупнейших производителя ферросплавов. Причем два из них — Стахановский и Запорожский заводы, — по сообщениям прессы, находятся под контролем финансово-промышленной группы «Приват», что означает фактический контроль над 44,5 процента украинского рынка ферросплавов. То есть в 2003 году «Приват» боролся, по сути, за монополизацию украинского рынка данного вида продукции. Тогда все участники рынка — как потенциальные инвесторы, так и политические руководители — понимали, что приватизация НЗФ группой «Приват» будет иметь негативные последствия. Ведь монополия полностью уничтожит конкуренцию на этом рынке и создаст угрозу диктатуры цен со стороны производителей. Все это, в свою очередь, негативно повлияет на конкурентоспособность отечественной металлургической продукции, которая и без того упала в связи с неблагоприятной мировой конъюнктурой.

В 2003 году на имя тогдашнего президента Украины Леонида Кучмы было отправлено письмо за подписью руководителей «АМК», «Запорожстали», «Криворожстали», «Азовстали» и других крупнейших металлургических предприятий. Авторы письма просили не допустить приватизации монополизации ферросплавного производства на рынке Украины и не продавать НЗФ структурам, близким к «Привату». Среди подписавшихся два года назад под этим письмом был и народный депутат, член парламентского комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства, руководитель Мариупольского меткомбината им. Ильича Владимир Бойко. Своей тогдашней позиции он не изменил и сейчас. Владимир Бойко опять выступил против передачи Никопольского ферросплавного завода в руки промышленно-финансовой группы «Приват». Комментируя СМИ сложившуюся ситуацию, он сказал: «НЗФ — крупнейший в Европе завод, производящий ферросплавы, необходимые для металлургической промышленности. Не дай Бог, если это предприятие попадет в руки «Привата». Тогда он станет полным монополистом по ферросплавам и сможет дирижировать ценами. Это опасно. Пусть правительство решает это дело, как знает. Но думаю, что Антимонопольный комитет согласия на это не даст».

Как известно, два года назад Никопольский ферросплавный «Привату» не достался. Иностранные инвесторы от участия в конкурсе отказались, хозяина завода стали искать внутри страны. Причем в ходе поиска тогдашняя власть не изменила практиковавшейся ею системе сдержек и противовесов: чрезмерное усиление одних бизнес-групп сопровождалось поддержкой других, и наоборот. При этом была достигнута цель — избежать монополизации рынка ферросплавов. Сейчас, вероятно, нынешняя власть ставит другие задачи, а именно: отдать производство данного продукта в одни руки. И мнение экспертов ее, кажется, мало интересует…