Спорт

Заслуженный тренер украины нина кожух: «если честно, я была уверена, что после афин яна клочкова уже больше не вернется в спорт. Но на днях она улетела на открытый чемпионат сша»

0:00 — 2 декабря 2005 eye 703

После годичного перерыва четырехкратная олимпийская чемпионка снова тренируется под руководством Нины и Александра Кожух. У этих знаменитых украинских наставников Золотая Рыбка начала заниматься плаванием ровно 15 лет назад

Сегодня самая титулованная украинская пловчиха Яна Клочкова выступит на Открытом чемпионате США. Это уже третий международный турнир, в котором принимает участие наша Золотая Рыбка после годичного перерыва, взятого после Олимпийских игр в Афинах. Накануне отлета Клочковой в Америку «ФАКТЫ» решили навестить ее неизменного тренера Нину Кожух, чтобы из первых уст услышать, правда ли, что Яна снова решила продолжить сотрудничество с ней и ее супругом.

- Заходите в гости, — любезно пригласила нас Нина Федоровна.  — Только не пугайтесь, я вся в гипсе. Упала дома со стремянки, руку сломала, получила растяжение связок на ноге…

«Год какой-то неудачный: то на морского ежа наступила, то со стремянки упала… »

Традиционный «фактовский» набор — «Советское» шампанское, «Киевский» торт и букет бордовых роз — до того растрогал Нину Федоровну, что ее глаза наполнились слезами. Да вот незадача — взять цветы она никак не могла: левая рука в гипсе, правой Нина Федоровна опиралась на костыль.

- Похозяйничайте без меня, а то я не в форме, — заволновалась Нина Кожух.  — Цветы поставьте вон в ту вазу с моим портретом — это из сервиза, который мне подарили на юбилей (18 июля этого года тренер отметила свой юбилей.  — Авт. ). Торт и шампанское в кухню несите, чайку-кофейку выпьем.

Увидев, что фотокор то и дело прицеливается сфотографировать ее, запротестовала:

- Ой, умоляю, не фотографируйте меня в таком виде! Я бы хоть прическу сделала!.. Ну, ладно, дайте хоть костыль спрячу, — наконец-то сдалась Нина Федоровна, решительно задвинув медицинский «снаряд» за коричневый кожаный диван.

- Угораздило же меня упасть накануне отлета в США, — вздыхает Кожух.  — Пришлось сдать билет. Яна так расстроилась! Не хотела ехать без меня. Но по контракту с американской спортивной фирмой она обязана выступить на чемпионате. Сегодня утром улетела в Америку…

- Как же вы со стремянки-то упали? Когда это случилось?

- В минувший понедельник. Мы в тот злополучный день приехали с Яной из Хорватии. Там такая теплынь! А здесь, в Киеве, уже холодно. Дай, думаю, хоть шарф с антресоли достану. А у меня очень скользкие шлепки. Еще подумала: может, снять их, босиком полезть?.. Встала на стремянку, шлепки соскользнули… Боже мой, как я упала!.. Дома никого. Муж в Харькове. Клочковы в Донецк уехали. Еле-еле добралась до телефона, позвонила своему ученику. Потом приехала Яна со своим другом. Отвезли меня в больницу. Я там пробыла пару дней, насмотрелась всякого… Едва уговорила докторов отпустить меня домой.

Теперь вот у меня «костяная нога». Слава Богу, перелома нет — врачи констатировали растяжение связок. А вот руку сломала-таки. Ну да ничего, до свадьбы заживет. Год какой-то невезучий… Поехала в августе на Универсиаду проходившую в Измире. Пошли мы с переводчицей купаться. Я обычно с берега сразу плыву, а тут стали на дно и бах — наступили на морских ежей. Больно! Турок принес нам из ресторана подсолнечное масло, мы смазали ноги, кое-как добрались до гостиницы. К вечеру ранки на ногах стали нарывать. В общем, прооперировали нас местные врачи без обезболивания. Мы так орали!..

- Нина Федоровна, вы верили в то, что Яна все же вернется в большой спорт?

- Если честно, то нет. Перед афинскими Играми у нас с Яной был тяжелый период: она с трудом переносила нагрузки, без конца ныла. Накануне Олимпиады говорю ей: «Потерпи, осталось 40 дней до соревнований. Выиграй хотя бы одну медаль, а потом будешь гулять целый год. Захочешь — вернешься в спорт, нет — завершишь карьеру». Яна тогда даже не поверила моим словам… Когда выводила Яну на первый олимпийский старт, увидела, что у нее мандраж. Я тоже так переволновалась тогда: если бы Яна коснулась на финише бортика не под водой, а сверху — кранты, проиграла бы американке… На следующий день от переживаний я даже сознание потеряла. Еле откачали…

После Олимпийских игр Яна взяла годичный отпуск. Для нее открылся другой мир — свобода! У нее началась бурная светская жизнь. Презентации, вечеринки, все ее на руках носят…

Живя в одном доме с Яной, я за восемь месяцев ни разу ее не видела. Мы даже не перезванивались. «Так, значит, судя по всему, Яна завершит карьеру, — решили мы с мужем.  — Ну и слава Богу». Мы набрали новую группу ребят, увлеклись работой. Не знаю, какая сила толкнула Яну на тренировки. Вернувшись из Америки, она сама ко мне пришла. 20 августа. Ровно через год после того, как мы расстались.

«Нина Федоровна, может, снова попробуем?.. » — спрашивает. «Яночка, как ты себе это представляешь? — говорю.  — Быть в спорте на вторых-третьих ролях? Нас не поймут. На первых? Это очень сложно. Год не плавать — это очень много». Я даже предлагала ей — знаете, так красиво — не начинать. «Нет, хочу плавать, и все тут!» — настаивала Яна. Что ж, взяли ее на сбор в Ялту в сентябре. Она так быстро втянулась! Только начала входить в форму — и на тебе: после экскурсии на харьковскую фабрику мороженого заболела. Неделю отхаживали.

Поехали во Францию, на первый ее официальный старт после перерыва. Мы уже десять лет ездим в Сен-Дье, там у нас друзья. И надо же, она на удивление легко проплыла, выиграла четыре золотые и две бронзовые медали. Потом съездили в Хорватию, Яна там выиграла три медали. Приехали в Киев, и в тот же день со мной случилась беда…

«За все 43 года, что мы вместе, муж меня ни разу дурой не обозвал»

- Может, Яне стоит наконец-то заняться личной жизнью? Ходят слухи, что ее сердце не свободно…

- Мы с ней договорились, что потренируемся до летнего чемпионата Европы-2006. А там посмотрим… Не хочу загадывать наперед. Яне уже 23. А может, и правда замуж выйдет, нарожает детей? Этим же тоже надо заниматься. Она встречается с парнем. По моему мнению, достойный мужчина. Он известный специалист в мире автоспорта. Изумительный телекомментатор! Интересный собеседник. Я сама любительница поговорить, но у него речь так плавно льется! И что важно, он имеет отношение к спорту. Поддержал Яну в ее решении продолжить карьеру.

«Яся, я в твою личную жизнь вмешиваться не буду, — сказала своей ученице, когда она поведала про друга.  — Ты уже взрослая. Я хочу, чтобы ты сама выбрала себе человека, который бы тебе помогал в жизни. Ну и что, что он старше тебя? Главное, чтобы вы уважали друг друга, ценили и любили. Даже если у вас не сложатся серьезные отношения, расстаться вы должны друзьями».

Пока я вижу, что этот человек помогает ей в жизни. А как сложится Яночкина судьба? Время покажет…

- Дай Бог, чтобы будущая семейная жизнь Яны была такой же крепкой, как и ваша с Сан Санычем.

- Сан Саныч у меня — золото! — с гордостью сказала Нина Кожух.  — За все 43 года, что мы вместе, он ни разу дурой меня не обозвал! Вот так! Я ведь в 17 замуж вышла. Муж старше меня на 13 лет. Познакомились мы в харьковском бассейне, где я занималась. Саша тогда был уже заслуженным тренером СССР, готовил свою ученицу к Олимпийским играм. Как-то попросил потренировать свою группу. Мне это дело понравилось. И пошло-поехало… Ох, сколько учеников за четыре десятка лет воспитали! 14 мастеров международного класса, один заслуженный.

38 рекордсменов Советского Союза. Это все до Яны. А чемпионов СССР и не сосчитать. Одна только бронзовая призерка Игр в Токио харьковчанка Татьяна Девятова — 17-кратная чемпионка СССР.

Сама-то я в шесть лет научилась плавать. Пошла с соседкой на речку. У нее потонуло белье. Я и полезла в воду. С детства пропадала на речке. Может, гены? Моя мама, помню, хорошо плавала в деревенском ставке,22222 как рыба.

- Помните, как первый раз увидели свою теперь уже самую известную ученицу?

- В Симферополе дело было. Помню, идет этакий амбал, ведет за руку загорелую пигалицу. «Здравствуйте, Нина Федоровна», — поздоровался со мной мужчина. Оказывается, он харьковчанин, знал меня заочно. Женился, переехал в Симферополь. «Вот веду Яночку на спортивную гимнастику», — говорит. «А какой рост у мамы?» — спрашиваю. «Метр восемьдесят». Какая тут гимнастика? Посоветовала привести Яночку к нам в бассейн. «Я вас так боялась в детстве! — призналась мне как-то Яна.  — Вы такая строгая. А вот сейчас я вас уже не боюсь… »